Внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:29, реферат

Описание

Государственные внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы Российской Федерации.
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Работа состоит из  1 файл

Доклад по ФК.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

Введение

Государственные внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы Российской Федерации.

Переход к рынку изменил  содержание хозяйственного механизма  в стране, организационные структуры  отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Государственные внебюджетные фонды в России - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

По своему содержанию внебюджетные фонды делятся на экономические  и социальные. Особое значение среди  государственных внебюджетных фондов имеют социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

В Российской Федерации  созданы и действуют три государственных  социальных внебюджетных фонда, которые  и будут рассмотрены.

 

1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

Бюджетный кодекс Российской Федерации предоставляет право создавать государственные внебюджетные фонды как фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенные для реализации конституционных прав граждан.

Целевые бюджетные фонды стали создаваться в РФ в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Создание внебюджетных фондов необходимо было государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Порядок образования и использования внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды  решают 2-е задачи:

1. обеспечение дополнительными  средствами приобретенных сфер экономики;

2. расширение социальных  услуг населения.

Внебюджетные фонды  имеют ряд особенностей и преимуществ:

- у органов государственной  власти появляются дополнительные  средства для вмешательства в  хозяйственную жизнь и финансовой  поддержки предпринимательства;

- целевое использование средств фондов обеспечивает эффективный контроль;

- возможность использования  для покрытия бюджетного дефицита  при определенных условиях - наличие  активного сальдо.

Связи между внебюджетными  фондами и другими звеньями финансовой системы отличаются сложностью и разнообразием. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному  фонду. Такая связь проявляется при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий.

При двухсторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в 2-х направлениях. Например, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно, при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно соприкасается с разными финансовыми  звеньями и другими внебюджетными  фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Внебюджетные фонды  обладают рядом особенностей:

- запланированы органами  власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;

- денежные средства  фондов используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

- страховые взносы  в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

- денежные ресурсы  фонда находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование средств  из фондов осуществляется по  распоряжению Правительства или  специально уполномоченного на  то органа.

По экономическому содержанию внебюджетные фонды с момента своего возникновения делились на две большие группы: социальные фонды и экономические фонды.

Под экономическими внебюджетными  фондами понимаются фонды, образуемые в соответствии с действующим  законодательством для финансирования отдельных государственных расходов и консолидируемые в составе бюджетной системы страны для обеспечения более полного государственного контроля за поступлением и целевым использованием их средств. Подавляющая часть средств экономических внебюджетных фондов консолидируется в составе федерального бюджета.

Источниками финансирования экономических внебюджетных фондов являются:

1) средства бюджетов;

2) целевые поступления  от отдельных видов налогов  и сборов, закрепленных за фондами; 

3) доходы от реализации  конфискованного имущества;

4) платежи за загрязнение  окружающей среды; 

5) штрафы и другие  платежи, поступающие в соответствующий  фонд.

Создание экономических  внебюджетных фондов связано с необходимостью обеспечения развития определенного  направления сектора экономики, социальной сферы или охраны природы.

Состав экономических  внебюджетных фондов в федеральном  бюджете непостоянен.

Ведущая роль принадлежит  государственным социальным внебюджетным фондам. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

Государственные социальные внебюджетные фонды - это целевые  централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 144 Бюджетного Кодекса  РФ в состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:

- Пенсионный фонд Российской  Федерации (ПФР);

- Фонд социального  страхования Российской Федерации  (ФСС);

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС).

 

2. Государственные социальные внебюджетные фонды

Специфика социальных внебюджетных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.

 

2.1 Пенсионный фонд  Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России (наиболее крупный из всех социальных внебюджетных фондов). На его долю в настоящее время приходится более 80% суммы средств, поступающих во всё социальные внебюджетные фонды. Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

Согласно пункту 1 Положения  о Пенсионном фонде РФ, ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации  осуществляется страховщиком, которым  является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

    Государство  несет субсидиарную ответственность  по обязательствам Пенсионного  фонда Российской Федерации перед  застрахованными лицами.

    Пенсионный  фонд Российской Федерации и  его территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

    Территориальные  органы Пенсионного фонда Российской  Федерации создаются по решению  правления Пенсионного фонда  Российской Федерации и являются юридическими лицами (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

    Страховщиками  по обязательному пенсионному  страхованию наряду с Пенсионным  фондом Российской Федерации  могут являться негосударственные  пенсионные фонды в случаях  и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Особого внимания заслуживает  ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты РФ», основным нововведением которого, является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении (монетизация льгот). Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на ПФР и его территориальные органы.

В основные задачи ПФР  входят:

- целевой сбор и  аккумуляция страховых взносов,  а также финансирование расходов  в соответствии с назначением  ПФР;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств  ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с участием  налоговых органов за своевременным  и полным поступлением в ПФР  страховых взносов, а также  за правильным и рациональным  расходованием его средств;

- межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции ПФР, участие в  разработке и реализации в  установленном законом порядке  межгосударственных и международных  договоров и соглашений по  вопросам пенсий и пособий.

Таким образом, в системе  пенсионного обеспечения РФ закреплены страховые принципы, гарантирующие  застрахованному лицу, при наступлении  страхового случая, осуществление выплаты  пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

Формирование бюджета  Пенсионного фонда РФ осуществляется в соответствии с Федеральным  законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013), с дополнениями и изменениями. Бюджет ПФР формируется за счет:

- страховых взносов;

- средств федерального  бюджета;

- сумм пеней и иных  финансовых санкций;

- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- добровольных взносов  физических лиц и организаций,  уплачиваемых ими не в качестве  страхователей или застрахованных  лиц;

- иных источников, не  запрещенных законодательством  РФ.

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ