Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:29, реферат
Государственные внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы Российской Федерации.
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.
Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах ПФР, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при их отсутствии на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.
В составе бюджета ПФР отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета ПФР, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
В соответствии с федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.01.2013) размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
П = СЧ + НЧ, где
П - размер трудовой пенсии по старости;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости (пункты 1 - 22 настоящей статьи);
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости (пункт 23 настоящей статьи).
Размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности.
Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:
П = ПК / (Т x К) + Б, где
П - размер
трудовой пенсии по
ПК - сумма расчетного
пенсионного капитала
Т - количество
месяцев ожидаемого периода
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
Б - фиксированный
базовый размер трудовой
Расходы на пенсионное обеспечение - это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. Согласно ст.147 Бюджетного Кодекса РФ - расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ:
- выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
- доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;
- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
- иные цели, предусмотренные
законодательством Российской
Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет ПФР в полном объеме.
Указанные средства расходуются в следующем порядке:
- на возмещение недостатка средств бюджета ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;
- на дополнительное повышение
базовой части трудовой пенсии
исходя из инфляции на
Обязательным страховым
- страховая и накопительная
части трудовой пенсии по
- страховая и накопительная
части трудовой пенсии по
- страховая часть трудовой
- социальное пособие на
Ответственность за нецелевое расходование денежных средств ПФР определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета ПФР создается резерв, размер которого, порядок формирования и расходования определяются ФЗ о бюджете ПФР.
2.2 Фонд социального страхования
Фонд социального страхования был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление осуществляется Правительством РФ.
ФСС, включая исполнительные органы, является некоммерческой организацией, не занимающейся предпринимательской деятельностью. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:
- региональные отделения,
управляющие средствами
- центральные отраслевые
отделения, управляющие средств
- филиалы отделений,
создаваемые региональными и
центральными отраслевыми
Основными задачами ФСС являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке
и реализации государственных
программ охраны здоровья
- осуществление мер,
обеспечивающих финансовую
- разработка совместно
с Министерством труда и
- организация работы
по подготовке и повышению
квалификации специалистов для
системы государственного
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.
Средства ФСС образуются за счет:
- страховых взносов
работодателей (предприятий,
- страховых взносов
граждан, занимающихся
- страховых взносов
граждан, осуществляющих
- доходов от инвестирования
части временно свободных
- добровольных взносов
граждан и юридических лиц;
поступления иных финансовых ср
- ассигнований из федерального
бюджета на покрытие расходов,
связанных с предоставлением
льгот (пособий и компенсаций)
лицам, пострадавшим
- прочих поступлений
(возмещаемых страхователем
Средства ФСС направляются на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных
выходных дней по уходу за
ребенком-инвалидом или
- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
- частичное содержание
детско-юношеских спортивных
- оплату проезда к месту лечения и обратно;
- создание резерва
для обеспечения финансовой
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления ФСС;
- финансирование деятельности
подразделений органов
- проведение научно-
- осуществление иных
мероприятий в соответствии с
задачами Фонда, включая
- участие в финансировании
программ международного
Средства ФСС используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций, образуют фонд развития Фонда социального страхования РФ.
Региональные отделения фонда образуются в субъектах РФ. Они решают следующие задачи:
1) осуществляют регистрацию
страхователей и выдают
2) осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли;