Внебюджетные фонды Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:27, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
Данная цель предусматривает постановку и решение следующих задач:
1) изучить роль и особенности внебюджетных фондов РФ;
2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ;
3) классифицировать внебюджетные фонды РФ;
4) выявить особенности функционирования внебюджетных фондов в РФ;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
3
Глава 1. Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов….
6
Глава 2. Особенности функционирования внебюджетных фондов Российской Федерации…………………………………………………………

11
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации……………………………….
16
2.2Фонд социального страхования Российской Федерации…………………
22
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации………………………………………………………………………

26
Глава 3. Перспективы развития внебюджетных фондов Российской Федерации…………………………………………………………………….....

31
Заключение……………………………………………………………………...
41
Список литературы……………………………………………………………..
44
Содержание

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСЫ.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле

 

 

 

Финансово-кредитный факультет

Кафедра финансов, бюджета и страхования

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

На тему: «Внебюджетные фонды Российской Федерации»

 

 

 

 

 

Студентка

 

Специальность

 

Образование

 

№ личного дела

 

Группа

Преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2011

Введение…………………………………………………………………………

3

Глава 1. Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов….

6

Глава 2. Особенности функционирования внебюджетных фондов Российской Федерации………………………………………………………

 

11

2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации……………………………….

16

2.2Фонд социального страхования Российской Федерации…………………

22

2.3 Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации………………………………………………………………………

 

26

Глава 3. Перспективы развития внебюджетных фондов Российской Федерации…………………………………………………………………….....

 

31

Заключение……………………………………………………………………...

41

Список литературы……………………………………………………………..

44

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населению.

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ос­лаблению роли государства, проявлением чего стало реформирова­ние государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.                                                  

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались [9; 260].

Актуальность темы курсовой работы заключается в том что, в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Сказанное выше позволяет заключить, что данная тема исследования имеет актуальность и практическую значимость, что послужило основанием для его выбора.

Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.

Данная цель предусматривает постановку и решение следующих задач:

1) изучить роль и особенности внебюджетных фондов РФ;

2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ;

3) классифицировать внебюджетные фонды РФ;

4) выявить особенности функционирования внебюджетных фондов в РФ;

5) проанализировать перспективы развития внебюджетных фондов РФ на 2012-2014 гг.

Предметом исследования является – внебюджетные фонды в Российской Федерации, а объектом исследования является финансовая система Российской Федерации.

В данной работе мы рассмотрим: роль и особенности внебюджетных фондов, их классификацию, проанализируем динамику и структуру социальных фондов и перспективы развития внебюджетных фондов в РФ.

Цель данной курсовой работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития Российской Федерации.

 Исходя из данной цели, поставленной для выполнения данной курсовой работы я поставила следующие задачи:

Во-первых, рассмотреть экономическое содержание и значение внебюджетных фондов Российской Федерации;

Во-вторых, выявить особенности функционирования внебюджетных фондов Российской Федерации

В-третьих, рассмотреть более подробно государственные фонды Российской Федерации такие как: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

И, наконец, рассмотреть перспективы развития внебюджетных фондов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов

 

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Согласно Закону Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов» от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 представительный орган власти вправе принимать решения об образовании целевого внебюджетного фонда, средства которого формируются за счет добровольных взносов и пожертвований на соответствующие цели; сумм штрафов за нарушения правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб; сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненный при этом ущерб платежей; иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством [3, стр. 283].

Внебюджетные фонды являются социальными фондами по определению.

Они решают три важные задачи:

1.                  обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики страны;

2.                  возможность «резервирования» денежных средств помимо  государственного бюджета;

3.                  увеличение количества услуг социального характера населению.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

- запланированы органами власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;

- денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

- формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);

- из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ (Закон Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3303-1) [4, стр.120].

В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

Внебюджетные фонды создаются двумя способами. Первый способ - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, второй способ – это формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

В Российской Федерации внебюджетные фонды были созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 года. Причиной их появления считается необходимость выделения важных государственных статей бюджета в отдельные, самостоятельные источники дохода.

Материальным источником внебюджетных фондов в Российской Федерации является национальный доход. Основная часть фондов формируется в процессе его перераспределения.

Основные методы мобилизации национального дохода - это специальные целевые налоги и сборы, займы и дополнительные средства из бюджета. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, регионального и местного бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов.

Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в  форме дивидендов или процентов.

К доходам внебюджетных фондов можно отнести такие  показатели, как:

- специальные налоги и сборы с физических и юридических лиц;

- отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

- дотации из бюджета;

- займы, полученные фондами у коммерческих банков или Центрального Банка РФ;

- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом.

Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и не подлежат изъятию.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, а также указываются источники формирования и определяется порядок и направленность использования денежных средств.

 

 

Информация о работе Внебюджетные фонды Российской Федерации