Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
Данная цель предусматривает постановку и решение следующих задач:
1) изучить роль и особенности внебюджетных фондов РФ;
2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ;
3) классифицировать внебюджетные фонды РФ;
4) выявить особенности функционирования внебюджетных фондов в РФ;
Введение…………………………………………………………………………
3
Глава 1. Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов….
6
Глава 2. Особенности функционирования внебюджетных фондов Российской Федерации…………………………………………………………
11
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации……………………………….
16
2.2Фонд социального страхования Российской Федерации…………………
22
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации………………………………………………………………………
26
Глава 3. Перспективы развития внебюджетных фондов Российской Федерации…………………………………………………………………….....
31
Заключение……………………………………………………………………...
41
Список литературы……………………………………………………………..
44
Содержание
- иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:
- трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
- социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);
- пенсия за выслугу лет;
- пособие одиноким матерям;
- пенсия военнослужащим и членам их семей;
- пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.
Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты.
Суть пенсионной реформы в том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Она основана на установлении трехуровневой пенсии:
- базовая часть пенсии (6 %);
- страховая часть пенсии (10 %);
- накопительная часть пенсии (4%).
Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная – 4%.
Госдумой были утверждены доходы и расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Общее превышение доходов над расходами на 2009 г. составило в сумме 241,5 млрд. руб. Вместе с тем расчетный дефицит в распределительной составляющей бюджета обеспечивался за счет дополнительных поступлений из федерального бюджета (+315,6 млрд. руб.). Т.е. доля средств федерального бюджета повысилась с 52% до 63%.
Доходы и расходы Пенсионного фонда выросли. Общий объем доходов бюджета Пенсионного фонда в 2010 году составил 4 102, 34 млрд. рублей, а расход бюджета ПФР составил 3 721,4 млрд. руб.
Прогнозируемые доходы ПФР на 2011 г. вырастут на 600 млрд. рублей, что составит в сумме 4 757,5 млрд. рублей, а расход составит 4 268, 3 млрд. руб. (табл. 1).
Таблица 1. − Размеры доходов и расходов Пенсионного фонда (млрд. руб.)
| 2009 год | 2010 год | Плановый период на 2011 год |
Доходы | 3217490 | 4102247 | 4757464 |
Расходы | 2911102 | 3721390 | 4268249 |
2.2 Фонд социального страхования РФ
Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом и создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. ФСС создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» и действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.
Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.
Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Основными задачами Фонда являются:
1) обеспечение гарантированных государством пособий;
2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
3) осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
4) частичное содержание санаториев-профилакториев, и различных санаторных и оздоровительных лагерей для детей;
5) разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.
Средства ФСС образуется за счет страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов); доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период, а также ассигнований из республиканского бюджета РФ и добровольных взносов физических и юридических лиц. Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем, возглавляющим центральный аппарат Фонда. Отделением руководит управляющий. Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами. Бюджет Фонда и отчет об его исполнении утверждаются Федеральным законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. Филиал отделения Фонда является обособленным подразделением отделения Фонда. Положением о филиале предусматривается осуществление всех или части функций отделения Фонда, а также возможность иметь отдельный баланс либо смету, счета в банке, при этом он не является юридическим лицом. Филиал наделяется имуществом, создавшим его отделением Фонда на праве оперативного управления. Средства для государственного социального страхования хранятся на текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов, открываемых в учреждениях ЦБ РФ. Для хранения и учета средств для социального страхования Фонду, его отделениям открываются текущие счета, филиалам отделений Фонда - транзитные и текущие счета. Отделения Фонда ежеквартально финансируют расходы своих филиалов по содержанию аппарата в пределах утвержденных смет и обеспечивают покрытие перерасхода по выплаченным пособиям страхователей. Другие операции по расходованию средств с транзитных счетов филиалами не производятся. Финансовые отчеты об исполнении бюджета Фонда составляются ежеквартально. Контроль за полнотой и своевременностью начисления, уплаты страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой России, а за рациональным расходованием этих средств в организациях - Фондом с участием профессиональных союзов.
Фонд социального страхования образуется за счет:
- страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц;
- ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.
Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 3,2% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.
Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.
Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.
Согласно Положению о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования страховой тариф взносов, уплачиваемых работодателем и иными плательщиками, определяется Законом Российской Федерации по представлению Правительства страны [3, стр. 310].
Таким образом, внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов всего мира в целом и нашей страны в частности.
Общий объем доходов бюджета фонда социального страхования в 2009 г. составил 445,1 млрд. руб. (в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 70,6 млрд. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 млрд. руб.), общий объем расходов фонда социального страхования составил 447,2 млрд. руб., а предельный объем дефицита бюджета ФСС – 2,05 млрд. руб. (табл. 2).
Источником финансирования дефицита бюджета ФСС в 2009 г. явилось изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета фонда в течение 2008 г. по состоянию на 1 января 2009 г [6].
Общий объем доходов бюджета фонда социального страхования в 2010 г. составил 520,6 млрд. руб. (в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 89,4 млрд. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 18,5 млрд. руб.). Общий объем расходов бюджета ФСС в 2010 г. составил 506,3 млрд. руб. (табл. 2).
Предполагаемый общий объем доходов ФСС на 2011 г. составит в сумме 591,4 млрд. руб. (в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 114,2 млрд. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 19,25 млрд. руб.)
Общий объем расходов бюджета ФСС на 2011 г. определен в сумме 572,3 млрд. руб.(табл. 2).
Предельный объем профицита бюджета фонда социального страхования на 2010 г. составил 14,3 млрд. руб., на 2011 г. – 19,08 млрд. руб.
Таблица 2. − Размеры доходов и расходов Фонда социального страхования (млрд. руб.)
| 2009 год | 2010 год | Плановый период на 2011 год |
Доходы | 445133 | 520 578 | 591 387 |
Расходы | 447188 | 506 313 | 572 307 |