Внебюджетные фонды Российской Федерации

Автор работы: Елена Камаева, 06 Августа 2010 в 20:58, контрольная работа

Описание

Появление внебюджетных фондов произошло задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства – бюджета – в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось в новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. Они носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирование такие фонды прекращали свое существование. В связи с этим количеством специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема специальных фондов.
Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдался избыток средств, в других – недостаток) и требовало дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом становится законом, обязательным к исполнению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1. Понятие, задачи и специфика внебюджетных фондов……………………
2. Способы создания и методы формирования
внебюджетных фондов……………………………………………………..
3. Классификация внебюджетных фондов……………………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Библиографический список…………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Внебюджетные фонды Российской Федерации 2.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

Тема: «Внебюджетные фонды Российской Федерации»

 

МОСКВА 2004

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………….

  1. Понятие, задачи и специфика внебюджетных фондов……………………
  2. Способы создания и методы формирования

          внебюджетных фондов……………………………………………………..

  1. Классификация внебюджетных фондов……………………………………

    Заключение……………………………………………………………………...

    Библиографический список……………………………………………………. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ

     Появление внебюджетных фондов произошло задолго  до возникновения единого центрального денежного фонда государства – бюджета – в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось в новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. Они носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирование такие фонды прекращали свое существование. В связи с этим количеством специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема специальных фондов.

     Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдался избыток средств, в других – недостаток) и требовало дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом становится законом, обязательным к исполнению.

     В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объемов  таких фондов объясняется рядом  причин:

    • у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержке предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;
    • будучи автономными от бюджета, эти фонды предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. Именно появление внебюджетных фондов со строго целевым использованием средств, обеспечивает более эффективный государственный контроль;
    • внебюджетные фонды могут при определенных условиях, то есть наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита. 

     Понятие, задачи и специфика  внебюджетных фондов

     Внебюджетные  фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных  или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

     Внебюджетные  фонды – один из методов перераспределения  национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

     Социальные  внебюджетные фонды стали создаваться  после принятия Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В число государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказание бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т. д. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств.

     Социально внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако эта самостоятельность существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы использования своих средств в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. 

     Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи:

    1. обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики, например, фонды НИОКР, экологические фонды и др.;
    2. расширить социальные услуги населению с помощью различных специальных фондов.

      Внебюджетные  фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей: (2002)

    • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
    • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
    • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
    • страховые взносы в фонд и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
    • отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, определяются Бюджетным кодексом РФ (глава 17) принятым Государственной Думой 17 июля 1998 г.;
    • денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
    • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);
    • из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ (Закон Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3303-1).

      

     Способы создания и методы формирования внебюджетных фондов

     Внебюджетные  фонды создаются двумя путями:

    1. выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
    2. формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

      Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки наименее обеспеченных групп населения и выделенный из центрального бюджета. Создание других фондов связано с возникновением новых ранее не известных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В таком случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании внебюджетного фонда. Так в ряде государств возникли экономические внебюджетные фонды.

      Внебюджетные  специальные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

      Материальным  источником внебюджетных фондов, как  и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

      Главными  методами мобилизации национального  дохода в процессе перераспределения  при формировании фондов является:

    • специальные налоги и сборы;
    • средства из бюджета и займы.

      Основной  метод – специальные налоги и  сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов.

     средства  из бюджетов поступают в форме  безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

      При формировании доходной части бюджетов внебюджетных фондов существуют ряд  льгот. 

     Классификация внебюджетных фондов.

     По  экономическому содержанию внебюджетные фонды с момента своего возникновения делились на две большие группы:

    1. Социальные фонды, к которым относится Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, фонды социальной поддержки населения и др.;
    2. экономические фонды: дорожные, НИОКР и др.

     В зависимости от правового статуса  различают внебюджетные фонды:

    1. находящиеся в собственности федеральной власти – федеральные фонды;
    2. создаваемые по решению представительных органов субъектов Федерации и местных органов самоуправления – региональные фонды.

     Согласно  гл. 24 налогового кодекса РФ с 1 января 2001 г. вводится единый социальный налог, зачисляемый в государственные  внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ – и предназначенные для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. 

     Налогоплательщиками ЕСН признаются:

  • работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица.
  • индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.

      Объекты налогообложения ЕСН:

  • выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера о выполнении работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
  • выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.

      Налоговые льготы, предоставляемые по уплате ЕСН, носят ярко выраженный социальный характер. Освобождены от уплаты ЕСН организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающие в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы; общественные организации инвалидов; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.   

      Работодатели, производящие выплаты наемным работникам (организации, ИН, физические лица), применяют  базовую ставку 35,6 % при налоговой  базе на каждого отдельного работника  до 100 тыс. руб. нарастающим итогом с начала года.

      Для организаций-работодателей, занятых  в производстве сельскохозяйственной продукции, а также для родовых, семейных общин малочисленных народов  Севера, занятых традиционными отраслями  хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств применяется базовая ставка 26,1 %. Индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств применяют базовую ставку 22,8 % при налоговой базе до 100 тыс. руб. нарастающим итогом с начала года. Для адвокатов установлена базовая ставка 17,6 % при налоговой базе до 300 тыс. руб. нарастающим итогом с начала года.

Информация о работе Внебюджетные фонды Российской Федерации