Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использова­ния финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансиро­вания некоторых общественных потребностей и комплексно расходуе­мых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.

Содержание

Введение 2
Особенности внебюджетных фондов их формирование и использование. 3
Государственные внебюджетные фонды 4
Пенсионный фонд. 7
Фонд социального страхования РФ 13
Фонд обязательного медицинского страхования 15
Заключение 17
Список литературы: 18
Приложение 19

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

Содержание

Введение

Особенности внебюджетных фондов их формирование и использование.

Государственные внебюджетные фонды

Пенсионный  фонд.

Фонд социального страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования

Заключение

Список литературы:

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использова­ния финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансиро­вания некоторых общественных потребностей и комплексно расходуе­мых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.

Впервые внебюджетные фонды появились в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. И с этого времени они сформировались на более регулярной основе и в значительно больших объемах. После Второй мировой войны внебюджетные фонды создаваться особенно активно, первоначально в развитых страна Западной Европы.

Появление внебюджетных фондов (в виде различных специальных фондов, специальных счетов и т. д.) было вызвано необходимостью решения на том или ином этапе возникающих острых социально-экономических проблем, решение которых по разным причинам оказывалось невозможным за счет бюджетных ресурсов.  В отличие от бюджетных фондов, предназначенных для удовлетворения огромного круга общественных потребностей, внебюджетные фонды часто создавались для решения относительно узких конкретных задач, что объективно требовало формирования особых финансовых механизмов привлечения и использования средств.

В современном мире образование различных, притом весьма значительных по объему внебюджетных фондов стало обычной практикой. Огромные объемы аккумулируемых во внебюджетных фондах средств являются, по существу, вторым бюджетом центральных правительств, а значит, расширяют и финансовые ресурсы; и возможности целенаправленного регулирования социально-экономических процессов.

Целевые внебюджетные фонды в РФ стали создаваться в пе­риод перехода страны на рыночные отношения. Основным мотивом их создания было стремление «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета  финансировались с большим напряжением.

В настоящее время задачами функционирования внебюджетных фондов яв­ляются: обеспечение дополнительными средствами приоритет­ных сфер народного хозяйства страны; резервирование денеж­ных средств помимо государственного бюджета для финансиро­вания незапланированных расходов; стимулирование увеличения количества услуг социального характера населению.

Постепенно из бюджета  выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Особенности внебюджетных фондов их формирование и использование. 

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фон­дов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета. Государственная власть с расши­рением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер. С выполнением государством намеченных мероприя­тий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фон­дов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями.

Первый путь — это выделение из бюджета определенных расходов, име­ющих особо важное значение.

Второй путь — формирование внебюджетно­го фонда с собственными источниками доходов для определенных це­лей. К последним, в частности, относятся созданные во многих странах фонды социального страхования, которые предназначены для социаль­ной поддержки определенных групп населения.

Создание других фондов обусловлено возникновением новых, ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со сто­роны общества.

Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход[1]. Преобладающая часть фондов создается в процессе пе­рераспределения национального дохода. Основные методы мобилиза­ции национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов — специальные налоги и сборы, средства из бюд­жета и займы.             

Внебюджетные фонды могут создаваться федеральным и региональ­ными органами государственной власти и органами местного самоуправ­ления. Средства в эти фонды могут поступать как в обязательном поряд­ке, так и на добровольной основе. Расходование средств фондов осущест­вляется по строго целевому назначению на государственное социальное страхование и социальное обеспечение, финансирование от­раслей экономики, а развитие социальной и производствен­ной инфраструктуры отдельных территорий и т. д.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

      влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирова­ния, кредитования отечественных предприятий;

      обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет спе­циально определенных источников и штрафов за загрязнение окружаю­щей среды;

      оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

      предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — центральных, республикан­ских и местных.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фон­ды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги.

Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования; и во-вторых, доходы от инвестиций явля­ются дополнительными источниками финансирования затрат соответ­ствующего фонда.

 

Государственные внебюджетные фонды

 

Государственный внебюджетный фонд - это, с одной стороны, фонд денежных средств, созданный государством отдельно от бюджета для финансового обеспечения выполнения определенных задач, а с другой стороны, организация, осуществляющая управление этим де­нежным фондом.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой элемент системы государственных финансов, теснейшим образом связанный с бюджетной системой страны. Прежде всего их объединяет единый ис­точник финансовых ресурсов - национальный доход. Государство ак­кумулирует часть национального дохода и осуществляет перераспреде­ление сформированных финансовых ресурсов между отраслями и сек­торами экономики, а также между             отдельными слоями и группами населения.

Правовую основу деятельности государственных внебюджетных фондов РФ составляют:

Конституция РФ — выступает главным источником права по всем отраслям общественной жизни. Применительно к государственным вне­бюджетным фондам ее роль состоит в реализации принципов социально­го государства, закрепленных в этом документе;

Налоговый кодекс РФ -  в части, посвященной единому социальному налогу (ЕСН), законодательно закрепляет один из источников поступле­ния средств в государственные внебюджетные фонды;

Бюджетный кодекс - определяет основы функционирования госу­дарственных внебюджетных фондов как элементов бюджетной системы РФ   ;

нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности отдельных фондов, - необходимы для решения организационных вопросов, связанных с деятельностью конкретного фонда, т. е. отражают специфику деятельности каждого фонда. К ним относятся Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.

Указы Президента при необходимости конкретизируют и дополняют  действующие законодательные акты, используются как механизм оперативного решения отдельных вопросов социальной политики. Нормативные акты правительства играют важную роль в обеспечении социальных прав граждан, поскольку оно непосредственно ответственно за реализа­цию единой государственной политики.

В Бюджетном кодексе государственные внебюджетные фонды оп­ределены как участники бюджетного процесса, т. е. процесса по со­ставлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов. Бюджетный кодекс определяет основные по­ложения, регулирующие деятельность государственного внебюджетного фонда.

В соответствии со ст. 13 Бюджетного кодекса государственный вне­бюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне феде­рального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и пред­назначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсион­ное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном указанным кодексом.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в реальной собственности. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы и изъ­ятию не подлежат.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов состав­ляются органами управления указанных фондов и направляются органа­ми исполнительной власти на рассмотрение законодательных (предста­вительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Фе­дерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджет­ных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представи­тельных) органов субъектов Российской Федерации одновременно с проектами законов субъектов Российской Федерации о бюджете на оче­редной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием за­конов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финан­совый год.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

-    обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;

-     добровольных взносов физических и юридических лиц;

-    других доходов, предусмотренных законодательством Российской  Федерации.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательство российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламенти­рующим их Деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Рос­сийской Федерации.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осу­ществляется Федеральным казначейством.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Прави­тельством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Феде­ральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и пред­ставляется органом исполнительной власти субъекта Российской Феде­рации на рассмотрение и утверждение законодательному (представи­тельному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъ­екта Российской Федерации.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджет­ных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Бюджетным кодек­сом для соответствующих бюджетов.

Порядок и сроки представления отчетности государственных вне­бюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответст­вии с указанным кодексом для соответствующих бюджетов.

Государственными внебюджетными фондами РФ являются (ст. 144 Бюджетного кодекса):

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Эти фонды созданы в целях аккумулирования средств для реализации социальных гаран­тий, государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и пр.

 

Пенсионный  фонд.

Основной целью создания пенсионного фонда РФ (ПФР) является управление финансами пенсионного обеспечения РФ. Основными функциями ПФР служат аккумуляция страховых взносов и расходование средств 'фонда в соответствии с дей­ствующим законодательством.

Информация о работе Внебюджетные фонды