Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа
Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.
Введение 2
Особенности внебюджетных фондов их формирование и использование. 3
Государственные внебюджетные фонды 4
Пенсионный фонд. 7
Фонд социального страхования РФ 13
Фонд обязательного медицинского страхования 15
Заключение 17
Список литературы: 18
Приложение 19
ПФР начал свою деятельность 1 января 1992 г. В настоящее время ПФР самый крупный внебюджетный фонд - на его долю приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов, а расходы на пенсионное обеспечение являются самым объемным потоком социальных трансфертных платежей в РФ. _
ПФР призван решать следующие задачи:
осуществлять целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов в соответствии с целями ПФР;
организовывать работу по взысканию сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и Т.д.;
привлекать добровольные взносы;
контролировать своевременность и полное поступление в ПФР страховых взносов, а также правильность расходования средств;
осуществлять межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. .
Источниками образования ПФР по закону выступают средства, формируемые за счет:
части единого социального налога,
суммы единого налога на вмененный доход на определенные виды деятельности, поступающие в фонд;
ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий;
средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Средства ПФР используются на выплату:
пенсии по возрасту,
инвалидности,
потере кормильца,
за выслугу лет,
пенсий военнослужащим,
а также пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет,
пособий одиноким матерям,
пособий на детей,
инфицированных вирусом иммунодефицита,
пособий пострадавшим на Чернобыльской АЭС,
материальной помощи престарелым и инвалидам. (см.приложение таблица1)
Средства фонда также идут на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФР могут быть вложены в ценные бумаги для «роста» в условиях инфляции. Всем зарегистрированным в ПФР гражданам предоставлено право выбирать компанию для управления их накоплениями в ПФР с целью увеличения накопительной части их пенсии.
В процессе перехода России к рыночным отношениям происходила трансформация всех сфер экономики. Пенсионная система также стала объектом реформ. Предпосылками реформирования пенсионной системы РФ являлись следующие факты:
низкий размер пенсии,
малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы,
сложность и запутанность пенсионного законодательства, невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.
Началом пенсионной реформы считается 2001. Новыми законами установлен ряд задач пенсионной сферы: выведение скрытых частей зарплат из тени и увеличение за счет этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам; создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объема своих доходов; обеспечение прозрачности пенсионной системы.(см.приложение график1)
Главной задачей пенсионной реформы стало формирование новой пенсионной ·системы, которая в настоящее время включает следующие части: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование; дополнительное пенсионное страхование и обеспечение. Основной идеей пенсионной реформы было положение о том, что пенсия должна состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Кроме того, пенсия должна быть заработана человеком, а не назначена государством. В соответствии с этими идеями пенсия приобрела трехуровневую структуру.
Основу новой пенсионной системы составляет индивидуальный (персонифицированный) учет. Целями его введения стали:
создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;
создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства РФ, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в ПФР; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов ·застрахованными лицами; информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в ПФР;
упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
Принципами индивидуального (персонифицированного) учета являются: единство и федеральный характер обязательного пенсионного страхования в РФ; всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в ПФР, доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы ПФР ; использование сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы ПФР. Кроме того, сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, относятся к категориям конфиденциальной информации.
Объектами обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу , установленные гл.24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 234) единый социальный налог (ЕСН) непосредственно предназначен для мобилизации средств в целях реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
ЕСН был введен в действие с 1 января 2001 г., заменив собой совокупность уплачиваемых ранее взносов в социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования. В состав ЕСН не были включены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые должны были уплачиваться в соответствии со специальным законодательством, регулирующим этот вид страхования, независимо от уплаты ЕСН.
С 1 января 2005 г. были значительно (почти на одну пятую часть) изменены ставки и изменена структура ЕСН.
Плательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями), а также индивидуальные предприниматели и адвокаты.
Льготы. От уплаты налога освобождаются:
1) организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы;
2) следующие категории налогоплательщиков-
— общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;
— организации, уставный капитал которых полностью состоит из
вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля за работной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
— учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
3) налогоплательщики, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.
Объект налогообложения дифференцирован в зависимости от категории налогоплательщика. Объектом налогообложения для налогоплательщиков-
Объектом налогообложения для налогоплательщиков - не работодателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для налогоплательщиков — членов крестьянского (фермерского) хозяйства из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с его развитием.
Налоговая база для налогоплательщиков-
Налоговая база налогоплательщиков – не работодателей определяется
как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговым кодексом установлен перечень сумм, не подлежащих налогообложению, среди которых:
— государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством;
— все виды установленных законодательством компенсационных выплат;
— суммы единовременной материальной помощи;
— доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, — в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;
— доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
— суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников;
— суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников;
Особенности исчисления и уплаты налога. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет (т.е. на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии), уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Значение снижения ставок ЕСН и последствия этого трудно оценить однозначно. Столь существенное снижение налоговой нагрузки на фонды оплаты труда, безусловно, в интересах налогоплательщиков. Однако, как уже отмечалось, снижение ставок и объемов ЕСН как источника финансовых ресурсов негативно отражается на формировании доходов государственных внебюджетных фондов, сокращая их финансовый потенциал. Учитывая, что за счет ЕСН обеспечивается основная масса доходов государственных социальных внебюджетных фондов, политика сокращения стабильных и достаточно устойчивых доходных источников фактически означает курс на сокращение программ развития социального страхования и социального обеспечения, что противоречит принципам социального государства, каким провозглашена Россия в ее Основном законе (Конституции РФ).
Фонд социального страхования является вторым после Пенсионного фонда крупным источником финансовых ресурсов, предназначенных на социальные цели.
Фонд социального страхования РФ (ФСС России) организован в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. Юридически ФСС России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. При этом управление ФСС России осуществляется Правительством РФ при участии объединений профсоюзов. Имущество фонда находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью.
Главной задачей ФСС России выступает выплата страхового обеспечения по следующим видам социальных страховых рисков:
необходимость получения медицинской помощи;
временная нетрудоспособность;
трудовое увечье и профессиональное заболевание;
материнство;
инвалидность;
наступление старости;
потеря кормильца;
признание безработным;
смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов семьи, находящихся на его иждивении.
В соответствии с Законом от 16 июля 1999 г.№165-Ф3 «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование определено как часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхования работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения , в том числе по независящим от них обстоятельствам.
По закону для каждого вида социального страхового риска установлен определенный вид страхового обеспечения.
Так, основными видами социального страхового обеспечения являются: оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; пособие по временной нетрудоспособности; пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет; пособие по безработице, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие на санаторно-курортное лечение; социальное пособие на погребение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Кроме того, из средств ФСС России осуществляется финансирование: деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда; проведения научно-исследовательских работ по охране труда и социального страхования; программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.