Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:24, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в проведении анализа существующей в стране ситуации, связанной с изменением размеров внутреннего государственного долга и выявлении путей снижения внутреннего долга.
Достижение данной цели требует решения определенных задач:
изучить теоретические основы вопроса о внешнем государственном долге;
рассмотреть ситуацию по проблеме государственного долга и дефицита бюджета в РФ;
определить принципы управления государственным долгом;
проанализировать современную ситуацию на рынке внешних заимствований.
выявить пути погашения внутреннего государственного долга.
ВВЕДЕНИЕ. 4
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 6
1.1 Понятие «внутреннего государственного долга РФ» и его классификация 6
1.2 История развития рынка внутреннего государственного долга РФ 10
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РФ 15
2.1 Структура и динамика внутреннего долга РФ и расходы на его обслуживание 15
2.2 Управление внутренним государственным долгом 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Внутренний государственный долг Российской Федерации –, 2010. – 29 с., 2табл., библиографический список – 11 наим.
Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.
В теоретической части курсовой работы рассмотрены такие понятия как «государственный долг», «предельные границы внешнего государственного долга», приведены основные классификации.
В практической части курсовой работы проводится анализ структуры и динамики внутреннего долга РФ. Собран и проанализирован материал о текущем состоянии государственного долга Российской Федерации. Рассмотрены прогнозируемые показатели изменения внутреннего долга РФ
Результатом
работы является выявление основных методов
управления государственным внешним долгом
РФ.
Исторически
процесс государственных
В послевоенный период на протяжении ряда десятилетий многие страны прибегали к расширению масштабов внутренних и внешних заимствований в надежде на решение накопившихся социальных проблем и на создание условий экономического роста путем активизации инвестиционного процесса. Однако займы редко использовались в целях крупномасштабного инвестирования. Поэтому и нет впечатляющих примеров решения социально-экономических проблем на базе роста государственного долга.
Поскольку любой значительный долг требует немалых расходов по его обслуживанию, накопление его чрезвычайно опасно для экономики. Именно поэтому в экономической науке сформировались определенные представления о рисках, связанных с ростом долгового бремени.
В данной курсовой работе будет подробно рассмотрен внутренний государственный долг РФ, его структура, классификация, основные направления стабилизации и повышения эффективности государственного внутреннего долга РФ
Цель курсовой работы заключается в проведении анализа существующей в стране ситуации, связанной с изменением размеров внутреннего государственного долга и выявлении путей снижения внутреннего долга.
Достижение данной цели требует решения определенных задач:
В работе были использованы труды зарубежных и отечественных ученых в области финансов, таких как, М. В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти, В. В. Ковалева и другие.
Также источниками информации
для написания работы послужила учебная
литература, лекционный курс по дисциплине
«Финансы и кредит», периодические издания
такие как, «Российская газета», «Независимая
газета», материалы сети ИНТЕРНЕТ, а также
материалы и документы, Министерства Финансов
РФ.
Согласно определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
Согласно статье 98 п.4 Бюджетного Кодекса РФ в объем внутреннего государственного долга включаются:
1)
номинальная сумма долга по
государственным ценным
2)
объем основного долга по
3)
объем основного долга по
4)
объем обязательств по
5)
объем иных (за исключением указанных)
долговых обязательств
Увеличение внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с увеличением внешнего долга. При погашении внутреннего долга не происходит уменьшения ценных товаров и ресурсов, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, в частности перераспределяются доходы внутри страны.
Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
Долговые обязательства различаются по срокам на:
Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:
Федеральным законом “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации” обесцененные после 1991 г. вклады граждан признаны внутренним долгом государства.[1]
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.
К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянными купонами (ОФЗ), облигации федерального государственного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа, к нерыночным – векселя Минфина, задолженность центральному банку и прочие.
Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены в Программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Программа входит в число документов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то могут быть применены следующие санкции:
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 02.12.2009 г. № 308 – ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 735 821 330,0 тыс. рублей, на 1 января 2012 года в сумме 772 520 000,0 тыс. рублей и на 1 января 2013 года в сумме 752 620 000,0 тыс. рублей.
Правительство
Российской Федерации вправе определять
объемы выпуска, формы и методы эмиссии
государственных ценных бумаг, являющихся
долговыми обязательствами
В
Российской Федерации действует
единая система учета и регистрации
государственного долга. Субъекты РФ и
муниципальные образования
Развитие
рынка внутреннего
Государственные
краткосрочные обязательства(
Облигации федеральных займов с переменным (ОФЗ – ПК) и постоянным купонным доходом (ОФЗ - ПД). Они являются первыми в России среднесрочными государственными ценными бумагами со сроком обращения от одного года до пяти лет. Выпускаются эти облигации в бумажной (электронной) форме. Номинал составляет 1 млн рублей. Купонный доход от ОФЗ – ПК изменяется ежеквартально в зависимости от доходности ГКО, а по ОФЗ – ПД он постоянен. Впервые ОФЗ были выпущены в 1995 г., тогда же с их помощью была профинансирована большая часть дефицита государственного бюджета. Кроме того, появление этих ценных бумаг позволило снизить напряженность на рынке ГКО.
Информация о работе Внутренний государственный долг Российской Федерации