Внутренний государственный долг Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в проведении анализа существующей в стране ситуации, связанной с изменением размеров внутреннего государственного долга и выявлении путей снижения внутреннего долга.
Достижение данной цели требует решения определенных задач:
изучить теоретические основы вопроса о внешнем государственном долге;
рассмотреть ситуацию по проблеме государственного долга и дефицита бюджета в РФ;
определить принципы управления государственным долгом;
проанализировать современную ситуацию на рынке внешних заимствований.
выявить пути погашения внутреннего государственного долга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 6
1.1 Понятие «внутреннего государственного долга РФ» и его классификация 6
1.2 История развития рынка внутреннего государственного долга РФ 10
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РФ 15
2.1 Структура и динамика внутреннего долга РФ и расходы на его обслуживание 15
2.2 Управление внутренним государственным долгом 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансам 2003.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

    Государственные долгосрочные обязательства (ГДО) сроком обращения 30 лет (до 2021 г.). Объем займа, составляющий 80 млрд руб., разбит на транши по 5 млрд руб. ГДО выпускаются в виде бланков с набором купонов. Купонный доход – 15 % номинала облигаций – выплачивается один раз в год 1 июля. Размещаются ГДО среди юридических лиц. Ввиду малого объема эмиссии они практически не оказывают влияния на величину государственного внутреннего долга.

    Облигации внутреннего государственного валютного займа. Они были выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Внешэкономбанка СССР перед юридическими лицами. Наряду с ГКО эти облигации являются важнейшим инструментом управления государственным долгом. Валюта займа – доллары США. Номинал 1000; 10000; 100000 дол. Первоначальный объем выпуска составил 7885 млн дол. С разбивкой на 5 траншей со сроком погашения 1; 3; 6; 10 и 15 лет. Купонные выплаты составляют 3% номинала. В 1996 г. были сделаны дополнительные эмиссии четвертого и пятого траншей на 1550 и шестого и седьмого траншей на 3500 млн дол.

    Облигации государственного сберегательного  займа. Они относятся к краткосрочным ценным бумагам, срок их обращения – 1 год. Эти облигации выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, доход по которым выплачивается ежеквартально. Номинал составляет 100 тыс. и 500 тыс. руб., что позволяет привлекать средства широкого круга инвесторов с различным уровнем достатка.

    Облигации государственного нерыночного  займа. Эти ценные бумаги не могут обращаться на вторичном рынке. Выпускаются в бездокументарной  форме. Номинал составляет 1 млн руб. Доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Минфин России при выпуске облигации, но не реже одного раза в год.

    Государственные жилищные сертификаты. Они представляют собой документарные именные необращаемые ценные бумаги и выпускаются по решению Правительства РФ для граждан Российской Федерации лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Эти сертификаты номинированы в квадратных метрах жилой площади. Срок предъявления к погашению – год с момента выдачи.

    Устойчивое  развитие рынка внутреннего государственного долга продолжалось до конца 1995 г. Для этого периода были характерны высокий объем привлекаемых средств в совокупности с высокой доходностью, а также минимальный уровень риска вложений. Помимо привлечения дополнительных ресурсов в бюджет государства рынок внутреннего государственного долга использовался для регулирования резких колебаний курса рубля. Кроме того, после банковского кризиса в августе 1996 г. он фактически взял на себя функции рынка межбанковских кредитов. В то же время с его функционированием был связан ряд негативных моментов. В частности, с появлением этого рынка произошел перекос в сторону фондовых инвестиций в ущерб кредитования реального сектора., Кроме того, высокие процентные ставки на рынке ГКО – ОФЗ способствовали быстрому росту внутреннего облигационного долга.

    В конце 1995 г. на рынке внутреннего долга стали возникать первые проблемы. Заимствования Минфина начали стабильно превышать прирост средств на депозитах населения в коммерческих банках, поэтому Банк России был вынужден осуществить дополнительную покупку государственных ценных бумаг. Вскоре его резервы были исчерпаны, остался единственный путь для развития рынка внутреннего долга – допустить к операциям с государственными ценными бумагами нерезидентов. Как показали дальнейшие события, это стало первым шагом к августовскому кризису 1998 г. В результате разразившегося в конце 1997 г. азиатского финансового кризиса нерезиденты, осуществлявшие деятельность на рынке ГКО – ОФЗ, стали активно избавляться от российских ценных бумаг, конвертируя полученную выручку в иностранную валюту. Спрос на нее начал резко расти. Параллельно в стране развивался бюджетный кризис.

    У Правительства РФ был выбор: либо продолжать финансирование растущего  бюджетного дефицита за счет выпуска  ценных бумаг, т.е. монетарными методами, либо предпринимать меры по изысканию иных резервов уменьшения бюджетного дефицита, таких, как снижение государственных расходов и активизация налоговых поступлений. Был выбран первый путь. В результате в середине 1998 г. доходность по ГКО возросла до 100 – 150% годовых, в то время как валютные резервы РФ стремительно сокращались. Развязка наступила 17 августа 1998 г., когда Правительством РФ и Банком России было принято решение о приостановлении операций с государственными ценными бумагами, в результате чего государство лишилось эффективного механизма неинфляционного финансирования бюджетного дефицита. Восстановление рынка внутреннего государственного долга началось в январе 1999 г., когда были возобновлены торги по ГКО – ОФЗ. Тем не менее к концу года рынок ГКО все еще находился в зачаточном состоянии. Это отрицательно сказалось на рынках банковских кредитов, поскольку они потеряли ориентир для определения стоимости коротких заимствований, которым как раз и являлся рынок ГКО. В результате Банк России был вынужден прибегнуть к выпуску относительно нового инструмента управления краткосрочными заимствованиями – бескупонных облигаций.

    На  этот вид  государственных ценных бумаг возлагались большие надежды. Предполагалось, что они станут дополнительным инструментом регулирования валютного и финансового рынка в целом. Однако все закончилось провалом, так как аукцион по размещению облигаций Банка России был признан несостоявшимся. Таким образом, единственным реальным инструментом управления внутренним долгом на сегодняшний день остаются ГКО и ОФЗ. В 2000 г. ситуация на рынке ГКО – ОФЗ была достаточно стабильной. В течение года наблюдалась общая тенденция к снижению доходности по ГКО, что было вызвано, в частности, ростом золотовалютных резервов Банка России. Сокращение доходности рублевых инструментов и укрепление обменного курса рубля позволили Банку России уменьшить ставку рефинансирования. В период с января по ноябрь 2000 г. она снизилась с 55 до 25%.

    В марте 2000 г. государственные ценные бумаги, а именно ОФЗ – ПК, сыграли  роль реального инструмента мобилизации налоговых доходов федерального бюджета. Средства от их досрочного погашения были использованы на покрытие задолженности предприятий и организаций по уплате налога на прибыль, а также налога на операции с ценными бумагами. Этот шаг показал, что Правительство РФ учло уроки августовского кризиса 1998 г.

    В течение 2000 – 2005 гг. на рынке государственных  ценных бумаг произошли позитивные перемены: проведена новация по государственным  ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажены инфраструктура и нормативное регулирование последнего. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов.

    В течение 2000 – 2005 гг. значительно улучшились качественные характеристики рынка. За указанный период был снижен уровень  доходности по государственным облигациям. Уменьшение было продиктовано складывающейся макроэкономической и бюджетной ситуацией. Кроме того, сокращение доходности по гособлигациям позволило достичь существенной экономии процентных расходов. Благоприятная макроэкономическая ситуация позволила значительно удлинить сроки государственных внутренних заимствований и оптимизировать платежный график по государственному внутреннему долгу в части недопущения возникновения пиков платежей при увеличении объемов заимствований. Так в 2002 – 2003 гг. Минфин России впервые провел рыночное размещение долгосрочных государственных облигаций. [2] 
 
 
 

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РФ

2.1 Структура и динамика внутреннего долга РФ и расходы на его обслуживание

 

     Основные  направления долговой политики на 2010 - 2012 годы в виде самостоятельного документа Минфином России не разрабатывались, поскольку это не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период». Ранее необходимость разработки и рассмотрения долговой политики на среднесрочную перспективу (наряду с основными направлениями налоговой, таможенно-тарифной и бюджетной политики) предусматривалась постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. №118 «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год» (с изменениями).

     Основные  направления долговой политики на 2010 - 2012 годы представлены в составе  Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (далее - основные направления бюджетной политики), согласно которому политика в области государственного долга Российской Федерации на 2010 — 2012 годы будет направлена:

  • на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;
  • на развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
  • на активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.
 

    Динамика  объемов внутреннего долга РФ представлена в таблице 1.

    Основное  увеличение внутреннего долга произошло  в период 1993-98гг., когда бурно рос  рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2003 г.

   Объем государственного внутреннего долга  увеличится в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 31,2 %, к концу 2012 года в 1,7 раза и составит 8,1 % ВВП.

По  состоянию на Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.
всего     в т.ч. государственные гарантии в  валюте Российской Федерации
01.01.1993 3,57 0,08
01.01.1994 15,64 0,33
01.01.1995 88,06 2,14
01.01.1996 187,74 7,46
01.01.1997 364,46 17,24
01.01.1998 490,92 3,47
01.01.1999 529,94 0,88
01.01.2000 578,23 0,82
01.01.2001 557,42 1,02
01.01.2002 533,51 0,02
01.01.2003 679,91 8,62
01.01.2004 682,02 5,58
01.01.2005 778,47 12,93
01.01.2006 875,43 18,86
01.01.2007 1064,88 31,23
01.01.2008 1301,15 46,68
01.01.2009 1499,82 72,49
01.01.2010 1965,7 251,36
 

    Таблица 1 – Динамика объемов внутреннего  долга РФ. [6] 

    В последнее время интерес финансистов  к проблемам дефицита федерального бюджета  и  государственного  долга  заметно  усилился.  Стремительный  рост объема  государственного  долга,  критической  величины  расходов   на   его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки  зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать  первопричины подобной  динамики.  В  большинстве аналитических работ   отмечается   три основных фактора:

    • высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
    • неточный  финансовый  счет  бюджетного  дефицита,   приводящего   к   его двукратному занижению;
    • высокая доходность государственных ценных бумаг.

    Динамика  объема и структуры внутреннего  государственного долга представлена в следующей таблице

 

Таблица 2 – Динамика объема и структуры внутреннего долга РФ. 

   Объем внутреннего государственного долга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту составит на 1 января 2011 года 2 558,9 млрд. рублей, что больше на 593,2 млрд. рублей, или на 30,1 %, показателя на начало 2010 года (1 965,7 млрд. рублей). За 2011 - 2012 годы указанный долг увеличится на 1 618,1 млрд. рублей, или в 1,8 раза, и к концу 2012 года составит 3 583,8 млрд. рублей, или 82,5 % внутреннего долга.

   Верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 3 301,8 млрд. рублей, или 7,6 % ВВП, что превышает на 786,5 млрд. рублей, или на 31,3%, показатель, утвержденный на 1 января 2010 года (2 515,3 млрд. рублей). В плановом периоде внутренний госдолг будет увеличиваться и на 1 января 2013 года составит 4 344,3 млрд. рублей, или 8,1 % ВВП, что превысит показатель на начало 2010 года на 1 829,0 млрд. рублей, или на 72,7 %.

   Общий объем эмиссии государственных  ценных бумаг Российской Федерации  в 2010-2012 годах составит 2 624,75 млрд. рублей в номинальном выражении, из них ОФЗ -2 102,75 млрд. рублей и ГСО - 522,0 млрд. рублей, в том числе в 2010 году -869,3 млрд. рублей (соответственно 695,3 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2011 году -980,95 млрд. рублей (806,95 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2012 году -774,5 млрд. рублей (600,5 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей).

Информация о работе Внутренний государственный долг Российской Федерации