Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:24, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в проведении анализа существующей в стране ситуации, связанной с изменением размеров внутреннего государственного долга и выявлении путей снижения внутреннего долга.
Достижение данной цели требует решения определенных задач:
изучить теоретические основы вопроса о внешнем государственном долге;
рассмотреть ситуацию по проблеме государственного долга и дефицита бюджета в РФ;
определить принципы управления государственным долгом;
проанализировать современную ситуацию на рынке внешних заимствований.
выявить пути погашения внутреннего государственного долга.
ВВЕДЕНИЕ. 4
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 6
1.1 Понятие «внутреннего государственного долга РФ» и его классификация 6
1.2 История развития рынка внутреннего государственного долга РФ 10
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РФ 15
2.1 Структура и динамика внутреннего долга РФ и расходы на его обслуживание 15
2.2 Управление внутренним государственным долгом 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
В
связи с увеличением
По предварительным расчетам Счетной палаты, расходы на обслуживание госдолга достигнут 291,6 млрд. рублей в 2011 году и 352,0 млрд. рублей в 2012 году и увеличатся относительно ВВП с 0,45 % в 2010 году до 0,66 % в 2012 году.
Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 50 % в 2009 году до 63,8 % в 2010 году.
В
связи с формированием в
При расчете купонных ставок по ОФЗ, планируемым к размещению в 2010 году, показатели доходности определены Минфином России на уровне 9,5 - 10,5 % по краткосрочным инструментам и до 11-12% по среднесрочным и долгосрочным инструментам. [5]
Существование
государственного долга автоматически
подразумевает наличие
Цель управления государственным долгом — нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
безусловность — обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
единство учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
единство долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
согласованность — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
снижение рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
оптимальность — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
гласность — предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:
Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.
Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. [7]
В процессе управления государственным долгом можно выделить три стадии: привлечение, размещение и погашение. При этом управление долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения негарантированных кредитов частными фирмами. Прямое государственное управление долгом осуществляется в контексте бюджетного процесса, который определяет предельные размеры государственных заимствований и государственных гарантий на текущий бюджетный год.
Различают три способа возможного использования привлекаемых ресурсов:
1.
Финансовое размещение, когда за
счет займа осуществляется
2. Бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых ресурсов — наименее эффективный из существующих — используется в основном в странах, экономика которых не справляется с выплатами ранее взятых на себя обязательств.
3.
Смешанное бюджетно-финансовое
Российский
рынок характеризуется
В настоящее время Министерство финансов прилагает большие усилия по созданию технологий управления внутренним долгом России. Задача стоит в выработке методики бюджетного планирования и оптимизации долговой проблемы. Проблема выплаты долга решаема. И Россия сейчас решает эту проблему.
Одним из важнейших инструментов управления внутренним долгом является рынок внутренних государственных обязательств, в частности ГКО-ОФЗ.
Созданная
высокотехнологичная система
Другие государственные облигации, номинированные в валюте Российской Федерации, имеют значительно менее технологические способы размещения и обращения, что отрицательно сказывается на их ликвидности.
Основными мероприятиями по управлению государственным долгом являются следующие:
1. Выплата доходов по займам и их погашение, которые должны проводиться за счет налоговых поступлений в государственный бюджет. На практике чаще всего для этого используется метод рефинансирования, т.к. система государственного кредита действует непрерывно и, в силу обезличивания в бюджете источников расходов, невозможно определить долю налогов в погашении долга и выплате дохода. В нормальных экономических условиях рефинансирование путем добровольных займов имеет успех, т.к., во-первых, государственные долговые обязательства являются самым надежным и ликвидным активом, а, во-вторых, погашение этих обязательств приводит к увеличению объема свободных денежных средств. Однако существует предел возможностей рефинансирования: определенные размеры государственного долга становятся фактором, заставляющим кредиторов искать другие пути размещения финансовых ресурсов. В целом успех рефинансирования зависит от степени доверия к государству, хотя в ряде случаев он достигается путем силового давления на кредиторов (например, путем обязательного обмена погашаемых долговых обязательств на новые).
2.
Конверсия государственных
3. Консолидация государственного долга заключается в изменении сроков погашения облигаций. Чаще всего государство заинтересовано в увеличении периода обращения облигаций с целью стабилизации своих заимствований и экономии на размещении новых займов. При этом такая операция часто не ущемляет интересов держателей, которым продлевается получение дохода по твердой гарантированной ставке. Сокращение периода обращения облигаций обычно предусматривает и компенсационные меры для их держателей.
4. Унификация государственных займов означает объединение нескольких займов в один: облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификация позволяет упростить работу и сократить расходы государства на операции, связанные с погашением и выплатой процентов за счет уменьшения видов, а при изменении нарицательной стоимости - и количества обращающихся облигаций.
5. Обмен облигаций по регрессивному соотношению предполагает обмен нескольких старых облигаций на одну новую с меньшей нарицательной стоимостью. Эта операция проводится обычно в рамках денежной реформы - изменения покупательной способности денег. В результате достигается возможность избежать необходимости рассчитываться по облигациям, которые продавались за обесценившуюся валюту, новыми полноценными деньгами.
6. Отсрочка погашения займа заключается в том, что передвигаются сроки погашения с прекращением выплаты процентов за пределами ранее объявленного срока. Это мероприятие проводится тогда, когда возможности рефинансирования исчерпаны, а налоговые поступления недостаточны. Отсрочка погашения займа является признаком несостоятельности экономической политики государства. Характерно, что отсрочка погашения является достаточно распространенным явлением в области внешнего государственного кредита: кредиторы предпочитают сохранять шансы на возврат долгов, чем потерять все свои вложения. Кроме того, остается возможность вернуть хотя бы часть вложенных средств путем продажи облигаций по низкой курсовой стоимости.
7. Аннулирование государственного долга — это полный отказ государства от своих обязательств по выпущенным займам. Эта мера может охватывать внешний или внутренний долг, или весь долг государства в целом. Такое мероприятие проводится только в дух случаях: при полной финансовой несостоятельности государства; при изменении государственной власти в стране (переходе на новые политические и экономические принципы): новая власть отказывается признать свою ответственность за долги старой. [7]
До настоящего времени в Российской Федерации по существу не создано единой, целостной системы управления государственным долгом.
Существенным недостатком управления государственным долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований. Вне правового регулирования остается механизм проведения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. Практически отсутствует согласованность в политике управления активными и пассивными долгами.
Информация о работе Внутренний государственный долг Российской Федерации