Вступление России в ВТО и развитие финансовых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:58, реферат

Описание

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………
Глава 1. Вступление России в ВТО и развитие финансовых рынков………
Вступление России в ВТО. Плюсы и минусы.……………..
Развитие финансовых рынков и их проблемы……………………

Работа состоит из  1 файл

ФРИИ РЕФЕРАТ.docx

— 55.58 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Вступление России в ВТО и развитие финансовых рынков………

    1. Вступление России в ВТО. Плюсы и минусы.……………..
    2. Развитие финансовых рынков и их проблемы……………………

 

 

 

Введение

1 января 1995 года. ВТО призвана регулировать  торгово-политические отношения  участников Организации на основе  пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает  создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: 

торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего  благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального  режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Важнейшими функциями  ВТО являются:

контроль за выполнением соглашений и договоренностей Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Что даст России участие в ВТО? Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. 
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

- получение лучших, в сравнении  с существующими, и не дискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму  разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций  в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО;

- расширение возможностей для  российских инвесторов в странах-членах  ВТО (в частности, в банковской  сфере);

- создание условий для повышения  качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате  увеличения потока иностранных  товаров, услуг и инвестиций  на российский рынок;

- участие в выработке правил  международной торговли с учетом  своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в  мире как полноправного участника  международной торговли.

Задачей ведущихся переговоров  о присоединении является: добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. 
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

 

 

Глава 1.  Вступление России в ВТО и  развитие финансовых рынков

    1. Вступление России в ВТО. Плюсы и минусы.

Процедура вступления. Состоит из следующих этапов.

    ЭТАП I. Детальное  рассмотрение на многостороннем  уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО.

    ЭТАП II. Двусторонние, как правило, консультации и  переговоры об условиях членства  страны-соискателя со всеми заинтересованными  странами-членами РГ. Прежде всего переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО. В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

    ЭТАП III. Приведение  законодательства страны соискателя  в соответствие достигнутым договоренностям.

    ЭТАП IV. Формальная  процедура регистрации, вступления  в силу подписанных документов. Может занимать от полугода  до года.

Преимущества  вступления в ВТО

Основные преимущества для  страны от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

    – создание  более благоприятных условий  доступа на мировые рынки товаров  и услуг на основе предсказуемости  и стабильности развития торговых  отношений со странами-членами  ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

    – доступ к  механизму ВТО по разрешению  споров, обеспечивающему защиту  национальных интересов, если  они ущемляются партнерами, и  таким образом устранение дискриминации;

    – возможность  реализации своих текущих и  стратегических торгово-экономических  интересов путем эффективного  участия в МТП при выработке  новых правил международной торговли.

Прочие преимущества:

    – Выгоды для  потребителей: понижение стоимости  и повышение качества жизни  за счет выхода на рынок  после отмены барьеров (1) большого  ассортимента более конкурентоспособных  (за счет (2) более низких цен  и (3) высокого качества) товаров и услуг

    – Экономические  выгоды

   – Повышение доходов государства – за счет роста торгового оборота

   – Повышение занятости – за счет роста экспорта

   – Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности - благодаря выходу продукции на новые рынки

    – Внутренние политические выгоды

        –  Защита от лоббирования – государство  берёт на себя определённые  четко обозначенные международные  обязательства

        –  Борьба с коррупцией – отказ  от квот, обеспечение прозрачности, гласности

    – Внешне-политические выгоды

    – Обеспечение равных прав с более развитыми государствами повышает конкурентоспособность страны на мировой арене

   – Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения споров

    – Укрепление международной стабильности через систему договоров  [7].

Вступление России в ВТО серьезно усилит ее возможности  по выходу на внешние рынки.

После присоединения к ВТО Россия:

-сможет вести переговоры  по снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг, а также получит доступ к «квази-судебной» системе разрешения споров ВТО с возможностями принудительного исполнения решений. В частности, ВТО запрещает применение количественных ограничений, которые, действуют в отношении российского экспорта стали (США, ЕС), некоторых видов текстильных изделий (США), ядерного топлива (ЕС), спортивного оружия (США), пушнины (ЕС) и др. ;

-получит возможность  принять участие в выработке новых правил международной торговли в рамках текущего (Дохийского) и последующих раундов переговоров;

-сможет получать компенсации за ущерб, нанесенный в случае расширения таможенного союза ЕС;

-сократит возможности   искажающего конкуренцию лоббирования и получит стабильность и транспарентность законодательства, что повысит инвестиционную привлекательность страны;

-российские экспортеры  смогут рассчитывать на отмену  экспортных пошлин, в том числе  на нефтепродукты (хотя и не  сразу).  [2, C.3]

Препятствия на пути в ВТО.

Любая страна для принятия её в ВТО должна соответствовать основным требованиям GATT/GATS. Поэтому первым вопросом по поводу принятия России в ВТО является соответствие внешнеэкономической политики нормам ВТО. На сегодняшний день уже немало сделано для того, чтобы соответствующие разделы российского законодательства удовлетворяли требованиям ВТО. Государственной думой РФ приняты 300 из около 340 поправок к существующему законодательству, оговоренных рабочей группой ВТО по принятию России в эту организацию. Однако остаётся целый ряд принципиальных моментов российского внешне- и внутриэкономического режима, не удовлетворяющих партнёров России на переговорах о вступлении в ВТО.  Тарифное регулирование. В отличие от большинства её предшественниц на пороге ВТО, России не нужно предпринимать какие-либо серьёзные меры по либерализации своего внешнеторгового режима, поскольку он в основном соответствует требованиям ВТО. Количественные ограничения и пошлины на экспорт большинства товаров были отменены ещё в середине 1990-х годов. Тарифное регулирование импорта характеризуется весьма скромными ставками пошлин, причём реальные ставки тарифа значительно ниже номинальных (табл. 2) Тарифная сетка была унифицирована и приведена в соответствие со стандартами, принятыми для членов ВТО в 2001 г.

В результате к вступлению в ВТО Россия подходит с режимом внешнеторгового регулирования, характерным скорее для развитых стран-участниц этой международной организации, нежели для страны с переходной экономикой, только вступающей в неё. Это порождает требования ряда лоббистских групп внутри страны повысить тарифные ставки на импорт ключевых товаров. Таким образом, камнем преткновения на переговорах стало желание российской стороны вступить в ВТО,

повысив ставки по ряду товарных групп (автомобили, некоторые виды сельскохозяйственной продукции), постепенно снижая их до существующего сегодня уровня в течение 5–7 лет адаптационного периода. [1, C.97]

Цены на энергоносители. Одной из главных проблем сегодня является режим контроля внутренних цен на энергоносители внутри России. Ряд стран – участниц ВТО (главным образом США и Евросоюз) усматривают в двойном режиме ценообразования в этой отрасли скрытый механизм субсидирования экспорта энергоёмкой продукции за счёт искусственного снижения её себестоимости посредством предоставления дешёвой энергии. По оценкам экспертов ОЭСР, эти косвенные субсидии составляют около 5 % ВВП ежегодно. Российская сторона в свою очередь утверждает, что двойной режим ценообразования может рассматриваться как инструмент субсидирования только в том случае, если цена энергии для производства экспортной продукции меньше ее общей цены на внутреннем рынке. Кроме того, указывается, что правила ВТО не содержат прямого запрета на установление двойного ценового стандарта для внутренних и зарубежных потребителей продукции, если этот двойной стандарт не означает ценовую дискриминацию отдельных стран или отраслей. Другими словами: дешёвая энергия – это фактор, определяемый внутренней экономической конъюнктурой, обусловленный общим экономическим положением в стране и наличием ресурсов и мощностей для производства энергоносителей. В то же время более высокий уровень экспортных цен на ту же продукцию объясняется простым желанием и возможностью извлекать дополнительную прибыль из определённой доли монопольной власти на мировом и региональных рынках энергоносителей. Оба тезиса ни в коей мере не противоречат правилам, действующим в ВТО.  Маловероятно, что требования унифицировать цены на энергоносители (прежде всего природный газ) будут Россией удовлетворены, поскольку такой шаг влечёт за собой слишком большие потери для народного хозяйства страны, а также означает отказ от естественного абсолютного преимущества экономики. В свете недавнего заявления Евросоюза о возможности поддержки России на переговорах в обмен на ратификацию Киотского протокола единственным препятствием решения нашей страной вопроса цен на энергоносители остаётся позиция США, что даёт надежду на скорое его разрешение.

Агропромышленный сектор. Ситуация в этом секторе несколько напоминает ту, что сложилась в области тарифного регулирования. Правила, принятые в ВТО, позволяют странам-участницам использовать некоторые методы нетарифной защиты собственного сельского хозяйства. Проблема в том, что к концу 1990-х годов Россия в одностороннем порядке сняла многие из существовавших до начала реформ импортные барьеры. В связи с этим возник конфликт по поводу того, какой уровень импортной защиты считать базовым для вступления в ВТО. Россия заинтересована в установлении уровня конца 1980-х годов в качестве базового, в то время как её оппоненты настаивают на закреплении в договоре о вступлении норм, действующих сегодня.

Сектор услуг. Одной из главных проблем внешнеэкономического режима России в связи со вступлением страны в ВТО называются не так давно введённые ограничения на участие иностранного капитала в финансовом и страховом секторах российской экономики. Согласно существующему законодательству, такое участие может осуществляться только посредством создания совместных предприятий, причём доля иностранного партнёра не может превышать 49 % от уставного капитала. Это ограничение рассматривается партнёрами России по переговорам как явный пример дискриминации иностранных предприятий на территории страны. Для примера, Китай в приблизительно такой же ситуации был вынужден снять все ограничения на участие иностранных фирм в своём финансовом и банковском секторах, предоставив им национальный режим функционирования. С российской стороны выдвигаются аргументы в защиту существующих ограничений, утверждающие, что эти ограничения служат лишь способом защиты только становящихся на ноги российских финансовых структур от поглощения или вытеснения с рынка иностранными конкурентами. [1, C. 98]

В то же время вопрос правил участия иностранного капитала на финансовых и страховых рынках России является весьма принципиальным для обеих сторон: в условиях не столь значительного внешнеторгового оборота России и относительно большого профицита торгового баланса именно эти сектора экономики видятся членам ВТО в качестве «компенсирующих» возможные потери от отмены ряда квот и ограничений на российские экспортные товары. При этом налицо стремление России не только защитить собственные предприятия от более опытных и мощных конкурентов, но и использовать желание иностранных компаний получить доступ к этим сегментам национальной экономики в качестве, как минимум, дополнительного аргумента на переговорах и, как максимум, способа обеспечить им доступ к международным ресурсам и технологиям, не подвергая эти предприятия ни малейшей угрозе. Впрочем, если исходить из принципиальности вопроса и существующего опыта решения подобных споров в прошлом, то осуществление плана-максимума представляется маловероятным.  Ещё одним проблемным сектором является телекоммуникационный. Здесь ВТО усматривает не только отсутствие движения в сторону большей открытости и доступности для иностранного участия, но и некоторое отступление от ранее завоёванных позиций. Так, партнёров России не устраивает предложенный пакет законов, устанавливающий ограничения на участие иностранного капитала в секторе телекоммуникаций, а также монополию российской компании «Ростелеком» на некоторые виды услуг. В то же время этот сектор ничуть не менее важен для обеих сторон, поскольку представляет не только значительный рынок, но и возможность развития собственной инфраструктуры, что для России сегодня принципиально, особенно в связи с усилением негативного влияния фрагментированности национального экономического пространства на показатели экономического развития страны. Следующая проблема – защита прав интеллектуальной собственности. Закон о защите авторских прав должен был быть принят предыдущим составом Государственной думы, однако этого так и не произошло. К тому же отсутствие каких то эффективных и планомерных усилий государства по соблюдению уже существующего законодательства в этой области является серьёзным упущением со стороны России. [1, C.99]

Информация о работе Вступление России в ВТО и развитие финансовых рынков