Вступление России в ВТО и развитие финансовых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:58, реферат

Описание

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………
Глава 1. Вступление России в ВТО и развитие финансовых рынков………
Вступление России в ВТО. Плюсы и минусы.……………..
Развитие финансовых рынков и их проблемы……………………

Работа состоит из  1 файл

ФРИИ РЕФЕРАТ.docx

— 55.58 Кб (Скачать документ)

После вступления в ВТО пострадает ряд секторов промышленности:

-Одно из исследований  НИУ ВШЭ (2007г.) показало, что наиболее 

чувствительными к изменению импортных пошлин с точки зрения

увеличение импорта за счет расширения спроса, который не может быть в

полной мере удовлетворен отечественной продукцией, являются

следующие рынки: 

-чай и кофе в обработанном  виде;

-косметика, при этом  конкурентоспособность российских и импортных

продуктов различна в разных сегментах рынка. Если декоративная

косметика практически не производится в России, и потребности  в

основном удовлетворяются за счет импорта, то производство ряда

косметических средств (мыло, крем и др.), напротив, достаточно хорошо

развито и данные товары успешно конкурируют на рынке;

-шины;

-легковые автомобили;

-в меньшей мере –  одежда, полимерные пленки, бытовая  техника. [2, C. 13]

 

1.2 Развитие финансовых рынков и  их проблемы

Понятие и функции  финансового рынка.

Финансовый рынок - это  рынок, на котором в качестве товара выступают финансовые ресурсы. Целью  финансового рынка является обеспечение  эффективной аккумуляции денежных средств и их реализации структурам, нуждающимся в финансовых ресурсах. Эффективность в данном случае подразумевает: минимально короткий срок, который проходят ресурсы от момента их выставления на продажу до момента покупки и использования в хозяйственном обороте; минимальный разрыв в цене, по которой продает ресурсы их первичный владелец, и цене, по которой их покупает конечный потребитель.

Функции финансового рынка: мобилизация временно свободных  денежных средств через продажу  ценных бумаг; финансирование воспроизводственного процесса; распределительная функция - способствует переливу капитала между отраслями, компаниями; повышение эффективности экономики в целом. Функционирование рыночной экономики основывается на функционировании разнообразных рынков, которые можно сгруппировать в два основных класса: рынки выработанной продукции (товаров и услуг) и рынки трудовых и финансовых ресурсов.

Финансовый рынок - это  механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике он представляет собой  совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно [4, С.27]. На рынке финансовых ресурсов встречаются такие рынки, для которых в процессе хозяйствования возникает потребность в средствах для расширения их деятельности, а также такие, в которых накапливаются сбережения, которые могут быть использованы для инвестиций. Именно на рынке финансовых ресурсов, или финансовом рынке, происходит перелив средства, при котором они перемещаются от тех, кто имеет их излишек, к тем, кто требует инвестиций. При этом, как правило, средство направляются от тех, кто не может их эффективно использовать, к тем, кто использует их продуктивно. Это оказывает содействие не только повышению производительности и эффективности экономики в целом, а и улучшению экономического благосостояния каждого члена общества. На финансовом рынке те, кто имеют свободные финансовые ресурсы, передают их на разных условиях другим участникам рынка, которые опосредствованно через субъекты рынка или непосредственно используют привлеченные ресурсы для финансирования разных областей экономики, обеспечения потребностей населения и потребностей государственного бюджета. Финансовые ресурсы предоставляются на условиях займа или на условиях совладения, если инвестор приобретает права собственности на приобретенные за инвестированные средства материальные или нематериальные активы. Заем оформляется разными видами долговых ценных бумаг, банковского, коммерческого или государственного кредита. Платой за использование заемного капитала выступает процент, который зависит от структуры спроса и предложения на заемный капитал и может корригироваться в ту или иную сторону, обеспечивая инвестору высший или низший уровень прибыли. С одной стороны, уровень процентной ставки может быть низшей от ставки прибыли от использования привлеченных ресурсов, чтобы заемщик имел возможность погасить заем и обеспечить возрастание собственного капитала. С другой стороны, процентная ставка может обеспечить инвестору прибыль от предоставления средств в заем, а также компенсировать потери от обесценивания ресурсов вследствие инфляции и рисков от осуществления конкретных инвестиций. Реальная ставка прибыли на заемный капитал отвечает средним темпам возрастания экономики с поправкой на риск осуществления конкретных инвестиций. Чем эффективнее функционирует рынок заемного капитала, тем большей мерой процентная ставка на заемный капитал отвечает риску инвестиций и эффективности конкретной области экономики и экономики в целом. Уровень прибыли на инвестиции в акционерный капитал определяется уровнем рентабельности конкретного производства и рыночной конъюнктурой, которая влияет на рыночную капитализацию корпорации. Уровень прибыли на акционерный капитал в значительной мере отвечает уровню эффективности конкретного производства и в случае неэффективной деятельности может обеспечить инвестору нулевую или отрицательную ставку прибыли.

Финансовый рынок представляет собой систему экономических  и правовых отношений, связанных  с куплей-продажей или выпуском и  оборотом финансовых активов. Субъектами этих отношений выступают: государство, а также те, кто желает передать в пользование свободные финансовые ресурсы; финансовые посредники, которые  на стабильной, благоустроенной основе обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов среди участников рынка [5, С.43]. Лица, которые инвестируют средства в деятельность других субъектов рынка, покупая определенные финансовые активы, называют инвесторами и собственниками финансовых активов -- акций, облигаций, депозитов и т.п.. Тех, кто привлекают свободные финансовые ресурсы через выпуск и продажу инвесторам финансовых активов, называют эмитентами таких активов. Каждый финансовый актив является активом инвестора-собственника актива и обязательством того, кто эмитировал данный актив. Наличие на финансовом рынке большого количества финансовых посредников с широким спектром услуг оказывает содействие обострению конкуренции между ними, и снижению цен на разные виды финансовых услуг. Чем более развитый и конкурентный финансовый рынок, тем меньше вознаграждение финансовых посредников за предоставленные другим участникам рынка услуги. Финансовые посредники являются необходимыми участниками финансового рынка, они обеспечивают инвесторам оперативное вложение средств в финансовые активы и изъятие средств из процесса инвестирования. Участникам рынка, требующим инвестиций, финансовые посредники помогают задействовать средства за соответствующую своей конкурентной позиции плату. Чем выше конкурентная позиция заемщика на рынке, тем ниже плата за пользование финансовыми ресурсами. [5, С.35]:

Роль финансового рынка  заключается в том, что он: мобилизует временно свободный капитал из многообразных источников; эффективно распределяет аккумулированный свободный капитал между многочисленными конечными его потребителями; определяет наиболее эффективные направления использования капитала в инвестиционной сфере; формирует рыночные цены на отдельные финансовые инструменты и услуги, объективно отражающие складывающееся соотношение между предложением и спросом; осуществляет квалифицированное посредничество между продавцом и покупателем финансовых инструментов; формирует условия для минимизации финансового и коммерческого риска; ускоряет оборот капитала, т.е. способствует активизации экономических процессов. [4, C.57]

Развитие финансовых рынков играет особую роль в развивающейся  рыночной экономике. Так, рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям значительно расширить  круг источников финансирования, не ограничиваясь  бюджетными средствами, самофинансированием  и банковскими кредитами.

Мировой опыт показывает, что  в конце ХХ столетия именно фондовый рынок стал основным источником инвестиционных ресурсов в динамично развивающихся  странах. Рынок ценных бумаг, обеспечивая  превращение сбережений в инвестиции и перелив финансовых ресурсов между  секторами экономики, в решающей мере способствует экономическому росту  и повышению благосостояния населения

Развитый финансовый рынок  особенно важен для тех стран  или секторов экономики, которые  особенно сильно нуждаются во внешнем  по отношению к ним финансировании, не имея достаточных собственных  источников накопления. С теоретической  точки зрения любой потенциально рентабельный проект должен получить финансирование. Однако на практике доступность  финансовых ресурсов существенно различается  для разных секторов и компаний даже в развитых экономиках.

Применительно к России эта  проблема стоит очень остро в  связи с диспропорциями в распределении  чистого дохода: при простом доступе  к ресурсам сырьевых отраслей ощущается  острая нехватка финансовых ресурсов в перерабатывающем секторе (например, в машиностроении) или в таких  отраслях как сельское хозяйство. Особенные  трудности с доступом к финансированию имеют, естественно, малые предприятия  на стадии своего становления и развития.

Состояние финансового посредничества, таким образом, может оказывать  влияние не только на темпы роста  экономики, но и на ее структуру. Сильный  финансовый рынок обеспечивает равные возможности развития секторам, в которых собственные источники финансирования недостаточны. Наличие эффективных посредников служит конкурентным преимуществом для секторов экономики, зависящих от внешнего финансирования (в частности, для новых предприятий). Финансовое развитие увеличивает приток капитала в такие сектора и повышает его “качество”: вместо торгового кредита или бюджетного финансирования приходит банковский кредит или заём ресурсов на финансовом рынке. Таким образом, укрепление российского финансового рынка является важнейшей предпосылкой ухода от “сырьевой” модели развития и создания условий для расширения критически важного сектора динамично развивающихся малых и средних предприятий.

Экономический рост при слабом развитии финансового рынка и  доминировании самофинансирования имеет свои внутренние ограничения. С точки зрения теории развития известно, что финансовый рынок формируется  постепенно и играет важную роль в  росте открытой рыночной экономики. Чем глубже развитие рынков, тем  выше долгосрочные темпы роста. В  конкурентной экономике финансовый рынок является центром принятия наиболее эффективных инвестиционных решений, обеспечивающих межотраслевой  перелив капитала, и единственным инструментом сохранения и приумножения национальных сбережений.

В течение прошедшего четырехлетнего периода финансовый рынок России, представленный банками, пенсионными  и инвестиционными фондами, общими фондами банковского управления и страховыми фондами аккумулировал  подавляющую часть быстро растущих внутренних сбережений, норма которых  в России оставалась одной из самых  высоких в мире и составляла 32% - 35% ВВП. [6]

Условия развития мирового финансового рынка осложняются  в 2008 году ухудшением его конъюнктуры  и обострением кризисных явлений  в мировой экономике. На этом фоне отчетливо проявляются тенденции экспансии действующих в рамках крупнейших финансовых центров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками. Это постепенно ведет к формированию на мировом финансовом рынке зон влияния таких финансовых центров. В результате растет вероятность того, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться. В ближайшее 10-летие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.

Задача создания самостоятельного финансового центра в России предполагает совершенствование налогообложения  на финансовом рынке. Без формирования благоприятного налогового климата  невозможно качественно повысить ликвидность  рынка финансовых инструментов и  привлекательность долгосрочных инвестиций, расширить спектр инструментов, обращающихся на финансовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг, а также  создать условия для преимущественного  развития организованного рынка  финансовых инструментов.

В настоящее время необходимо принятие мер, направленных на создание более привлекательного режима налогообложения  на российском финансовом рынке, чем  налоговые режимы, существующие в  странах, в которых действуют  конкурирующие финансовые центры. Такие меры найдут отражение в основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на долгосрочный период.

Сложившаяся ситуация на мировых  финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому  финансовому рынку требуют не только скорейшего завершения выполнения положений Стратегии развития финансового  рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, но прежде всего формулирования дополнительных долгосрочных мер по совершенствованию регулирования  финансового рынка в Российской Федерации. Отдельные ранее высказанные инициативы и предложения необходимо концептуально пересмотреть с учетом новых вызовов, предъявляемых динамично меняющимся устройством мирового финансового рынка. [3, C.15]

В 2006 - 2008 годах в соответствии со Стратегией развития финансового  рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы разработаны проекты федеральных  законов, затрагивающие широкий  перечень проблем развития финансовых институтов и инструментов.

Для обеспечения доступности  информации о ценных бумагах и  прозрачности сделок с ними подготовлены изменения в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", направленные на уточнение перечня существенных фактов деятельности акционерных обществ, подлежащих публичному раскрытию.

В целях создания условий  для дальнейшего развития рынка  производных финансовых инструментов был разработан в 2008 году проект федерального закона "О внесении изменений  в часть вторую Налогового кодекса  Российской Федерации", который предполагает совершенствование режима налогообложения  операций с производными финансовыми  инструментами налогом на добавленную стоимость, налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций.

Также подготовлен проект федерального закона, направленный на введение механизма ликвидационного  неттинга. Отсутствие правовой определенности в отношении порядка исполнения обязательств по срочным сделкам в случае введения процедур банкротства в отношении одного из ее участников в настоящее время является одним из факторов, сдерживающих развитие рынка производных финансовых инструментов.

Вместе с тем по состоянию  остаются нереализованными отдельные  важные задачи, определенные Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, в частности:

- создание правовых механизмов, направленных на предотвращение  инсайдерской торговли и манипулирования  на финансовом рынке;

- построение системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

- создание условий для  секьюритизации финансовых активов;

- правовое регулирование  осуществления выплат компенсаций  гражданам на рынке ценных  бумаг;

Информация о работе Вступление России в ВТО и развитие финансовых рынков