Введение в экономическую теорию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:55, лекция

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономика"

Содержание

1. Предмет, функции и методы экономической теории. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Экономические отношения. Производство, распределение, обмен и потребление. Экономическая стратегия и экономическая политика. Основные проблемы любой экономики и способы их решения
2. Потребности: понятие, подходы к классификации. Потребности и благосостояние. Основные показатели благосостояния.
3. Экономические блага и их классификации. Потребительские и инвестиционные товары и услуги. Полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.
4. Ресурсы (факторы производства): понятие, подходы к классификации. Соподчиненность вещественных и человеческого факторов производства в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном производстве. Экономическая эффективность и социальный эффект (благосостояние). Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины.
5. Проблема выбора оптимального решения. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей) как основной принцип распределения ограниченных ресурсов в рыночном хозяйстве. Учебная модель "Кривая производственных возможностей": понятие, основные допущения, анализ. Закон возрастания альтернативных издержек.

Работа состоит из  1 файл

макро 1.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

Значительный практический интерес с точки зрения решения  проблемы «что производить», для прогнозирования потребностей, планирования производства представляет классификация потребностей, предложенная российским экономистом Р.А. Косовой. Он  основывается на том, что возвышение потребностей человека, движение от низших, элементарных потребностей к высшим представляет  собой процесс развития всей  жизнедеятельности человека. Согласно данной классификации в структуре потребностей современного человека выделяются (рис. 1-2):

1. элементарные потребности (потребности в пище,  одежде, жилище);

2. потребности в общих условиях жизнедеятельности: потребности в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности;

  3. потребности в деятельности: в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге.

Степень развития и удовлетворения потребностей называется благосостоянием (уровень и качество жизни).

Оценка благосостояния, его изучение основываются на использовании  следующей системы показателей (табл. 1.1).

К числу показателей, характеризующих удовлетворение и  развитие потребностей в деятельности, относятся:

1) мотивация человека, т. е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности;

2) затраты времени на каждую из форм деятельности;

3) содержание деятельности, которое раскрывается в структуре функций, видах занятий.

Например, выделяют следующие виды трудовой мотивации: 1) средство к жизни; 2) интересная творческая работа; 3) стремление сделать карьеру; 4) стать богатым, 5) быть хозяином, собственником, участвовать в управлении производством, в распределении прибыли; 6) стремление принести пользу организации, общине, своему народу, всему человечеству. Трудовая мотивация, как  правило, бывает сложной, в ней присутствует несколько мотивов трудовой деятельности.

Содержание труда определяется образованием и квалификацией, структурой трудовых функций (что конкретно делает человек), а также соотношением умственных и физических затрат, исполнительских и управленческих функций.

                                                                    

 

 

 

                                                                                              Таблица 1.1

ПОТРЕБНОСТИ  И  ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ

 

 Структура потребностей

 

 Основные показатели благосостояния

 

Элементарные  потребности

  • Объем и структура потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров кратковременного пользования, услуг
  • Обеспеченность жильем, его комфортность

 

Потребности в общих условиях жизни

  • показатели развития материальной базы отраслей социальной сферы: контингент обслуживаемого населения, удельный вес государственных расходов на социальную сферу в % от ВВП

Потребности в деятельности

  • наличие работы, содержание и условия труда
  • продолжительность, интенсивность труда
  • трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
  • затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми
  • структура видов домашнего труда
  • мотивация семейно-бытовой деятельности и удовлетворенность ею
  • продолжительность и структура досуга (свободного времени)
  • мотивация досуга и удовлетворенность им

 

Обобщающие показатели благосостояния

  • Средняя ожидаема продолжительность продолжительность предстоящей жизни при рождении
  • Среднедушевой семейный доход
  • Богатство семьи (недвижимость,предметы длительного пользования, финансовые активы)

С начала 1990-х годов в межстрановых сопоставлениях для оценки уровня благосостояния широко используется введенный в оборот Программой развития ООН (United Nations Development Program)  индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), включающий индексы ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении, уровеня (доступности) образования,  валового внутреннего продукта на душу населения (по паритету покупательной способности). В 2000 г. и 2001 г.  Россия в рейтинге ООН по ИЧРП поднялась сначала на 62-е, затем на 55-е место и по-прежнему уступает Белоруссии, прибалтийским странам, Чехии, Польше. Лидирующие позиции занимают Канада, Норвегия, США. Наибольшее отставание от стран-лидеров наблюдается по показателю ВВП в расчете на душу населения и ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении. В РФ ВВП  в расчете на душу  составляет порядка 4300 долл., а в США, для сравнения, 29000 долл., в Японии – 24400 долл.  Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении в России составляет около 65 лет, а в США и Японии порядка 76 и 80  лет соответственно. Лишь по показателю доступности образования Россия остается в группе высокоразвитых стран.

 

 

3. Экономические блага и их классификации. Потребительские и инвестиционные товары и услуги. Полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

 

Все, что удовлетворяет  потребности людей, называется благами. Экономические блага -  это блага, которые имеются в ограниченном количестве и по поводу которых возникают отношения присвоения (отношение как к своему) или отношения отчуждения (отношение как к чужому). Благами могут быть как материальные объекты (товары) (яблоки, одежда, книги, машины), так и нематериальные (услуги) (прочитанная лекция, услуги юриста, совет врача).

В зависимости от типа потребления выделяют потребительские товары  и инвестиционные товары. Потребительские товары идут в личное потребление, т.е. используются непосредственно для удовлетворения потребностей семей, индивидов.  Инвестиционные товары направляются в производственное потребление для производства новых потребительских и инвестиционных товаров.

Различают также взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые (товары- комплементы)  товары. Взаимозаменяемы  товары могут потребляться один вместо другого в определенной пропорции, например, чай и кофе. Взаимодополняемые товары – это товары, которые используются вместе, например, фотоаппарат и фотопленка.

В современном рыночном хозяйстве  выделяют индивидуальные (рыночные) блага, общественные блага, квазиобщественные  блага. Экономическое благо, произведенное для обмена, купли-продажи, называется рыночным товаром. Индивидуальные блага неделимы, т.е. они имеют небольшие размеры и доступны индивидуальному потребителю. В их отношении действует принцип исключения, который состоит в том, что те, кто не заплатил за данный товар, исключаются из числа потребителей (хлеб, молоко, билет в театр). 

Общественные блага неделимы, они настолько крупны, что не могут быть проданы отдельному покупателю. К ним не применим  принцип исключения, ими могут пользоваться все члены общества. Спрос на общественные блага занижен или отсутствует. Решение о производстве общественных благ принимает парламент, а средства выделяются из государственного бюджета, так как  они приносят существенные выгоды обществу в целом.(уличное освещение, светофоры, армия, милиция и т.д.).

 Квазиобщественные блага – товары или услуги, сочетающие признаки рыночных товаров и общественных благ. К ним может быть применим принцип исключения, но они обеспечивают такие большие выгоды для общества, что правительство финансирует их производство (здравоохранение, образование и т.д.).

 

4. Ресурсы (факторы  производства):  понятие, подходы  к классификации.  Экономическая   эффективность  и  социальный  эффект (благосостояние). Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины.

 

Для производства благ необходимы ресурсы. Ресурсы (факторы производства) - это все то, с помощью чего производятся товары и услуги.

В  курсах “экономикс”  выделяют четыре основных вида ресурсов: земля, капитал (физический), труд, предпринимательский талант. Земля и физический капитал являются  материально-вещественными ресурсами, труд и предпринимательский талант – человеческими ресурсами.

Земля - это все естественные ресурсы, предоставляемые природой.  К ним относят почву, лес, запасы полезных  ископаемых, энергию ветра и солнца, воду рек, морей и океанов, воздух  и т. д.

Физический капитал - это все созданные людьми средства для производства благ (машины, оборудование, сырье и т. д.). В данном случае речь идет не о денежном, а о реальном, физическом капитале. Деньги и другие финансовые активы сюда не включаются, поскольку они как таковые ничего не производят.

Труд  - это физические и умственные способности человека, а также умение и желание их использовать  в процессе производства. В 1960-е годы известными американскими экономистами  Г. Беккером и Т. Шульцом было предложено понятие «человеческий капитал» - это запас знаний, навыков, мотиваций, способностей к творческому самостоятельному труду, приносящий доход.

Предпринимательский (организаторский) талант – это специфические способности творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, проявлять инициативу, осуществлять нововведения, брать на себя ответственность и риск.

Некоторые экономисты выделяют в отдельную  группу такой фактор производства как информация - данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров).

Существует и другой подход к  классификации ресурсов, достаточно широко используемый в хозяйственной практике. Материально-вещественные ресурсы в этой классификации  разделяют на средства труда и предметы труда. Средства труда – это часть материально-вещественных ресурсов, которые многократно участвуют в производственном процессе,  изнашиваются постепенно и включают свою стоимость в стоимость произведенного продукта по частям. К ним относятся машины, оборудование, здания, сооружения и т. п. Износ средств труда называется амортизацией.  В конкретной хозяйственной практике средства труда отождествляются с понятиями «основные производственные фонды», «основной капитал», «основные средства». Однако, следует подчеркнуть , что в различных конкретных экономических дисциплинах понятия «основные производственные фонды», «основной капитал», «основные средства» безусловно различаются.  

Предметы труда  (сырье, материалы, и т. п.) расходуются полностью в одном производственном процессе,  и их стоимость сразу включается в стоимость произведенного продукта. В хозяйственной практике используется понятие «оборотный капитал» - финансовые ресурсы, вложенные в объекты, использование которых осуществляется фирмой в рамках одного производственного цикла, или втечение определенного календарного периода (как правило, не более одного года).

С развитием общества, экономических отношений менялись значение и соподчиненность факторов производства. В доиндустриальных обществах главными факторами были физический труд и земля, в индустриальном обществе -  капитал, предпринимательский талант. В постиндустриальном обществе приоритетными факторами становятся   “человеческий капитал” и информация.

Для анализа использования ресурсов в процессе производства применяется  система показателей эффекта  и эффективности.

Эффект - конечный результат производства. Различают экономический эффект (результат производства как сумма произведенных товаров и услуг) и социальный эффект (благосостояние населения).

Под экономической эффективностью понимают соотношение экономического эффекта и затрат ресурсов.

Система показателей экономической эффективности производства включает в себя три основных показателя: производительность труда, фондоотдачу и материалоотдачу (табл. 1-2). Они характеризуют соответственно эффективность использования  труда, средств и предметов труда.

                                                                                                                                  Таблица 1 -2

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ЭФФЕКТИВНОСТИ

Факторы

 производства

Показатели 

Эффективности

Использования

Ресурсов

Формула расчёта

Труд 

(рабочая сила)

Производительность труда

Экономический эффект 

Трудозатраты

Средства труда 

Фондоотдача

Экономический эффект

Затраты средств труда

Предметы труда

Материалоотдача

Экономический эффект 

Затраты предметов труда


 

   Эффективность использования трудовых ресурсов измеряется производительностью труда - выработкой продукции на одного работника или в единицу времени. Фондоотдача - выработка продукции на единицу средств труда (основных производственных фондов, основного капитала). Материалоотдача – это выработка продукции на единицу затраченных предметов труда. Эффективность использования всех факторов производства, в том числе предпринимательского таланта, определяется нормой прибыли, рентабельностью (прибыль к затратам всех ресурсов).

 

5. Проблема выбора оптимального решения. Альтернативные издержки  (издержки отвергнутых возможностей) как основной принцип распределения ограниченных ресурсов в рыночном хозяйстве. Учебная модель "Кривая производственных возможностей" 

 

Процессу производства предшествует распределение ограниченных ресурсов между различными видами производства, с тем, чтобы  максимально удовлетворить безграничные потребности людей.  Тем самым формируются пропорции, структура экономики.

Проблему распределения ограниченных ресурсов иллюстрирует графическая модель «Кривая производственных возможностей».

 Кривая производственных возможностей - это множество точек, каждая из которых показывает возможную комбинацию одновременного производства двух альтернативных благ при полном и наилучшем использовании всех ресурсов.

КПВ строится при следующих допущениях:

  1. Производится только два товара или две группы товаров.
  2. Все ресурсы используются полностью и наиболее эффективно.
  3. Количество и качество ресурсов, а также технологии их использования не меняются.

Информация о работе Введение в экономическую теорию