Взаимодействие органов Федерального казначейства с Банком России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание

На этапе перехода к рыночной системе отношений государству необходимо найти новые формы управления финансовыми потоками, в том числе бюджетными. Таким образом, создаются предпосылки для образования новой структуры, обеспечивающей исполнение федерального бюджета. Нельзя сказать, что эта задача является новой в системе экономических отношений России или других стран, однако ее актуальность не теряет смысл.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Роль Федерального казначейства в управлении
государственными финансами………………………………………………..6
Задачи и функции Федерального казначейства ………………………..6
Российской Федерации как основы взаимоотношений с Банком России
Роль Федерального Казначейства Российской Федерации
в оптимизации межбюджетных взаимоотношений………………………..17
2. Кассовое исполнение бюджета
2.1 Функция Центрального банка РФ……………………………………....25
2.2 Расчетно-кассовое обслуживание счетов органов
Федерального казначейства……………………………………………….....34
Заключение………………………………………………………………….…36
Список литературы…………………………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

 

• налагать на кредитные организации штраф  при несвоевременном исполнении ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход  федерального бюджета, в государственные федеральные внебюджетные фонды либо средств из федерального бюджета и этих фондов на счета получателей в соответствующие кредитные организации в размере действующей в банке, допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вносить в Банк России представления о лишении кредитных организаций лицензий на совершение банковских операций.

 

Федеральное казначейство осуществляет следующие бюджетные  полномочия:

 

• организует исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

 

• исполняет  федеральный бюджет, а также бюджеты  субъектов РФ и местные бюджеты  в случае заключения соответствующих  бюджетных соглашений;

 

• осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

 

• составляет отчет  об исполнении федерального бюджета, а  также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

 

• осуществляет операции со средствами федерального бюджета, а также бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных  соглашений;

 

• составляет отчет  об исполнении федерального бюджета, а  также бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

 

• готовит отчет  об исполнении консолидированного бюджета  РФ;

 

• представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;

 

• устанавливает  порядок ведения учета и составления  отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и  отчетности по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

 

• открывает  и закрывает в Банке России и его учреждениях, а также  в уполномоченных кредитных организациях счета для зачисления и выдачи бюджетных средств;

 

• открывает  и закрывает лицевые счета  главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета других получателей бюджетных средств;

 

• обладает правом требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных  средств предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и других сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств федерального бюджета;

 

• получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов;

 

• направляет представления  главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, Банку России и его учреждениям, кредитным организациям с требованием  устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществляет контроль за их устранением; приостанавливает операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

 

• взыскивает в  бесспорном порядке с лицевых  счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств федерального бюджета бюджетные средства, используемые не по целевому назначению;

 

• взыскивает со всех счетов бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, бюджетных  кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными ссудами, бюджетными кредитами;

 

• налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации  штрафы в пределах своей компетенции;

 

• ведет сводный  реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию  бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств  федерального бюджета;

 

• осуществляет другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.

 

Федеральное казначейство несет ответственность за:

 

• правильность исполнения федерального бюджета, ведение  счетов и управление бюджетными средствами;

 

• финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий;

 

• полноту и  своевременность перечисления и  зачисления бюджетных средств на счета их получателей;

 

• своевременность  представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

 

• своевременность  доведения уведомлений о бюджетных  ассигнованиях и лимитах обязательств бюджета до получателей бюджетных  средств; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;

 

• осуществление  контроля за соблюдением бюджетного законодательства главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями;

 

• исполнение предписаний  Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Роль Федерального  Казначейства Российской Федерации  в оптимизации межбюджетных взаимоотношений

 

В условиях становления и развития Российской государственности на принципах федерализма особое значение приобретают проблемы совершенствования межбюджетных отношений, бюджетного федерализма. При этом основное направление его - сочетание интересов на всех уровнях бюджетной системы при полном и приоритетном соблюдении прав граждан, оптимизация федерального бюджета и курс на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Федерации и муниципальных образований.

 

Перераспределение функций и полномочий в области экономики, налогов и бюджета от федерального центра к субъектам Федерации - одно из стратегических их мнений, происшедших в России с конца 1991 года. Но в сложившейся обстановке после распада СССР в Российской Федерации взаимоотношения по всей вертикали бюджетной системы нельзя рассматривать как удовлетворительные.

 

Формирование  бюджетной системы, отвечающей федеративному  устройству новой России, является одним из важнейших условий упрочения  российской государственности, укрепления территориальной целостности страны и преодоление политического и социально- экономического кризиса. В основе этой системы должны лежать адаптированные к российским условиям общие для государств с федеративным устройством принципы и механизмы налогово-бюджетных взаимоотношений между различными уровнями власти и управления. Совокупность этих принципов и механизмов принято обозначать понятием «бюджетный федерализм».

 

Сущность бюджетного федерализма как концепция бюджетного устройства заключается в нормативно-законодательном  установлении бюджетных прав и обязанностей двух равномерных сторон федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионом.

 

Актуальной  задачей остается поиск и реализация путей преодоления острых противоречий в межбюджетных отношениях на уровнях: федеративный центр - субъекты Федерации  и субъекты Федерации - органы местного самоуправления.

 

В первой половине 90-х годов наряду с законодательным укреплением позиций бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления, с повышением управляемости этими бюджетами со стороны местных администраций и их финансовых органов движение средств федерального бюджета нередко ускользало из поля зрения высших органов представительной власти, Министерства финансов, и, следовательно, Правительства России. Получалось так: федеральный бюджет, разработанный и утвержденный в Москве, исполнялся на территориях субъектов федерации, но управление исполнением этого бюджета как бы «зависало» в столице и практически не доходило до территорий.

 

Это главная  причина, обусловившая необходимость  создания в субъектах федерации  такого органа, который был бы уполномочен  управлять процессами расходования и пополнения средств государственной казны, а также оказывал бы положительное воздействие на движение всей массы финансовых ресурсов на той или иной территории, обеспечивая при этом гармоничность интересов бюджетов всех уровней. Приняв на себя эти функции, Федеральное Казначейство заполнило брешь, образовавшуюся в государственной системе финансового управления, восстановили в полном объеме контроль за расходованием государственных средств и их поступлением в федеральный бюджет, а также наладили эффективное управление этими процессами.

 

Исполнение  Российского бюджета и контроль за расходованием государственных  средств в Российском государстве  традиционно осуществлялись казначейскими  учреждениями. С середины 20-х годов  с 1917 по 1991г.г. функции казначейства были, в основном, переданы Госбанку.

 

Действовавшая в нашей стране банковская система  исполнения бюджета прежде вполне обеспечивала контроль за поступлением и использованием бюджетных средств. В последние  годы, счета бюджетных организаций, состоящих на федеральном бюджете, распылены по огромному количеству коммерческих банков.

 

В этих условиях Центробанк Российской Федерации, сохранив за собой роль методологического  центра в вопросах организации банковского  дела и ведения счетов, не имеет  возможности и средств для  осуществления полного и достоверного учета средств Федерального Бюджета в сфере деятельности коммерческих банков. Иначе говоря, стало попросту невозможно определить, на какие цели расходуются бюджетные деньги, экономично ли ими распоряжаются. Слишком долго доходы не поступают на федеральные бюджетные счета.

 

Однако действовавшая в СССР система исполнения бюджета приводила к наращиванию информационных процессов в стране, так как финансирование расходов производилось без учета реально поступающих доходов и носили эмиссионный характер.

 

В начале проведения экономических  реформ изменения в процессе исполнения федерального бюджета позволили решить главную задачу - ликвидировать практику автоматического и бесконтрольного кредитования Центробанком бюджетного дефицита. В то же время, с развитием рыночных процессов в Российской экономике, сопровождавшихся разрушением централизованной государственной банковской системы и образованием разрозненной массы коммерческих банков, Центробанк России, сосредоточив усилия на вопросах организации денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения Федерального бюджета: был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки на местах не только устранились от контроля за использованием государственных федеральных средств, но и заинтересованы в отсутствии такого контроля. Наряду с этим, законодательное закрепление самостоятельности бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований в рамках единой бюджетной системы России освободило местные финансовые органы от обязательного контроля за правильностью и целевым характером использования средств федерального бюджета.

 

В области исполнения федерального бюджета по доходам  существующий порядок характеризуется  не только низкой оперативностью зачисления доходов на счета федерального бюджета, длительными задержками, запаздыванием, неполнотой и расхождениями представляемой Центробанку информации, но также и отсутствием единого порядка распределения поступающих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней, а так же передачи в местные бюджеты отчислений от поступлений по федеральным налогам и доходам.

 

Вытекающие  из этого дискретность процесса финансирования расходов из федерального бюджета, а  также невозможность составления полноценных прогнозов на краткосрочную и среднесрочную перспективу снижает эффективность бюджетного исполнения.

 

В сфере расходов федерального бюджета до настоящего времени действующая система  носит отпечаток предельно централизованной директивной экономики, поскольку допускает их финансирование лишь на стадии платежа, то есть на стадии, когда возможность маневрирования государственными финансовыми ресурсами уже практически упущена.

 

Постановка  учета бюджетных средств в  банках не позволяет оперативно получить информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а значит эффективно контролировать данные операции.

 

Вследствие  раздельного учета рублевых и  валютных позиций нарушается принцип  кассового единства бюджета.

Информация о работе Взаимодействие органов Федерального казначейства с Банком России