Задачи денежно-кредитной политики РФ по стабилизации денежного обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследование задач денежно-кредитной политики РФ по стабилизации денежного обращения.

Содержание

Введение 3
1. Сущность денежного обращения 5
1.1. Понятие денежного обращения 5
1.2. Формы денежного обращения 6
1.3. Основные показатели, характеризующие денежное обращение 11
2. Денежно-кредитная политика. Методы регулирования денежного обращения и кредита 15
2.1. Цели и задачи денежно-кредитной политики 15
2.2. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики 17
2.3. Денежно-кредитная политика в РФ на современном этапе 27
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложение 1. Указание ЦБ РФ от 17.09.2009 № 2295-У 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.docx

— 78.62 Кб (Скачать документ)

Количество  денег, необходимых для обращения  можно выразить формулой6:

, где

Д – количество денег (денежная масса), руб.;

Р - сумма цен реализуемых товаров, руб.;

К - сумма цен товаров проданных в кредит, руб.;

П - сумма платежей по обязательствам, руб.;

В - сумма взаимопогашающихся платежей, руб.;

О   - среднее число оборотов денег (скорость обращения денег).

Вышеприведенная формула представляет закон денежного  обращения. Из закона денежного обращения  вытекает требование сбалансированности денежной и товарной массы в обращении. Эта сбалансированность выражается уравнением обмена между денежной массой и номинальной величиной валового национального продукта.

Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой стоимость произведенного в стране конечного годового продукта в рыночных ценах.

Уравнение обмена – это расчетная зависимость, согласно которой произведение величины денежной массы на скорость оборота  денег равно произведению уровня цен на реальную величину ВНП.

Д * О = РГ * Н, где

Д – количество денег  в обращении (денежная масса), руб.;

О  - скорость оборота  денег за год;

РГ – уровень цен товаров (услуг, работ), выраженный относительно базового годового показателя;

Н – реальная величина ВНП, руб.;

Г * Н) – номинальная величина валового национального продукта, руб.

Соблюдение  зависимости, выраженной уравнением обмена, ведет к тому, что количество денег  в обращении соответствует реальной потребности в них. Государство  должно поддерживать данную зависимость  путем проведения правильной  денежной и финансовой политики7.

Денежная  масса включает несколько компонентов, которые выделяются на основании  критерия их ликвидности.

Под ликвидностью понимается та степень, в которой  возможно (или невозможно) использовать денежные средства в качестве средства платежа. Денежное средство считается  высоколиквидным, если его можно  непосредственно использовать для  платежей и расчетов или легко  обратить в средство платежа. В соответствии с присущим им уровнем ликвидности  отдельные виды денежных средств, образующих часть денежной массы, которая обращается в стране, объединяются в денежные агрегаты.

Денежные  агрегаты дают возможность анализировать  количественные изменения денежного  обращения на определенную дату и  за определенный период, а также  регулировать темпы роста и объем  денежной массы. Каждый агрегат характеризуется  определенными показателями состава  и количества денежной массы.

В России в настоящее время денежную массу  характеризуют:

  • агрегат М0 — это наличные деньги в обращении (наличные деньги у населения и остатки наличных денег в кассах юридических лиц);
  • агрегат М1 – это агрегат М0 плюс средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, а также депозиты населения в сберегательных банках до востребования и средства страховых компаний;
  • агрегат М2 – это агрегат М1 плюс срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация;
  • агрегат М3 – это агрегат М2 плюс сертификаты, облигации государственного займа8.

Вторым  показателем денежного обращения  является скорость обращения денег, представляющая собой показатель интенсификации движения денег в их функциях как средства обращения и средства платежа.

Скорость  обращения денег — это быстрота их оборота при обслуживании сделок.

Основными показателями, характеризующими скорость оборота денег, являются:

  • показатель скорости обращения денег в кругообороте доходов — отношение валового национального продукта (ВНП) или национального дохода к денежной массе (агрегату М2);
  • показатель оборачиваемости денег в платежном обороте, т.е. отношение суммы переведенных средств по банковским текущим счетам к средней величине денежной массы.

Скорость  обращения денег зависит от многих факторов:

•  технологии совершения платежей;

•  частоты выплаты  заработной платы;

•  издержек удержания  денег в качестве актива и др.

Как следует  из закона денежного обращения, увеличение скорости обращения денег равнозначно  увеличению денежной массы, что способствует усилению инфляционных процессов.

Для анализа  степени обеспеченности экономики  денежными средствами используется также показатель, который носит  название коэффициента монетизации. Он рассчитывается как отношение среднегодовой величины денежной массы (как правило, М-2) к номинальной величине ВВП. Таким образом, коэффициент монетизации является величиной, обратной скорости обращения денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Денежно-кредитная политика. Методы регулирования денежного обращения и кредита

2.1. Цели и  задачи денежно-кредитной политики

 

Совокупность  государственных мероприятий в  области денежного обращения  и кредита получила название денежно-кредитной  политики.

Денежно-кредитная  политика выглядит «плаванием против ветра»: она призвана стимулировать  деловую активность в условиях депрессии  и зажимать, угнетать экономический  рост при перегреве конъюнктуры, хотя реальное осуществление этих акций  является делом  очень сложным.

Денежно-кредитная  политика имеет два направления:

  • стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная  экспансия);
  • сдерживание и ограничение кредита и денежной эмиссии (кредитная рестрикция).

В условиях падения производства и увеличения безработицы Центробанк пытается оживить  конъюнктуру путем расширения кредита  и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается "биржевой горячкой", спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях Центробанк стремится предотвратить "перегрев" конъюнктуры с помощью  ограничения кредита, повышения  процента, сдерживания эмиссии платежных  средств и т.д9.

В самом  общем виде задача денежно-кредитной  политики состоит в создании условий, при которых экономические агенты (частные лица, предприниматели, общественные и государственные органы), реализуя свободу выбора, производили бы действия, совпадающие с целями экономической политики. Кредитно-денежное регулирование индикативно, не имеет принудительного характера. Ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики выступает Банк Росси, при этом со стороны Банка России используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Основной  целью кредитно-денежной политики является стабилизация денежного обращения. Кроме того, Центральный банк РФ, как основной проводник государственной денежно-кредитной политики, формулирует следующие её цели:

  • достижение финансовой стабилизации;
  • поддержание темпов инфляции на минимально возможном уровне;
  • сохранение стабильности обменного курса национальной валюты;
  • обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
  • создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике.

Основные  методы (инструменты) кредитно-денежной политики включают:

  • изменение уровня учетной ставки  ЦБ;
  • изменение уровня резервной нормы ЦБ;
  • операции на открытом рынке;
  • установление ориентиров денежной массы;
  • регулирование деятельности банковской системы (законодательные акты и экономические нормативы);
  • валютное регулирование (валютная интервенция, лицензирование валютной деятельности, регламентация открытых валютных позиций, установление темпа изменения официального обменного курса).

Денежно-кредитное  регулирование осуществляется в  нескольких направлениях:

  • государственный контроль над банковской системой (в целях укрепления ликвидности банков, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков);
  • управление государственным долгом. В условиях бюджетного дефицита и роста госдолга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого Центробанк покупает и продает государственные обязательства, изменяет цену облигаций, условия их продажи;
  • регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии с целью воздействия на хозяйственную активность.

Регулирование денежного обращения в Российской Федерации возложено на Банк России. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка  России являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени10.

2.2. Основные  инструменты и методы денежно-кредитной  политики

 

Банк  России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по разным видам операций или проводить  процентную политику без фиксации процентной ставки. Он использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные  ставки.

Учетная (процентная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства.

Повышая процентную ставку (политика «дорогих» денег), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном итоге к сокращению кредитных операций. Повышение процентной ставки проводится в целях борьбы с инфляцией.

Понижение процентной ставки (политика «дешевых денег») ведет к увеличению кредита и денежной массы. Проводится в случае спада производства11.

Процентные  ставки Банка России – это минимальные  ставки, под которые он предоставляет кредитные ресурсы в форме прямых кредитов коммерческим банкам, переучёта частных коммерческих векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты),  а также организации кредитных аукционов

К процентным ставкам Банка России относятся:

  • ставка рефинансирования;
  • ставки по депозитным операциям;
  • ломбардные ставки;
  • ставки REPO и др.

Ключевое  значение в системе процентных ставок Банка России имеет ставка рефинансирования (учетная ставка).

Ставка  рефинансирования – процентная ставка, которую использует Центральный  банк при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования. Действующая в настоящее время ставка рефинансирования составляет 8,75 % (введена в действие 28 декабря 2009г.).

Ниже  на рисунке  показаны изменения ставки рефинансирования с  1-го января 2002 года по 1-е января 2010 года.

Рисунок

(по горизонтали  указан период, по вертикали –  ставка в %)

 

Следовательно, учетная (процентная) политика - это условия, на которых центральный банк предоставляет кредитные ресурсы коммерческим банкам (дает им прямые кредиты, покупает у них векселя и т.д.). При проведении учетной политики осуществляется прямое регулирование на денежном рынке. Одновременно оказывается косвенное воздействие на рынок капиталов.

Нормативы обязательных резервов – это часть банковских депозитов и других пассивов, которые должны храниться на счете в Банке России.  Этот запас коммерческие банки не имеют права использовать для осуществления своих операций. 

Нормативы обязательных резервов являются одним из инструментов денежно-кредитной политики Бака России. Изменяя норматив резервирования, ЦБ РФ поддерживает на определенном уровне объем денежной массы, находящейся в обращении в стране. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее количество денег может создать банковская система.

Коммерческие  банки обязаны выполнять по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Порядок депонирования обязательных резервов определяется Банком России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Коммерческие  банки обязаны иметь в Банке России счет для хранения обязательных резервов. Порядок открытия указанного счета и осуществления операций по нему устанавливается Банком России12.

На сегодняшний  день, начиная с 1 ноября 2009 года, действуют следующие нормативы обязательных резервов (резервных требований), установленных Указанием ЦБ РФ от 17.09.2009 № 2295-У13:

  • по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 2,5%;
  • по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 2,5%;
  • по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 2,5%.

Эти резервы  используются при отзыве лицензии для  погашения обязательств кредитной  организации перед вкладчиками  и кредиторами.

Однако  основное назначение нормативов обязательных резервов  - регулирование денежного обращения.

Рассмотрим  механизм этого регулирования. Фактические резервы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система, как известно создает деньги. Количество новых кредитных денег определяется с помощью банковского мультипликатора, который представляет собой процесс увеличения объема денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому. Зная норму обязательных резервов, легко можно определить, сколько новых денег будет создано банковской системой.

Информация о работе Задачи денежно-кредитной политики РФ по стабилизации денежного обращения