Задачи денежно-кредитной политики РФ по стабилизации денежного обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследование задач денежно-кредитной политики РФ по стабилизации денежного обращения.

Содержание

Введение 3
1. Сущность денежного обращения 5
1.1. Понятие денежного обращения 5
1.2. Формы денежного обращения 6
1.3. Основные показатели, характеризующие денежное обращение 11
2. Денежно-кредитная политика. Методы регулирования денежного обращения и кредита 15
2.1. Цели и задачи денежно-кредитной политики 15
2.2. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики 17
2.3. Денежно-кредитная политика в РФ на современном этапе 27
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложение 1. Указание ЦБ РФ от 17.09.2009 № 2295-У 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.docx

— 78.62 Кб (Скачать документ)

Банк  России намерен в указанный период в основном завершить переход  к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее  время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы  для контроля за соответствием денежно-кредитных  показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины  в качестве операционного ориентира  политики валютного курса.

Общемировая тенденция существенного роста  цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего  спроса уже в 2007 году обусловили более  высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению  инфляции на траекторию снижения.

Однако  решение этой задачи было осложнено  влиянием на российский финансовый рынок  кризисных явлений на мировых  финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В  результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над  инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и  поддержанию бесперебойности проведения расчетов.

Ускорение инфляции, а также ожидаемые в  предстоящий период внешние и  внутренние макроэкономические условия  подтверждают необходимость осуществления  более гибкой курсовой политики и  активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов  будет оставаться важным индикатором  для оценки монетарных условий и  среднесрочного тренда инфляции.

Банк  России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость  привязки рубля к бивалютной корзине  и допуская большую волатильность  ее стоимости.

Режим свободно плавающего валютного курса необходим  для введения таргетирования инфляции19 в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.

При разработке денежно-кредитной политики на период 2009 - 2011 годов Банк России принимает  во внимание возможные изменения  мировых цен на основные товары российского  экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при  продолжении увеличения импорта  высокими темпами, поддерживаемого  внутренним спросом, может произойти  существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.

Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить  покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания  темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.

Ожидаемое сокращение валютных интервенций может  существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов  денежно-кредитного регулирования  как основного источника роста  денежного предложения. С целью  обеспечения соответствия денежного  предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.

Для обеспечения  соответствия динамики инфляции целевой  траектории Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной  политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы  аккумулирования дополнительных доходов  от экспорта нефти и газа при высоких  ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.

Процентная  политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и  динамики инфляции. Важной задачей  процентной политики будет постепенное  сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка  России и снижение волатильности  ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка  будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого  РЕПО.

Основным  фактором риска для российского  банковского сектора в условиях международного финансового кризиса  является существенное ограничение  доступа к ресурсам с международных  рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.

Следствием  влияния указанного фактора является введение российскими банками более  консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В  свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового  результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает  относительное увеличение в портфелях  кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения  предприятий при ужесточении  условий привлечения кредитов.

В этой ситуации на состояние банковского сектора  будет оказывать влияние качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая  кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания  ликвидности банки должны уделять  внимание вопросам поддержания достаточности  капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников  и новых инвесторов.

В целях  снижения негативного влияния международных  финансовых потрясений на экономику  и финансовые рынки России реализуется  комплекс мер по частичному замещению  выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского  сектора.

В рамках системы управления ликвидностью банковского  сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций  к инструментам рефинансирования, что  должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При  дальнейшем развитии внутреннего финансового  рынка, его инфраструктуры это будет  способствовать более эффективному перераспределению денежных средств  в экономике.

Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут  приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового  рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные  требования в качестве прямого инструмента  регулирования ликвидности банковского  сектора.

Для перехода к режиму таргетирования инфляции в  полном объеме Банк России будет участвовать  в работе по созданию необходимых  условий институционального характера, способствовать повышению глубины  и ликвидности российского финансового  рынка, добиваться роста эффективности  своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского  сектора, развивать систему анализа  денежно-кредитной политики, макроэкономического  моделирования и прогнозирования.

Особое  значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению  ее открытости и прозрачности, разъяснению  общественности своих целей, задач  и принятых мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе выполнения работы было раскрыто понятие денежного  обращения. Охарактеризованы две формы  денежного обращения: наличная и  безналичная. Изучены основные показатели, характеризующие денежное обращение: денежная масса и денежные агрегаты, скорость денежного обращения. Определены цели и задачи денежно-кредитной политики, которые заключаются в следующем:

  • стабилизация денежного обращения;
  • достижение финансовой стабилизации;
  • поддержание темпов инфляции на минимально возможном уровне;
  • сохранение стабильности обменного курса национальной валюты;
  • обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
  • создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике.

Рассмотрены основные инструменты и методы  денежно-кредитной политики. Охарактеризована денежно-кредитная политика РФ на современном этапе.

Изучена нормативная база, регулирующая денежное обращение и функционирование кредитно-банковской системы.

Таким образом, цель, поставленная перед выполнением  работы, достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

Нормативно-правовые источники

  1. Гражданский кодекс РФ ч.2.
  2. "Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05.01.1998 N 14-П

в ред. от 31.10.2002 (утв. Советом  директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47);

  1. Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У (ред. от 28.04.2008)

"О предельном размере  расчетов наличными деньгами  и расходовании наличных денег,  поступивших в кассу юридического  лица или кассу индивидуального  предпринимателя";

  1. "Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации"

(утв. ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П)  в ред. от 22.01.2008;

  1. ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
  2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2009)

"О банках и банковской  деятельности" (действующая редакция);

  1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 2011 годов  (утв. ЦБ РФ).
  2. "Положение об обязательных резервах кредитных организаций"

(утв. ЦБ РФ 07.08.2009 N 342-П)  в ред. от 25.11.2009.

 

Учебники, монографии, брошюры

  1. Перекрестова Л.В., Романенко Н. М., Сазонов С.П. Финансы и кредит. Учебное пособие / М.: Академия, 2008г.
  2. Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие / М.: Юнити, 2007г.

 

 

Электронные ресурсы

  1. Скобелев А.Ю. Правовые основы денежного обращения и денежной системы в РФ. Режим доступа: [http://www.xserver.ru/user/podod/].
  2. Денежное обращение и кредитно-банковская система. Денежно-кредитная политика. Режим доступа: [http://www.ido.rudn.ru/ffec/econ/ec10.html].
  3. Фролова Т.А. Конспект лекций. Денежно – кредитная политика. Режим доступа: [http://www.aup.ru/books/m171/6_4.htm].
  4. Булатов А.С. Экономика. Учебник / Режим доступа: [http://business.polbu.ru/bulatov_economy/ch99_iv.html].

 

 

 

Приложение 1. Указание ЦБ РФ от 17.09.2009 № 2295-У

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 17 сентября 2009 г. N 2295-У

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМАТИВОВ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ (РЕЗЕРВНЫХ  ТРЕБОВАНИЙ) БАНКА РОССИИ

1. В соответствии с решением  Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров  Банка России от 7 августа 2009 года N 15) для кредитных организаций,  осуществляющих депонирование обязательных  резервов в соответствии с  Положением Банка России от 7 августа  2009 года N 342-П "Об обязательных  резервах кредитных организаций", зарегистрированным Министерством  юстиции Российской Федерации  15 сентября 2009 года N 14775 ("Вестник  Банка России" от 21 сентября 2009 года N 55), Банк России устанавливает  следующее.

1.1. Нормативы обязательных резервов, начиная с 1 ноября 2009 года устанавливаются  в следующем размере:

по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной  валюте - 2,5%;

по обязательствам перед физическими  лицами в валюте Российской Федерации  и в иностранной валюте - 2,5%;

по иным обязательствам кредитных  организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной  валюте - 2,5%.

1.2. Коэффициент усреднения для  расчета усредненной величины  обязательных резервов начиная  с 1 ноября 2009 года устанавливается  в следующем размере:

для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитными организациями, расчетными центрами ОРЦБ (далее - РЦ ОРЦБ) - 0,6;

для расчетных небанковских кредитных  организаций, РЦ ОРЦБ - 1,0.

Кредитные организации, указанные  в настоящем подпункте, вправе самостоятельно рассчитывать усредненную величину обязательных резервов на каждый очередной  период усреднения с применением  коэффициента усреднения, не превышающего 0,6 или 1,0 соответственно.

2. Нормативы обязательных резервов, установленные подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего Указания, применяются  начиная с регулирования обязательных  резервов кредитных организаций  за отчетный период с 1 ноября  по 1 декабря 2009 года.

Информация о работе Задачи денежно-кредитной политики РФ по стабилизации денежного обращения