Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа
Цель данной работы - исследование задач денежно-кредитной политики РФ по стабилизации денежного обращения.
Введение 3
1. Сущность денежного обращения 5
1.1. Понятие денежного обращения 5
1.2. Формы денежного обращения 6
1.3. Основные показатели, характеризующие денежное обращение 11
2. Денежно-кредитная политика. Методы регулирования денежного обращения и кредита 15
2.1. Цели и задачи денежно-кредитной политики 15
2.2. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики 17
2.3. Денежно-кредитная политика в РФ на современном этапе 27
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложение 1. Указание ЦБ РФ от 17.09.2009 № 2295-У 36
Банк
России намерен в указанный период
в основном завершить переход
к режиму таргетирования инфляции,
предполагающему приоритет цели
по снижению инфляции. Однако в ближайшее
время денежно-кредитная
Общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.
Однако
решение этой задачи было осложнено
влиянием на российский финансовый рынок
кризисных явлений на мировых
финансовых рынках, спровоцированных
проблемами в экономике США. В
результате Банк России был вынужден
перенести акцент с контроля над
инфляцией на поддержание стабильности
банковской системы. Были усилены меры
по увеличению ликвидности банков и
поддержанию бесперебойности
Ускорение
инфляции, а также ожидаемые в
предстоящий период внешние и
внутренние макроэкономические условия
подтверждают необходимость осуществления
более гибкой курсовой политики и
активного использования
Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.
Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции19 в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.
При разработке денежно-кредитной политики на период 2009 - 2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.
Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.
Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.
Для обеспечения
соответствия динамики инфляции целевой
траектории Банк России будет использовать
все имеющиеся в его
Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО.
Основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.
Следствием влияния указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.
В этой ситуации
на состояние банковского сектора
будет оказывать влияние
В целях
снижения негативного влияния
В рамках
системы управления ликвидностью банковского
сектора Банк России продолжит улучшать
условия доступа кредитных
Решения
по использованию инструментов предоставления
и абсорбирования ликвидности будут
приниматься в зависимости от
динамики основных макроэкономических
показателей и состояния
Для перехода
к режиму таргетирования инфляции в
полном объеме Банк России будет участвовать
в работе по созданию необходимых
условий институционального характера,
способствовать повышению глубины
и ликвидности российского
Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.
В ходе выполнения работы было раскрыто понятие денежного обращения. Охарактеризованы две формы денежного обращения: наличная и безналичная. Изучены основные показатели, характеризующие денежное обращение: денежная масса и денежные агрегаты, скорость денежного обращения. Определены цели и задачи денежно-кредитной политики, которые заключаются в следующем:
Рассмотрены основные инструменты и методы денежно-кредитной политики. Охарактеризована денежно-кредитная политика РФ на современном этапе.
Изучена нормативная база, регулирующая денежное обращение и функционирование кредитно-банковской системы.
Таким образом, цель, поставленная перед выполнением работы, достигнута.
Нормативно-правовые источники
в ред. от 31.10.2002 (утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47);
"О предельном размере
расчетов наличными деньгами
и расходовании наличных денег,
(утв. ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П) в ред. от 22.01.2008;
"О банках и банковской деятельности" (действующая редакция);
(утв. ЦБ РФ 07.08.2009 N 342-П) в ред. от 25.11.2009.
Учебники, монографии, брошюры
Электронные ресурсы
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 17 сентября 2009 г. N 2295-У
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМАТИВОВ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ (РЕЗЕРВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ) БАНКА РОССИИ
1. В соответствии с решением
Совета директоров Банка России
(протокол заседания Совета
1.1. Нормативы обязательных
по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 2,5%;
по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 2,5%;
по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 2,5%.
1.2. Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов начиная с 1 ноября 2009 года устанавливается в следующем размере:
для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитными организациями, расчетными центрами ОРЦБ (далее - РЦ ОРЦБ) - 0,6;
для расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ - 1,0.
Кредитные организации, указанные в настоящем подпункте, вправе самостоятельно рассчитывать усредненную величину обязательных резервов на каждый очередной период усреднения с применением коэффициента усреднения, не превышающего 0,6 или 1,0 соответственно.
2. Нормативы обязательных
Информация о работе Задачи денежно-кредитной политики РФ по стабилизации денежного обращения