Задачи денежно-кредитной политики РФ по стабилизации денежного обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследование задач денежно-кредитной политики РФ по стабилизации денежного обращения.

Содержание

Введение 3
1. Сущность денежного обращения 5
1.1. Понятие денежного обращения 5
1.2. Формы денежного обращения 6
1.3. Основные показатели, характеризующие денежное обращение 11
2. Денежно-кредитная политика. Методы регулирования денежного обращения и кредита 15
2.1. Цели и задачи денежно-кредитной политики 15
2.2. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики 17
2.3. Денежно-кредитная политика в РФ на современном этапе 27
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложение 1. Указание ЦБ РФ от 17.09.2009 № 2295-У 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.docx

— 78.62 Кб (Скачать документ)

Банк  России изменяет нормы обязательных резервов. При увеличении норм коммерческие банки вынуждены будут уменьшить кредитную эмиссию. Кроме того, это заставит коммерческие банки сократить текущие счета и направить часть средств на увеличение обязательных резервов. Предложение денег в итоге сокращается, увеличиваются проценты по кредитам. Все это помогает в борьбе с инфляцией.  При уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит. В результате увеличивается денежная масса.

Рост  денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег  банковской системой.

Установление  норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности.  А с другой стороны эти нормы  выступают в качестве прямого  ограничителя инвестиций. Изменения  норм обязательных резервов - метод  прямого воздействия на величину банковских резервов.

Обязательные  резервы как средство денежно-кредитного регулирования призвано решить четыре задачи14:

  • экономическая задача. В условиях свободы принятия решений и возможности рискованных операций обеспечить минимальную устойчивость банков, не допустить кризиса неплатежей. Задача обеспечения гарантированной стабильности решается установлением размера минимальных резервов. Они должны быть достаточными, чтобы обеспечить работу каждого банка на срок один месяц и более;
  • социальная задача. Обязательные минимальные резервы представляют собой гарантию от полного разорения вкладчиков. Если бы на счетах ЦБ РФ находились минимальные резервы многочисленных финансовых корпораций, создававших финансовые пирамиды и объявивших себя банкротами в начале 1990-х гг., то не произошло бы ограбления вкладчиков в огромных масштабах.
  • задача создания и поддержания обязательных резервов ЦБ. Обязательные резервы хранятся в ЦБ на бессрочных счетах. По решению руководства ЦБ они могут увеличиваться и уменьшатся, но всегда на счетах остается минимум, который по мере развития банковского кредита и роста суммы срочных обязательств увеличивается.

У ЦБ бессрочно  находится возрастающая сумма чужих  денег, называемых в бухгалтерском  учете «Чуткие средства», приравненные к собственным. Это резерв ЦБ, который  без какого-либо ущерба может быть использован в долгосрочных кредитах. Избыток средств по отношению  к самому минимальному уровню является среднесрочным и краткосрочным  кредитом со стороны  коммерческих банков  ЦБ. Обеспечение дополнительных финансовых резервов – краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и бессрочных кредитов ЦБ – одна из задач обязательного  хранения минимальных резервов частных  банков на его счетах.

  • задача обеспечения ЦБ РФ мощным инструментом государственного регулирования экономики. Если ЦБ снижает норму обязательных минимальных резервов, то размеры реального капитала в распоряжении банков увеличиваются, а так как капитал не может существовать без обращения, он вливается в экономику страны и стимулирует деловую активность. Повышение нормы минимального резерва сокращает финансовую базу оперативной деятельности частных банков, сокращает прилив ссудного капитала в экономику.

Согласно  статье 39 Федерального закона  от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:

  • купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами;
  • купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами.

При осуществлении  Банком России операций на открытом рынке  с акциями допускаются только заключение договоров РЕПО, а также реализация Банком России акций в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств по договору РЕПО.

Под операциями РЕПО понимаются сделки по продаже (покупке) эмиссионных ценных бумаг (первая часть  РЕПО) с обязательной последующей  обратной покупкой (продажей) ценных бумаг  того же выпуска в том же количестве (вторая часть РЕПО) через определенный договором срок по цене, установленной  этим договором при заключении первой части такой сделки.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом  директоров Банка России. Покупка  ценных бумаг означает выпуск денег  в обращение, продажа  - изъятие  денег из обращения. Продажа ценных бумаг предотвращает инфляцию. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике.

Различают следующие виды операций на открытом рынке15:

  • в зависимости от условий сделки - купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - так называемые обратные операции (операции РЕПО);
  • в зависимости от  объектов сделок - операции с государственными или частными бумагами;
  • в зависимости от  срочности сделки - краткосрочные и долгосрочные операции с ценными бумагами;
  • в зависимости от  сферы проведения операций - охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
  • в зависимости от способа установления ставок - определяемые центральным банком или рынком.

Под рефинансированием банков  понимается кредитование Банком России

кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок  и условия рефинансирования устанавливаются  Банком России.

Так, Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки  - к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка.

Банк  России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Если  спрос на валюту больше предложения, то Банк России продаёт валюту из своих  золотовалютных резервов. Если предложение  валюты превышает спрос, то покупает валюту. Эти операции стали возможны  благодаря значительным накоплениям его валютных ресурсов. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.

В Российской Федерации термин "валютная интервенция" обычно употребляется в связке с  задачей поддержания российского  рубля, его стабильного курса  по отношению к доллару США.  Центральный банк РФ продает доллары, чтобы не дать упасть рублю на валютном рынке и тем самым воздействовать на покупательную силу денег, валютные курсы и на экономику страны в целом. И наоборот, скупка иностранной валюты Центральным банком РФ влечет за собой падение курса российского рубля. Однако при больших нарушениях в системе платежного баланса валютная интервенция может в конце концов привести к истощению валютных резервов страны, не предотвратив обесценивания национальной валюты.

Банк  России может устанавливать ориентиры  роста одного или нескольких показателей  денежной массы, исходя из основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики.

Банк  России устанавливает минимальные  и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование).

Таргетирование  – экономическая, налоговая и денежно-кредитная политика государства по целевому управлению основными хозяйственными  показателями на среднесрочную перспективу.

Существует  прямая связь между установлением  ориентиров динамики денежной массы  и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление  динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение  которого требуется вмешательство  регулирующих органов, а своевременность  принятия мер повышает их эффективность.

Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного  регулирования.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк  России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях  в целях проведения единой государственной денежно-кредитной  политики только после консультаций с Правительством  РФ. В качестве примера можно привести им выдачу ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов коммерческим банкам в пределах установленного лимита.

Другим  примером могут служить ограничения  на проведение валютных операций. Валютные операции могут проводить только уполномоченные банки, получившие от Банка  России лицензию на проведение таких  операций. При этом различают следующие типы лицензий:

  • генеральную, которая дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения их количества;
  • внутреннюю, дающую право работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внешний при условии открытия корреспондентских счетов в любом другом банке, имеющем генеральную лицензию16.

Банк  России имеет право осуществлять от своего имени эмиссию облигаций, которые размещаются среди кредитных организаций.

Предельный  размер общей номинальной стоимости  облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом  директоров решения об очередном  выпуске облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

2.3. Денежно-кредитная  политика в РФ на современном  этапе

 

Банк  России ежегодно до  внесения в Государственную  Думу Правительством Российской Федерации  проекта федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год.  И до 1 декабря - основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год.

Предварительно  проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики представляется Президенту Российской Федерации и  в  Правительство  Российской Федерации.

Основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики  предстоящего года включают следующие положения17:

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
  • краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
  • прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
  • основные показатели денежной программы на предстоящий год;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
  • план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственная Дума рассматривает основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики предстоящего года и принимает  соответствующее решение до принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете  на предстоящий год.

В "Основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2009 год  и период 2010 и 2011 годов", утвержденных ЦБ РФ, отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой. Определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета18.

Банк  России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и  в период 2010 и 2011 годов исходят  из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие  три года основной задачей денежно-кредитной  политики является последовательное снижение инфляции до 5 - 6,8% в 2011 году (из расчета  декабрь к декабрю).

Информация о работе Задачи денежно-кредитной политики РФ по стабилизации денежного обращения