Затраты на производство и реализацию продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:06, контрольная работа

Описание

Цель данной курсовой работы: исследовать методические и практические вопросы управления затратами на производство и реализацию продукции.

Содержание

Введение __________________________________________________________3
1. Планирование себестоимости производства и реализации продукции предприятия ___________________________________________________5
1.1 Классификация денежных расходов предприятия __________________5
1.2 Планирование расходов на производство и реализацию продукции ___13
1.3. Маржинальный анализ в управлении операционными затратами_______20

2. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции ____________________________________________________28
3. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции __33
3.1. Резервы снижения себестоимости продукции _______________________33
3.2. Контроль снижения себестоимости продукции ___________________35
Расчетная часть ________________________________________________37
Заключение ____________________________________________________55
Список использованной литературы ________________________________59

Работа состоит из  1 файл

финансы организаций.docx

— 263.60 Кб (Скачать документ)

В соответствии с выбранным методом учетной политики управленческие расходы могут включаться в производственную себестоимость. Тем не менее предпочтительнее формировать производственную себестоимость только из переменных затрат, раздельно ведя учет постоянных расходов [12].

В современном  рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, например управленческому учету. С его помощью осуществляется контроль над издержками организации (предприятия). Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальных запланированных издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

Учет  по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования. Бюджет – это план деятельности компании, представляющий собой набор экономических, финансовых и имущественных показателей. Всесторонний (полный) бюджет — это сочетание финансового и производственного планов, выраженных в числовых значениях (рисунок 1). В хорошо организованной системе управления бюджеты используются для планирования, оценки исполнения, координации и установления коммуникаций.

Система бюджетирования представляет собой  совокупность таких элементов, как  структура бюджетов, процедуры формирования, согласования, утверждения бюджетов и контроль за фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты); типовые процедуры и механизмы  принятия управленческих решений.

В общем  случае можно выделить следующие  этапы постановки системы бюджетирования:

• формирование финансовой структуры. Цель этого этапа - разработать модель структуры, позволяющей  установить ответственность и контролировать источники возникновения доходов  и расходов;

• создание структуры бюджетов. На этом этапе  определяется общая схема формирования основного бюджета компании;

• разработка методик и процедур управленческого  учета. На этом этапе устанавливается  учетно-финансовая политика компании, т.е. правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного  и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и мониторинге выполнения бюджетов;

• разработка регламента планирования. Регламент планирования определяет процедуры планирования, процедуры  мониторинга и анализа причин невыполнения планов, а также текущей  корректировки планов;

• внедрение системы бюджетирования. Этот этап включает работы по составлению  операционных и финансовых бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке  системы бюджетирования по результатам  анализа ее соответствия потребностям компании [12].

 

 

 

 

Рис 1. Основной бюджет

 

 

1.3. Маржинальный анализ в управлении операционными затратами

 

Большую роль в обосновании  управленческих решений в бизнесе  играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее — А.П. Зудилиным.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения  объема производства на переменные и  постоянные и использование категории  маржинального дохода.

Маржинальный доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Основные возможности  маржинального анализа состоят  в определении:

  • безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
  • зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
  • необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
  • критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
  • критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального  анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов  изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое  изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих  деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

Основные этапы анализа

  1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
  2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.
  3. Расчет величины исследуемых показателей.
  4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
  5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
  6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует  соблюдения ряда условий:

  • необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные;
  • переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
  • постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
  • тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
  • эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
  • пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

Одним из самых простых  и эффективных методов маржинального  анализа с целью оперативного, а также стратегического планирования является анализ «издержки — объем — прибыль», который позволяет отследить зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства.

Анализ «издержки —  объем — прибыль» служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие  перед финансистами предприятия  на всех четырех основных этапах его денежного оборота.

Ключевыми элементами маржинального  анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Действие операционного  рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.

Действие финансового  рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности. Уровень эффекта финансового рычага указывает на финансовый риск, связанный с предприятием. Поскольку проценты за кредит относятся к постоянным издержкам, наращивание финансовых расходов по заемным средствам сопровождается увеличением силы операционного рычага и возрастанием предпринимательского риска.

Маржинальный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.

Сила воздействия операционного  рычага зависит от относительной  величины постоянных издержек. Для  предприятий, отягощенных громоздкими  производственными фондами, большая  сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения  платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент  снижения выручки оборачивается  катастрофическим падением прибыли  и вхождением предприятия в зону убытков.

Маржинальный анализ включает в себя анализ безубыточности, который  позволяет вычислить такую сумму  или количество продаж, при которой  приход равен расходу. Бизнес не несет  убытков, но не имеет и прибыли. Продажи  ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки  безубыточности приносят прибыль. Точка  безубыточности — это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому  точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек.

Идеальные условия для  бизнеса — сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой. Маржинальный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается  в наращивании валовой маржи  за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда — в  увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными  и постоянными издержками.

Расчет порога рентабельности начинают с деления издержек на переменные и постоянные, так как без этого невозможно вычислить валовую маржу. Сопоставив ее с суммой выручки, получают так называемый коэффициент валовой маржи — долю валовой маржи в выручке от продажи.

Постоянные издержки делят  на коэффициент валовой маржи  и получают порог рентабельности.

Превышение фактической  выручки от продажи над порогом  рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.

Прогнозируемая прибыль  рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой  маржи (этот способ расчета прибыли  легко обосновывается проверкой  тождества: Запас финансовой прочности х Коэффициент валовой маржи = Прибыль).

Анализ прибыли производится с целью определения реальной величины чистой прибыли и ее качества, стабильности основных элементов балансовой прибыли, тенденций их изменения  и возможности использования  для прогноза прибыли, «зарабатывающей» способности предприятия. Для достижения этих целей в процессе анализа по показателям прибыли, используемым в хозяйственной практике, изучаются: выполнение плана (проекта, прогноза) и динамика; факторы их формирования; резервы роста; направления, пропорции и тенденции распределения прибыли.

В процессе анализа дается оценка плана (прогноза) прибыли. Результаты анализа используются и для выбора наилучшего варианта инвестиций, развития предприятия с учетом перспектив.

По результатам анализа  разрабатываются конкретные рекомендации по наиболее эффективному использованию  заработанной прибыли, выявленных резервов ее роста. Анализ должен дать ответ  и на вопросы о влиянии на прибыль  нарушения договорной, технической, технологической, финансовой дисциплины.

Источниками информации для  анализа прибыли являются учетные  данные, формы (расчеты) плана экономического и социального развития или бизнес-плана  по формированию прибыли и др.

Прибыль как основная форма  денежных накоплений представляет собой  разницу между выручкой от продажи  по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли  зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а также  от увеличения объема реализованной  продукции.

Информация о работе Затраты на производство и реализацию продукции