Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:28, курсовая работа
Организация исполнения бюджетов в РФ. Этапы санкционирования и финансирования. Исторический аспект деятельности казначейства России в XVII – начале XX в..
Финансовый год
По результатам исполнения бюджетов составляется отчет в объеме и по формам, утверждаемым Министерством финансов РФ. Отчет об исполнении бюджета утверждается законодательным (представительным) органом в форме закона (решения).
Рассмотрим, например, как утверждается отчет об исполнении федерального бюджета. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство Российский Федерации представляет в Государственную Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и кодами бюджетной классификации, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год. Перечень обязательных документов и материалов, представляемых в Государственную Думу одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета, регламентируется Бюджетным кодексом РФ и может быть дополнен Министерством финансов РФ.
Счетная палата РФ проводит
проверку отчета об исполнении федерального
бюджета за отчетный финансовый год
в течение 1,5 месяца после его
представления в
Важной составной частью работы по исполнению бюджета является экономический анализ результатов исполнения бюджета. Выводы экономического анализа, проводимого финансовыми органами, органами казначейства, ведомствами, другими структурами, используются для:
Мы видим, что процесс исполнения бюджетов представляет собой сложную, регламентируемую нормами права процедуру, в которой огромное значение имеет деятельность органов, на которые возложены непосредственные обязанности по исполнению бюджета. Таким органом на федеральном уровне является Федеральное казначейство РФ. Но прежде чем обратиться к детальному рассмотрению его деятельности, авторы предлагают кратко рассмотреть историю финансовых и казначейских органов России в целях установления преемственности в организации финансового управления в стране.
Контрольные вопросы
1.2. Исторический
аспект деятельности
Казначейские органы в финансовом управлении России всегда играли ведущую роль, поэтому представляет интерес обращение к истории российского казначейства. В конце XIX в. известный ученый Иосиф Блех писал: “Устройство финансового управления в историческом его развитии имеет интерес не только научный, но и практический. Если история вообще, указывая ошибки прошедшего, дает уроки для будущего, то наиболее ценными эти уроки должны быть для финансового управления и его устройства”.
В период правления на Руси
Ивана III (1462–1505 гг.) обозначился переход
от удельного княжения, носившего
частно-хозяйственный характер, к
государственному управлению. Были созданы
приказы, в том числе финансовые:
Большого Двора, Большой Казны, Большого
Прихода, Новая Четверть, Счетный. Приказы
подчинялись царю и Боярской Думе,
имея, в свою очередь, в подчинении
местное управление. Вместе с тем
системной организации
В период царствования Петра I (1682–1725 гг.) старые приказы не вошли в противоречие с требованиями его реформ. Но к тому времени они обветшали, в их деятельности проявлялись бесконтрольность и произвол. Поэтому Петр I отдал предпочтение коллегиальному началу в управлении, которое он наблюдал в соседних европейских государствах. Он распустил Боярскую Думу и образовал первую коллегиальную организацию на Руси — Сенат, из 9 человек, куда вошли умные и преданные ему люди. Утверждение Сената состоялось 22 февраля 1711 г.
“До 1722 г. Сенат в отсутствие Государя сам издавал законы: в области администрации он ведал и военное дело, и иностранную политику, и полицию безопасности и благосостояния. Наконец, одну из главнейших забот его составляли финансы, т. е. государственные доходы и расходы, новые налоги, монетное дело, а также устройство всех видов торговли и промышленности”.
Вместе с тем необходимо отметить, что Сенат как высший орган финансового и бюджетного управления располагал неудовлетворительными подчиненными органами. При Сенате состояли Расправная палата и счетная Ближняя канцелярия. Главная обязанность Сената была “денег возможно сбирать” и определять необходимые расходы. В то же время отчеты о сборах и расходах ему ниоткуда не присылались и он не мог составить ведомости в целом по государству о суммах прихода, расхода и остатках. Эта безотчетность в период войны и финансового кризиса сильнее всего убедила Петра I в необходимости полного переустройства центрального управления. Результатом явилось создание в 1717–1718 гг. вместо всей массы приказов 12 коллегий для дел государственных и главной канцелярии, заменившей собой все придворные приказы. Обязанности каждой коллегии были точно определены. Три из двенадцати имели финансовый характер. Обязанности между ними распределились следующим образом:
Создание финансовых коллегий явилось первым принципиальным признанием самостоятельности финансовой администрации, и, несмотря на то что коллегии частично сохранили порядки приказов, например сосредоточение в одних руках заведования делом и сбора доходов от этого дела (Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия), вместе с тем создание коллегий явилось значительным шагом вперед.
В 1722 г. была утверждена должность генерал-прокурора, который становился представителем верховной власти и государства перед Сенатом. Обновление центральных управлений вело к новому переустройству территориальных органов. За образец взяли шведскую структуру управления, которую попытались совместить с русскими обычаями. В результате этого переустройства всю страну разделили на 11 губерний. Те, в свою очередь, делились на провинции, во главе которых стояли воеводы.
Контроль за поступлением
доходов на местах осуществляли воеводы,
но непосредственный контроль возлагался
на надзирателей сборов, или камериров,
под начальством Камер-
Исследуя роль вышеназванных
должностей в то время, следует отметить,
что “камерир” был “знатнейшим
камерным чиновником в провинции”;
он наблюдал за всеми сборами, за продовольствием
войск, за государственными имуществами,
за отдачей на откуп казенных статей
и хозяйством общественных учреждений.
Это предшественник казенной палаты
и вместе с рентмейстером первый
по времени местный орган
В период царствования Екатерины II (1762–1796 гг.) снижается значение Сената. В нем происходит разделение правительственных функций. Сенат состоит из 6 департаментов: 4 в Санкт-Петербурге и 2 в Москве. Вводится должность генерал-прокурора, и он становится первым по значению правительственным лицом. Сосредоточение финансового управления в руках генерал-прокурора особенно усилилось с 1780 г., когда по Указам от 24 октября 1780 г. и от 15 февраля 1781 г. при Сенате устроилась особая организация финансового управления. Под его заведованием находились экспедиция о государственных доходах (состоящая из 4 экспедиций: доходов, расходов, счетов (контроль) и экспедиции о государственных недоимках). Для заведования предлагалось учредить должность государственного казначея, но она была введена лишь впоследствии императором Павлом I. Несмотря на то, что учреждение должности государственного казначея в период правления Екатерины II не состоялось, в 1775 г. появилась должность уездного казначея. В его обязанности входил прием и хранение всех казенных доходов своего уезда. При приеме денег от плательщиков он выдавал квитанции.
При Екатерине II генерал-прокурору князю Вяземскому было поручено заведование и казначейской частью. Это положило начало сосредоточению государственных доходов и расходов в одном ведомстве. Сосредоточение в руках генерал-прокурора общего надзора за государственными доходами и расходами дало возможность установить более правильную финансовую систему. Генерал-прокурор ежегодно представлял на утверждение императрицы табели о государственных доходах, расходах и остатках. В конце года он представлял ведомости по доходам, расходам, недоимкам и подробный доклад с обоснованием каждой суммы, т. е. исполнение государственной росписи.
Таким образом, жизнь и
объективное развитие экономики
и государственного строительства
подвели к необходимости
За время заведования Государственным казначейством А. И. Васильевым было издано много работ. Особого упоминания заслуживают труды по упорядочению составления смет доходов и расходов и отчетов по казначейству, а также устройство бухгалтерии по этой части. Труды Васильева не замедлили снискать расположение императора Павла I, пожаловавшего ему ряд наград и отличий. Преобразования, проводимые Павлом I, повлекли за собой значительное сокращение штатов многих учреждений, однако органы казначейства оставались без изменения, что свидетельствует о той роли и значении, которое придавал император этому органу.
При Александре I (1801–1825 гг.) с учреждением в 1802 г. министерств заведование делами государственного хозяйства было вверено государственному казначею и министрам финансов, коммерции и внутренних дел. При этом ведомство государственного казначея осталось нетронутым, и функциональные обязанности главного казначея оставлены без изменения. Правда, казенные палаты были отнесены к ведению Государственного казначейства лишь по части казенных сборов, установленных законами, доставления их в подлежащие места и хранения денежной казны. Следовательно, ему были подчинены все губернские и уездные казначеи, счетные экспедиции казенных палат и статные и остатные казначейства.
Информация о работе Значение казначейства в регулировании бюджетного процесса