Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:28, курсовая работа
Организация исполнения бюджетов в РФ. Этапы санкционирования и финансирования. Исторический аспект деятельности казначейства России в XVII – начале XX в..
Государственный казначей являлся исполнителем государственной росписи. Министр финансов в конце каждого года составлял роспись доходов и расходов и отсылал в Государственное казначейство для исполнения. В 1811 г. был учрежден Государственный контроль. Таким образом, высшее управление финансов разделилось на три отдела: источники доходов были поручены Министерству финансов, движение сумм — Государственному казначейству, проверка счетов — Государственному контролю. Рассмотрение государственной росписи и обсуждение чрезвычайных финансовых мер с 1810 г. поручены Государственному Совету.
Росписи доходов и расходов, а также отчеты об их исполнении считались на Руси тайною, не подлежащей обнародованию. Отчасти это объяснялось тем, что исполнение росписей в царствование Александра I совершенно не соответствовало сметным назначениям и давало ежегодные дефициты. Кризисное положение государственного казначейства (постоянно увеличивающаяся сумма годового дефицита) в 1809 г. привело к необходимости финансовых преобразований, разработать которые было поручено М. М. Сперанскому. “План финансов”, предложенный Сперанским, включал в себя 2 части. Он предлагал: 1) обеспечить выполнение всех расходов в 1810 г. и прекратить выпуск ассигнаций, а затем 2) перейти к устройству новой финансовой системы.
Вторая часть финансового плана М. М. Сперанского представляла собой проект “финансового закона или сметных правил для руководства ведомств”. Издание этого документа положило начало новой эпохе в истории российского бюджетного хозяйства; подобного систематического свода правил о составлении, рассмотрении и исполнении смет никогда до этого не было.
В 1821 г. учредили Департамент государственного казначейства, которому были подчинены все казначеи с их функциями. Вместе с тем требовалось привлечение дополнительных финансовых средств, напряженная работа финансовых ведомств и отдельных лиц. Многое было сделано для разработки бюджетного хозяйства государства, и хотя эти усилия не сразу достигли своей цели, они, тем не менее, подготовили почву для полного государственного переустройства сметной и кассовой частей в начале 60-х гг. ХIХ столетия.
Коренных изменений в финансовом и бюджетном устройстве России в царствование императора Николая I (1825–1855 гг.) было немного. Но вместе с тем идет постоянная и упорная работа по внутреннему упорядочению управления и улучшению личного его состава; в частности, был проведено ряд мероприятий по упорядочиванию переписки и отчетности (было отменено более 10 тысяч ведомостей в год) и улучшению благосостояния чиновников.
Император Николай I внимательно следил за положением Государственного казначейства и принимал живое участие в установлении цифр годовых бюджетов. До 1832 г. государственная роспись доходов и расходов подписывалась Государем Императором. С 1833 г. на утверждение Государя Императора подавалось только мнение Государственного Совета с приложением росписи, подписанной Председателем Государственного Совета. В 1837 г. уездным казначеям была дана Высочайше утвержденная инструкция, в которой были точно определены предметы их деятельности, пределы власти, порядок приема платежей, выдачи и хранения сумм, ведения книг, отчетности и т. д.
С приходом к власти императора
Александра II (1855–1881 гг.) произошли
коренные изменения в жизни страны,
повлекшие за собой и финансовые
преобразования. Началом реформы
в бюджетном, кассовом и ревизионном
деле следует считать 1858 г. Это год
начала разработки бюджетного законодательства,
которая продолжалась более 3 лет. В
мае 1862 г. были утверждены “Правила о
составлении, рассмотрении, утверждении
и исполнении государственной росписи
и финансовых смет Министерств и
Главных Управлений” как
В период царствования императора
Александра II была поставлена задача —
ввести единство кассы. Кассы Министерства
финансов должны были, с одной стороны,
соединить все поступающие
В 1872 г. была издана единая для
всех казначейств Империи
В царствование императора Александра III (1881–1894 гг.) центральные учреждения Министерства финансов с формальной стороны не испытали преобразований. В Департаменте государственного казначейства можно отметить только передачу 22.04.1894 г. монетного отделения по монетной части в особенную канцелярию по кредитной части, а по пробирной — в ведение Департамента торговли и мануфактур.
Значительные административные
преобразования и быстрое развитие
экономики страны повлекли возрастание
роли финансов. В царствование последнего
императора Николая II (1894–1917 гг.) были
проведены структурные и
Наблюдалось увеличение объема
работы казначейств по хранению залогов
винопродавцев и по выдаче процентов
по этим залогам; счету и сортировке
серебряной и медной монеты от сборщиков
доходов от казенной продажи вина.
Продажа гербовых, торговых документов,
разного рода патентов и бандеролей
также входила в обязанности
казначейств. Усложнились счетоводство
и отчетность в связи с разрешением
с 1890 г. отпускать гербовые знаки
в кредит волостным правлениям, лесничим
и некоторым другим учреждениям
и должностным лицам, введение судебно-пошлинных
марок и марок по благотворительному
сбору с публичных зрелищ и
увеселений. Увеличилось также число
касс специальных сборщиков, и были
упразднены отдельные кассы при
окружных судах и старших нотариусах
с возложением обязанности
С 1897 г. на казначейства были
возложены прием золотых и
серебряных изделий для отправления
в окружные пробирные управления
для испытаний на подлинность, обратная
выдача изделий мастерам и взимание
с последних пробирных пошлин,
а также ведение книг и отчетности
по этой операции. В 1899 г. казначейства
стали распределять в определенном
процентном соотношении между
В 1900 г. насчитывалось 728 уездных
казначейств. Они состояли в ведомстве
Департамента государственного казначейства
и подчинялись казенным палатам.
Исполнительная власть в казначействах
принадлежала одному казначею. Он осуществлял
надзор за деятельностью чинов
К 1917 г. Департамент государственного
казначейства был основным в системе
Минфина. Казначейство выполняло следующие
функции: устанавливало бюджет для
каждого уезда; ведало составлением
и рассылкой окладных листов; продажей
государственных бланков и
После 1917 г. народный комиссар
финансов РСФСР, наследуя прежние традиции,
одновременно формировал и новые
подходы к управлению финансовой
деятельностью. В мае 1918 г. принимается
Постановление Совнаркома РСФСР, вводившее
единство кассы, обязавшее предприятия,
учреждения и должностные лица вносить
все денежные средства в кассы
Народного банка или
Информация о работе Значение казначейства в регулировании бюджетного процесса