Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:32, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы, анализ особенностей бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.
Введение 4
1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга 5
1.1 Понятие государственного бюджета 5
1.2 Бюджетный дефицит и государственный долг 8
1.2.1 Сущность бюджетного дефицита 8
1.2.2 Сущность государственного долга 11
1.3. Управление государственным долгом 17
1.4. Способы покрытия бюджетного дефицита 19
2. Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в Республике Беларусь 21
2.1 Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь 21
2.2 Государственный долг РБ в настоящее время. Способы управления государственным долгом 24
Заключение 29
Список использованных источников 30
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 30 с., 1 рис., 1 табл., 8 источник
Бюджетный дефицит, Сбалансированность доходов и расходов, внутренний Государственный долг, внешний государственный долг, Консолидация, новация.
Объект исследования ― бюджетный дефицит, государственный долг.
Предмет исследования ― основные концепции развития и закономерности бюджетного дефицита и государственного долга, особенности в Республике Беларусь.
Цель работы: исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.
Исследования и разработки: проведен анализ бюджетной системы в Республике Беларусь, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.
Элементы научной новизны: определены и сформулированы основные проблемы бюджетной системы и предложены конкретные способы их решения в Республике Беларусь.
Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия.
Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: изучение бюджетного дефицита и государственного долга является очень актуальным вопросом, так как государственный бюджет оказывает регулирующее воздействие на развитие экономических процессов страны, а проблема управления государственным долгом стоит в РБ в настоящее время на первом месте.
Автор работы
подтверждает, что приведенный в
курсовой работе расчётно-аналитический
материал правильно и объективно отражает
состояние исследуемого процесса, а все
заимствованные из литературных и других
источников теоретические, методические
положения и концепции сопровождаются
ссылками на источник.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга 5
1.1 Понятие государственного бюджета 5
1.2 Бюджетный
дефицит и государственный долг
1.2.1 Сущность бюджетного дефицита 8
1.2.2 Сущность государственного долга 11
1.3. Управление государственным долгом 17
1.4. Способы
покрытия бюджетного дефицита
2. Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в Республике Беларусь 21
2.1 Развитие
бюджетного дефицита в
2.2 Государственный долг РБ в настоящее время. Способы управления государственным долгом 24
Заключение 29
Список использованных источников 30
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Актуальность ее состоит в том, что государственный бюджет оказывает регулирующее воздействие на развитие экономических процессов. А проблема управления государственным долгом, и формирование целостной системы государственного регулирования процесса управления внешними заимствованиями стоит в настоящее время на первом месте, так как Республика Беларусь испытывает недостаток собственных ресурсов для наращивания экономического потенциала страны, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям.
Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы, анализ особенностей бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность бюджетного дефицита и государственного долга;
- рассмотреть структуру бюджетной системы;
- выявить основные функции бюджетной системы;
- определить роль и место бюджетной дефицита в экономике страны;
- проанализировать бюджетный дефицит в экономике Республик Беларусь;
- охарактеризовать
современное состояние
- изучить
нормативно-правовые акты
- выделить
основные направления
При написании курсовой работы была использована современная экономическая литература, статьи периодической печати и материал, опубликованный в Internet. Материалом для данной работы служили конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики Беларусь, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа РБ.
1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга
1.1 Понятие государственного бюджета
Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. По своей экономической сущности государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда финансовых средств. Его определяют также как ежегодную смету (роспись) доходов и расходов государства. Государственный бюджет является главным финансовым планом страны, в котором отражается движение централизованных финансовых ресурсов.
Государственный бюджет содержит перечень запланированных (ожидаемых) расходов. Перечень запланированных доходов и расходов принято называть бюджетным уставом.
В основе построения бюджета лежит ряд принципов. Важнейшим из них является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все доходы и расходы государства. Этот принцип обусловлен единой экономической и политической основой государства, что предопределяет проведение единой государственной политики. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете всех расходов, доходов, финансовых операций, соответствие утверждаемых в бюджетах сумм их использованию. Принцип публичности означает, что все фазы кругооборота были «открытыми» и каждый заинтересованный гражданин мог с ними ознакомиться. Кругооборотом бюджета называется законодательно утвержденный « путь бюджета». В нем можно выделить три фазы:
1. составление бюджетного плана;
2. исполнение;
3. контроль и одобрение бюджетных действий.
В первой фазе составление бюджетного плана начинается с того, что отдельные министерства подают свои заявки (в виде смет). Министр финансов проверяет предоставленные сметы и составляет (учитывая финансовые возможности государства, которые в большинстве случаев определяются на основе прогнозирования будущих налоговых поступлений) план бюджета, который поступает в Кабинет министров. Здесь план проверяется, при необходимости в него вносятся корректировки и затем представляется как проект закона о бюджете законодательным органам.
Бюджет выполняет следующие функции:
Структура бюджета определяет
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Организация, принципы построения бюджетной системы, связь между ее звеньями определяются бюджетным устройством. В его основе лежит бюджетный (фискальный) федерализм. С одной стороны, он означает четкое разграничение функций между бюджетами разных уровней, их самостоятельность. Это проявляется, во-первых, в том, что бюджеты разрабатываются, утверждаются и исполняются соответствующими органами власти. Во-вторых, каждый бюджет имеет собственные источники доходов, которые закреплены за ним законодательно. В-третьих, соответствующие органы власти устанавливают направления расходования бюджетных средств, которые определяются конкретными социально-экономическими задачами, стоящими перед страной, регионом, городом. Так за счет центрального бюджета финансируются крупные общегосударственные программы, национальная оборона, космос, внешнеэкономические отношения, государственное управление и т. д. Региональные, муниципальные денежные ресурсы направляются на развитие регионов, городов: содержание учреждений социальной сферы, развитие местного хозяйства, благоустройство территорий.
С другой стороны, фискальный федерализм предполагает оказание финансовой помощи вышестоящим звеньям бюджетной системы нижестоящим в форме дотаций, субвенций. Дотации предоставляются безвозмездно в виде определенной суммы денег для пополнения доходов и минимизации бюджетного дефицита нижестоящего звена. Они не имеют строгого целевого назначения. Субвенции - это также денежные суммы, предоставляемые нижестоящим бюджетам, но имеющие строго целевое назначение. Этот метод регулирования межбюджетных отношений помогает нивелировать различия в социально-экономическом развитии регионов.
Среди бюджетов разных уровней ведущую роль играет центральный бюджет (республиканский), в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов государства. Вместе с тем в странах с рыночной экономикой все большее значение приобретают местные бюджеты, через которые перераспределяются от 30 до 60 % всех финансовых ресурсов государства.
Для аналитических и статистических целей рассматриваются консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов по стране в целом или по соответствующим регионам, территориям.
Организацию работы по формированию и исполнению государственного бюджета страны осуществляет, как правило, Министерство финансов. Рассмотрение, утверждение бюджетов входит в функции законодательных органов власти. Бюджет государства составляется на год. В ряде стран сроки бюджетного года не совпадают с календарными. В Великобритании, Японии, Канаде он начинается с 1 апреля, в США - с1 октября. Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей, которые в каждой стране имеют свои особенности. Существуют бюджетный и кредитный методы формирования и использования бюджетных средств. Бюджетный метод заключается в том, что часть денежных доходов населения, субъектов хозяйствования изымается безвозмездно в форме налогов, обязательных платежей и предоставляются средства из бюджета тоже безвозмездно. Кредитный метод имеет место тогда, когда бюджетные ресурсы формируются за счет поступлений от внутренних и внешних займов или расходуются на выдачу ссуд, кредитов. Основная часть финансовых ресурсов государства формируется на основе использования первого метода.
Построение
государственного бюджета осуществляется
в соответствии с бюджетной классификацией.
Бюджетная классификация-это
1.2 Бюджетный дефицит и государственный долг
1.2.1 Сущность бюджетного дефицита
Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных расходов и доходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным; когда расходы превышают доходы – имеет место дефицит государственного бюджета и, наконец, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета. Почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов.
Бюджетный дефицит- это та сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превышают его доходы. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 4-5 % от ВНП считается нормальным явлением.[3]
Информация о работе Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в Республике Беларусь