Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:32, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы, анализ особенностей бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.
Введение 4
1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга 5
1.1 Понятие государственного бюджета 5
1.2 Бюджетный дефицит и государственный долг 8
1.2.1 Сущность бюджетного дефицита 8
1.2.2 Сущность государственного долга 11
1.3. Управление государственным долгом 17
1.4. Способы покрытия бюджетного дефицита 19
2. Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в Республике Беларусь 21
2.1 Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь 21
2.2 Государственный долг РБ в настоящее время. Способы управления государственным долгом 24
Заключение 29
Список использованных источников 30
В конкурентной рыночной экономике любое предприятие обязано, согласно правилам конкурентного рынка, нести ответственность за взятые на себя обязательства перед всеми своими кредиторами. Тем самым оно поставлено в такие рамки, которые вынуждают его работать обязательно в условиях жёстких бюджетных ограничений, т.е. покрывать имеющиеся расходы получаемыми доходами.
Главное отличие белоруской экономики от конкурентной заключается в двух принципиальных обстоятельствах. Во-первых, в Беларуси государство установило неодинаковые правила деятельности по отношению к предприятиям различных форм собственности. Во-вторых, и для оценки результатов деятельности предприятий различных форм собственности существуют также разные критерии. В соответствии с такими подходами государство выработало эксклюзивную систему субсидиарной плохо работающих предприятий нечастного сектора экономики. Всё это привело к целенаправленному созданию перераспределительной системы, через которую движение финансовых и натуральных ресурсов происходит от хорошо работающих предприятий к плохо работающим.
В Беларуси отсутствует рыночное правило, в соответствии с которым каждое предприятие должно оплачивать свои обязательства перед кредиторами в срок, т.е. должники не наказываются. Мягкость бюджетных ограничений огосударствленных предприятий приводит к тому, что у них образуется постоянная нехватка доходов для покрытия расходов.
Помимо неденежных форм, «развязывающих» неплатежи, большую роль в этом процессе играют банковские и финансовые векселя. Однако этот способ не пользуется популярностью, к нему проявляется недоверие.
Рассмотрим поведение
В долларовом эквиваленте государственный долг на январь-ноябрь 2009 года вырос на 85,5% – до $6,897 млрд. При этом на правительство Беларуси приходится $6,774 млрд. А на субъекты хозяйствования под гарантии правительства всего $0,122 млрд.
Основными кредиторами являются: Россия, МВФ, Венесуэла, Всемирный банк, Китай, Италия.
Напомним, что суммарный внешний долг Беларуси (государства, банков и корпораций) за 2009 год составил 21 миллиардов долларов.
На 1 января 2010 года государственный долг Республики Беларусь составил в рублевом эквиваленте практически 30 триллионов белорусских рублей. Это на 74,7% больше, чем на 1 января 2009 года. Об этом сообщает Министерство финансов.
Сумма внутреннего государственного долга по состоянию на начало августа 2010 составляет 8,418 трлн. BYR. Задолженность, гарантированная правительством, увеличилась на 1,6% до 6,245 трлн. BYR и составила 74,2% всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства равнялась 2,172 трлн. BYR и за июль месяц практически не изменилась.
По данным БелТА, внешний государственный долг Беларуси за июль сократился на 2,2% и на 1 августа 2010 года был на уровне 25,217 трлн. BYR (около 8,48 млрд. USD) при утвержденном лимите 11 млрд. USD.
При этом задолженность, гарантированная правительством, составляет около 511,9 млрд. BYR, или 2% всего внешнего долга. Этот показатель за июль увеличился на 16,9%. Долг центрального правительства равен 24,706 трлн. BYR (98%), причем вся задолженность сформирована долгосрочными займами. Как отметили в Минфине, за отчетный период он сократился на 2,6%.
Общий уровень задолженности за июль сократился на 1,4% и к началу августа был равен 33,64 трлн. BYR.
По данным Министерства финансов РБ, внешний государственный долг Беларуси в августе вырос на 3,3 трлн. BYR и на 1 сентября 2010 года составил 28,5 трлн. BYR, то есть примерно 9,5 млрд. USD.
Увеличение долга объясняется размещением первых еврооблигаций Беларуси на 1 млрд. USD.
В связи с этим внешний долг центрального правительства вырос за месяц на 3,2 трлн. BYR, достигнув 27,9 трлн. BYR.
В то же время, внутренний долг центрального правительства в августе даже снизился на символическую величину -- 1,3 млрд. BYR, составив на 1 сентября 2010 года 2.171,7 млрд. BYR.
Внешний долг, гарантированный центральным правительством, в августе вырос на 36,5 млрд. BYR, до 548,4 млрд. BYR.
Внутренний долг, гарантированный центральным правительством, за август увеличился на 122,8 млрд. BYR, и составил 6.368,2 млрд. BYR.
Внешний государственный долг Беларуси на 1 сентября 2010 года составил $9451,3 млн. при утвержденном лимите $11 млрд. и увеличился по сравнению с началом 2010 года на $1559,9 млн. Также растет совокупный внешний долг Беларуси. Все это вызывает в обществе определенные психологические опасения по поводу того, сможет ли страна расплатиться по этим долгам.
Институтом экономики
В то же время эксперты Всемирного банка и МВФ, которые в ходе работы миссий в Беларуси рассматривали вопросы долговой устойчивости, отвечая на вопрос о том, какой же максимальный предел госдолга приемлем для нашей страны, сказали, что этот показатель нельзя четко определить. Для одного государства это 50% от ВВП, а для другого - 100%. В этом вопросе все зависит от ряда факторов, к примеру, от валюты заимствований, национальной валюты, возможности привлечь дополнительные ресурсы, поступлений от экспорта, уровня развития экономики и т.п.
В структуре внешнего государственного долга Беларуси кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют 98,1% ($9269,4 млн.), кредиты, погашаемые за счет собственных средств заемщиков, - 1,9% ($181,9 млн.).
На займы международных
В условиях мирового финансового кризиса в Беларуси возросла потребность в привлечении внешних займов для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса и пополнения золотовалютных резервов. В этих целях Беларусь получила кредитные ресурсы от Российской Федерации и кредиты Международного валютного фонда по программе "стэнд-бай".
В начале августа 2010 года наша страна успешно осуществила дебютное размещение государственных облигаций на сумму $600 млн. на международном финансовом рынке, причем спрос на данные ценные бумаги составил около $1,5 млрд. 23 августа 2010 года была завершена операция по доразмещению к первичному выпуску облигаций на сумму $400 млн.
Кроме того, внешние государственные займы в 2009-2010 годах привлекались для финансирования проектов, имеющих социальную направленность, и для реализации инвестиционных проектов в сфере энергетики и промышленности строительных материалов.
Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными.
Долговой портфель характеризуется низким риском рефинансирования и невысокой стоимостью обслуживании. Так, средний срок до погашения по внешним государственным займам составляет 6 лет. Средняя процентная ставка - 3,69% годовых.
Главное финансовое ведомство страны рассчитывает уплачивать проценты по основному долгу за счет валютных доходов государства, в том числе от приватизации (в 2009 году доходы от приватизации составили $800 млн.).
Ожидается, что всего в 2011 году платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга за счет средств республиканского бюджета составят около $870 млн., или 8,2% доходов бюджета.
В основном крупные выплаты по внешнему госдолгу Беларуси начнутся с 2012 года, когда необходимо будет погашать кредиты по программе МВФ. Выплаты по еврооблигациям будут через 5 лет. При этом, по прогнозам Минфина, проблем с наличием средств для осуществления таких выплат в будущем не ожидается.
В целом стратегия управления государственным долгом на среднесрочный период заключается в обеспечении потребности государства в финансовых ресурсах для устойчивого экономического роста при сохранении объема государственного долга на экономически безопасном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из курсовой работы можно сделать следующие выводы, которые касаются непосредственно Республики Беларусь:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в Республике Беларусь