Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:32, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы, анализ особенностей бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга 5
1.1 Понятие государственного бюджета 5
1.2 Бюджетный дефицит и государственный долг 8
1.2.1 Сущность бюджетного дефицита 8
1.2.2 Сущность государственного долга 11
1.3. Управление государственным долгом 17
1.4. Способы покрытия бюджетного дефицита 19
2. Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в Республике Беларусь 21
2.1 Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь 21
2.2 Государственный долг РБ в настоящее время. Способы управления государственным долгом 24
Заключение 29
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ_Макроэкономика_готовая.docx

— 77.37 Кб (Скачать документ)

Источником  покрытия бюджетного дефицита могут  быть внешние займы. Если они будут  использованы для структурной перестройки  экономики, ее модернизации, то такой бюджетный дефицит будет способствовать развитию производства. Однако в странах с переходной экономикой полученные средства часто идут на финансирование возросших расходов по управлению, на содержание правоохранительных органов, выплату трансфертов, что снижает эффективность внешних займов. Они могут быть неэффективными и в том случае, если проценты по ним велики или краткосрочные займы используются для финансирования долгосрочных проектов.

В странах  с переходной экономикой для финансирования  бюджетного дефицита используется и  такой способ, как отсрочка платежей правительства, местных органов  власти за товары и услуги. Если отсрочка платежей касается госпредприятий, бюджетной  сферы, то накопившиеся долги правительство, как правило, оплачивает в конце  концов ценными бумагами. Если же она  используется в отношении частного сектора, то в дальнейшем предприятия начнут закладывать эту отсрочку в цены, что стимулирует инфляцию.

Все же большинство  экономистов считают, и мировая  практика подтверждает, что существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на развитии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3 % от валового внутреннего продукта, 8-10% расходной части бюджета. Для покрытия бюджетного дефицита могут быть использованы и средства. Полученные от приватизации государственной собственности.

 

2. Анализ бюджетного дефицита  и методы его покрытия в  Республике Беларусь

 

2.1 Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь

Проблема  дефицита бюджета стала обсуждаться  только в середине 80-х гг. Формально размеры дефицита бюджета определяются путем сравнения объема доходов и расходов. При этом надо учитывать, что в динамике размеры дефицита абсолютно несоизмеримы, так как из года в год объемы ВВП и условия хозяйствования заметно изменяются.

Поэтому для отражения степени дефицита бюджета принято использовать относительные показатели. Например, сопоставляя:

    • а) дефицит бюджета и общую сумму расходов (процент непокрытия);
    • б) дефицит бюджета и объем ВВП.

Предельные  размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.

Предельный  размер дефицита республиканского бюджета  устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах к валовому внутреннему продукту.

Сокращение  накоплений в отраслях экономики, вызвавшее  резкое уменьшение поступлений в  бюджет, было вызвано рядом причин и, в частности, разбалансированностью экономики, падением эффективности производства. Рентабельность в отраслях материального производства снизилась с 35,5% в 1970 г. до 16,0% в 1986г.

Одновременно  нарастали диспропорции в развитии экономики, ориентированной преимущественно на производство средств производства при отставании легкой промышленности и агропромышленного комплекса. Ускоренно развивалась тяжелая промышленность при замедленном росте отраслей, производящих товары народного потребления. Производство ради производства привело к дисбалансам в экономике. Этот процесс подкреплялся, как отмечалось выше, растущим объемом дотаций в народное хозяйство из государственного бюджета, которые опережали темпы роста бюджета.

В середине 80-х гг. создалась ситуация, когда  большая часть доходов, поступивших от отраслей экономики, направлялась обратно в виде финансирования расходов в народное хозяйство. Так, в 1985 г. из общей суммы поступлений бюджет БССР налога с оборота, платежей из прибыли государственных предприятий и организаций и подоходного налога с кооперативных и общественных предприятий и организаций 90% направлялось на развитие народного хозяйства, но в 1989 г. -99,5% от указанных поступлений.

Это означало, что практически все бюджетные  ресурсы, поступившие в виде основных налогов от предприятий отраслей экономики, направлялись на финансирование народного хозяйства.

Если  учесть, что указанные налоги составляли в 1989 г. около 70% от общего объема доходов бюджета Белоруссии (без учета средств государственного социального страхования), то на долю остальных (на социально-культурные мероприятия, содержание органов власти и управления, прочие мероприятия) оставалось всего 30%, то становится понятна суть остаточного принципа финансирования расходов на социальную сферу.

Положение усугублялось тем, что в связи  с падением цен на мировом рынке  на экспортируемые товары топливно-энергетической группы сократились доходы от экспорта; антиалкогольная компания и реформа оптовых цен 1982 г. уменьшила поступления налога с оборота.

В 1986-1988 гг. произошло сокращение поступлений  от трех крупнейших источников поступлений  в бюджет: налога с оборота, отчислений от прибыли государственных предприятий  и внешнеэкономической деятельности.

В результате за 1986-1989 гг. суммарный прирост доходов  бюджета против уровня 1985 г. составил 39 млрд. р., но прирост расходов-243 млрд. р., дефицит государственного бюджета вырос почти в 7 раз, с 18 млрд. р. в 1985 г. до 121 млрд. р. по плану на 1989 г.; плановый размер дефицита на 1990 г. составил 60 млрд. р. [2, с.257] Очевидно, что после распада СССР Беларуси досталась практически разваленная постсоветская экономика, несовершенная система государственных финансов, в том числе и бюджетный дефицит, растущий из года в год. В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться с 1991 г., когда его размер был определен в 3,7 млрд. р., что составило 11,6% ко всем расходам. Однако фактически бюджет 1991 года был исполнен со значительным профицитом (примерно 5% ко всем расходам). Причиной послужило то, что республика перестала производить прежние перечисления в союзный бюджет (первой на это пошла Россия). Но в дальнейшем дефицит республиканского бюджета стал хроническим явлением (1992 год - 9,8%, 1999 год - 14,4%, 2001 год - 4,6% к расходам бюджета.

С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возросло с 19,4 млн. руб. в 1992 г. до 276371,5 млн. руб. в 2001 г. В процентам к доходам республиканского бюджета размер дефицита изменялся от 10,8 в 1992 г. до 4,8% в 2001 г. и к расходам, соответственно, с 9,8 до 4,6%. Максимальной отметки бюджетный дефицит достиг в 1993-1994 гг. - 17-18% к доходам бюджета. Почти до такого же уровня он поднялся и в 1999 г.: 16,9% к объему доходов бюджета и 14,4% к объему расходов.

За годы независимости в Республике Беларусь была проведена структурная перестройка бюджетной системы. В соответствии с международными стандартами с 1998 года республика перешла на новую бюджетную классификацию. Тенденции изменения показателей консолидированного бюджета за прошедшие годы имели неравномерный характер, что характеризуется данными, приведенными в таблице 1.1.

 

Таблица 1. Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь (с учетом средств целевых бюджетных фондов), млрд. руб.

 

 

Доходы, млрд.руб.

Расходы

Дефицит

млрд.руб.

в % к ВВП

млрд.руб.

в % к ВВП

2001 год

3181

3236

35,4

-55

-0,6

2002 год

5747

6023

35,1

-276

-1,6

2003 год

8636

8681

33,2

-45

-0,2

2004 год

12211

12795

35,6

-584

-1,6

2005 год

19685

20615

42,8

-929

-1,9

2006 год

25966

26876

46,5

-910

-1,5

2007 год

30611

32011

35,0

-1400

-1,5

2008 год

38152

40342

31,3

-2190

-1,7

2009 год

54899

57699

42,2

-2800

-2,0

2010 год

35522

38222

-

-2700

-


 

 

Темп  роста расходов консолидированного бюджета опережал темп роста доходов  и в результате этого консолидированный бюджет за 2005 год исполнялся с дефицитом 929 млрд. рублей, что составило 1,9% к ВВП. Заметный рост доходов и расходов обусловлен включением в состав бюджета фонда социальной защиты населения в 2005 году и инновационных фондов в 2006 году. Дефицит республиканского бюджета на 2006 год сформирован в размере 910 млрд. рублей. По отношению к прогнозируемой величине ВВП это составляет 1,5 процента, что соответствует параметрам Программы.

На 2007 год  утвержден республиканский бюджет по расходам в сумме 32 011 млрд. руб., исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 30 611млрд. руб., что на 13,7% выше их ожидаемого исполнения в 2006 году. Предельный размер дефицита республиканского бюджета установлен в сумме 1 400 млрд.руб.

В 2010 году наблюдается снижение как доходной, так и расходной части бюджета  на 35,3% и 33,8% соответственно, но при этом дефицит изменяется только на 3,6%.

 

 

2.2 Государственный долг РБ в настоящее время. Способы управления государственным долгом

 

 

Обязательства по внешним государственным займам возникают из международных и гражданско-правовых договоров, решений о предоставлении государственных гарантий и других административных актов, порождающих по законодательству гражданско-правовые последствия, в результате выпуска и размещения государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств на рынках ценных бумаг за пределами Республики Беларусь, а также из иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь . Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в собственности Республики Беларусь имуществом.

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются  в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год до тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена.

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными  по отношению к другим расходам при  исполнении республиканского бюджета.

Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникшим из внешних займов, полученных без государственной гарантии. Государственные гарантии по внешним займам резидентов Республики Беларусь предоставляются Правительством Республики Беларусь. [1]

Решение о выпуске государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, принимается:

  • для покрытия дефицита бюджета - Правительством Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов Республики Беларусь;
  • для формирования валютных резервов - совместно Правительством Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.

Внешние государственные займы привлекаются и используются для:

    • покрытия дефицита республиканского бюджета;
    • пополнения валютных резервов Республики Беларусь;
    • реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;
    • решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;
    • импорта сырья,  энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;
    • поддержки экономических реформ.

Средства, полученные от размещения на внешних  финансовых рынках государственных  ценных бумаг в качестве государственных  долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь. В Республике Беларусь действует единая система регистрации внешних государственных займов и учета внешнего государственного долга. Учет внешнего государственного долга и регистрация внешних государственных займов осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь.

Эффективная реализация и своевременное исполнение обязательств по внешним государственным  займам обеспечиваются административными  и экономическими методами государственного регулирования. Правительство Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь принимают меры по созданию условий для эффективной реализации и своевременного исполнения обязательств по внешним государственным займам.

В Беларуси большое число нерентабельных предприятий. Оно достигло уже 46 % от общего количества предприятий народного хозяйства, а в сельском хозяйстве – 74%. Образующееся устойчивое сальдо по счёту у многих белорусских предприятий свидетельствует о серьёзной проблеме хронического недостатка оборотных средств для осуществления в первую очередь текущих расчётов по обязательствам  предприятий со своими партнёрами.

Информация о работе Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в Республике Беларусь