II. Анализ
формирования и использования
средств Пенсионного фонда
2.1 Формирование средств Пенсионного
фонда РФ в 2006 - 2008 гг.
Пенсионный фонд, как и все
другие внебюджетные фонды, является
участником бюджетного процесса.
Особенности формирования бюджета
фонда обусловлены его спецификой
и заключаются в следующем.
Бюджет Пенсионного фонда РФ
— форма образования и расходования
денежных средств на цели обязательного
пенсионного страхования в Российской
Федерации.
В составе бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации отдельно учитываются суммы
страховых взносов на накопительную часть
трудовой пенсии, средства, направляемые
на инвестирование, выплаты за счет средств
пенсионных накоплений, а также расходы
бюджета Пенсионного фонда, связанные
с формированием и инвестированием средств
пенсионных накоплений, ведением специальной
части индивидуальных лицевых счетов
и выплатой накопительной части трудовой
пенсии. Денежные средства обязательного
пенсионного страхования хранятся на
счетах фонда, открываемых в учреждениях
Центрального банка РФ, а при отсутствии
учреждений последнего — на счетах, открываемых
в кредитных организациях, перечень которых
на конкурсной основе определяется Правительством
РФ.
Рассмотрим формирование средств
бюджета Пенсионного фонда в
2006 году.
Доходная часть бюджета Фонда
на 2006 год сформирована в соответствии
с Бюджетным кодексом Российской
Федерации, действующими нормами
Налогового кодекса Российской
Федерации и Федерального закона
“Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации”.
Расчет поступлений единого социального
налога и страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование
осуществлен исходя из прогноза
Минэкономразвития России по
фонду заработной платы в сумме
5917,0 млрд.руб. и численности наемных работников
в количестве 48,7 млн. человек и в соответствии
с установленной Методикой расчета поступления
сумм единого социального налога для формирования
бюджетов государственных внебюджетных
фондов.[10, с.335]
Накопительная составляющая бюджета
Фонда сформирована по доходам
в сумме 103,0 млрд.руб. и по расходам
в сумме 6,6 млрд.руб. в соответствии с положениями
федеральных законов “Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации”, “О трудовых пенсиях в Российской
Федерации”, “Об инвестировании средств
для финансирования накопительной части
трудовой пенсии в Российской Федерации”,
бюджетным законодательством Российской
Федерации и принимаемыми в соответствии
с ними нормативными правовыми актами,
регулирующими правоотношения в сфере
накопительного элемента обязательного
пенсионного страхования, действие которых
распространяется на 2006 год.
В доходы бюджета Фонда, связанные
с формированием средств для финансирования
накопительной части трудовых пенсий,
на 2006 год включены:
1) средства
пенсионных накоплений 2006 года в
объеме 100,7 млрд.руб., которые сформировались
за счет страховых взносов на накопительную
часть трудовой пенсии в сумме 98,5 млрд.руб.,
и доходов, полученных от временного размещения
средств пенсионных накоплений 2006 года,
в сумме 2,2 млрд.руб.;
2) доходы,
полученные в 2006 году от временного
размещения средств пенсионных
накоплений 2006 года, в сумме 2,3 млрд.
руб.
Доходы, полученные в 2006 году от
временного размещения Фондом
средств пенсионных накоплений 2006
года, определены в размере 2,5%
от суммы размещаемых средств,
средств пенсионных накоплений 2005
года - в размере 3,0% от суммы
размещаемых средств.[11, с.26]
Кроме того, в составе доходов
учтены средства в сумме 39,2
млн.руб., поступающие от НПФ для последующей
передачи в Управляющие компании в соответствии
с заявлениями застрахованных лиц, - в
размере 2% от общей суммы средств, переданных
Фондом в НПФ по состоянию на 1 января 2006
года (по оценке). [12]
Рассмотрим формирование доходной
части бюджета Пенсионного фонда
на 2007 год.
На 2007 г. в соответствии с федеральным
законом от 19 декабря 2006 г. №
236-ФЗ «О бюджете Пенсионного
фонда Российской Федерации на
2007 год» бюджет ПФР на 2007 г.
утвержден по доходам в сумме
1845,1 млрд. р.
Необходимо проанализировать закон
«О внесении изменений в Федеральный
закон «О бюджете Пенсионного
фонда Российской Федерации на
2008 год»
Законопроектом предусмотрено поступление
доходов в бюджет ПФР в сумме
1914133150,2 тыс. рублей, что на 69039131,1
тыс. рублей, или на 3,7 % больше, чем
установлено Федеральным законом
от 19 декабря 2006 года № 236-ФЗ
«О бюджете Пенсионного фонда
Российской Федерации на 2007 год».[13]
Наибольший
процент корректировки имели
следующие статьи доходов бюджета
ПФР:
1) средства
федерального бюджета, передаваемые
ПФР на социальную поддержку Героев
Советского Союза, Героев Российской Федерации
и полных кавалеров ордена Славы, Героев
Социалистического Труда и полных кавалеров
ордена Трудовой Славы, увеличены на 47649,4
тыс. рублей (более чем в 5,7 раза) и составили
57649,4 тыс. рублей;
2) средства
федерального бюджета, передаваемые
ПФР на компенсацию расходов на
оплату стоимости проезда пенсионерам,
являющимся получателями трудовой пенсии
по старости и по инвалидности, к месту
отдыха и обратно в соответствии с Законом
Российской Федерации от 19 февраля 1993
года № 4520-1, увеличены на 810003,3 тыс. рублей
(более чем в 5,2 раза) и составили 1000003,3
тыс. рублей.
Наибольший
объем увеличения бюджетных назначений
имели следующие статьи доходов
бюджета ПФР:
1) страховые
взносы на обязательное пенсионное
страхование, направляемые на
выплату страховой части трудовой
пенсии, увеличены на 95100000,0 тыс. рублей,
или на 12,6 %, и составили 848960000,0
тыс. рублей. Сумма страховых взносов
на выплату страховой части
трудовой пенсии увеличена с
учетом фактического исполнения
бюджета ПФР за 8 месяцев 2007 года
и ожидаемой оценки поступлений
в сентябре-декабре 2007 года.
2) средства,
поступающие из федерального
бюджета в бюджет ПФР на
финансирование базовой части
трудовой пенсии, увеличены на 30268180,0
тыс. рублей, или на 5,4 %, и составили
590038509,4 тыс. рублей. Увеличение финансирования
базовой части трудовой пенсии
вызвано реализацией проекта
федерального закона «О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в
целях повышения уровня материального
обеспечения отдельных категорий граждан».
С 1 декабря 2007 года увеличивается размер
базовой части трудовой пенсии на 300 рублей,
а также пропорционально данному увеличению
повышение размеров всех других базовых
частей трудовой пенсии (по старости, по
инвалидности и по случаю потери кормильца),
пенсий, назначенных по законодательству
о государственном пенсионном обеспечении,
и других выплат, размер которых определяется
исходя из размера базовой части трудовой
пенсии по старости;
3) средства
федерального бюджета, передаваемые ПФР
на осуществление ежемесячной денежной
выплаты отдельным категориям граждан,
увеличены на 9887419,1 тыс. рублей, или на
5 %, и составили в сумме 206053912,6 тыс. рублей,
в том числе средства по статье доходов
бюджета ПФР, которая предусматривает
поступление средств федерального бюджета
на осуществление ежемесячной денежной
выплаты инвалидам, увеличены на 8572258,1
тыс. рублей, или на 6,2 %, и составили 147066844,3
тыс. рублей.[14]
Рассмотрим формирование доходной
части бюджета Пенсионного фонда
на 2008 год.
Основным нормативно правовым
документом, регулирующим данную
сферу, является федеральный закон
"О бюджете Пенсионного фонда
Российской Федерации на 2008 год
и на плановый период 2009 и 2010
годов", принятый Государственной
Думой 6 июля 2007 г и одобренный
Советом Федерации 11 июля 2007 г.
Об этом сообщает пресс-служба
президента РФ.
Закон предусматривает утверждение
основных характеристик бюджета
Пенсионного фонда РФ на трехлетний
период.
Проект
бюджета Фонда на 2008 год и на период до
2010 года по доходам сформирован: на 2008
год - в сумме 2330632,7 млн. рублей (126,3 % к предыдущему
году), в том числе 2107198,3 млн. рублей (122,1
%) - в части распределительной составляющей
бюджета Фонда; на 2009 год - соответственно,
в сумме 2669533,5 млн. рублей (114,5 %) и 2397522,3
млн. рублей (113,8 %); на 2010 год - в сумме 3179764,2
млн. рублей (119,1 %) и 2857588,9 млн. рублей (119,2
%).
В соответствии
с Законом об обязательном
пенсионном страховании, начиная
с 2008 года, увеличивается тариф
страховых взносов на накопительную
часть трудовой пенсии с 4 %
до 6 % за счет соответствующего
уменьшения отчислений на страховую
часть. Данные изменения повлекут
увеличение плановых поступлений
страховых взносов на накопительную
часть трудовой пенсии на сумму
около 100 млрд. рублей, или на 89,6 %
по отношению к 2007 году. При
этом прирост поступления страховых
взносов на страховую часть
трудовой пенсии за этот же
период согласно расчетам к
Законопроекту уменьшится примерно
на 7 % и составят 7,1 %, тогда как в 2009 и
2010 годах этот прирост предполагается
на 13,9 % и 12,2 %, соответственно. [15]
Поступление
страховых взносов на страховую
и накопительную части трудовой
пенсии (более 40 % от доходов бюджета
ПФР) предполагается: в 2008 году - 1029290,0
млн. рублей, в 2009 году - 1184670,0 млн.
рублей, в 2010 году - 1344260,0 млн. рублей с учетом
поступления взносов в виде фиксированного
платежа.
Предполагаемый
объем поступления страховых
взносов на страховую часть
не обеспечивает прогнозируемые
расходы на выплату страховой
части трудовой пенсии во все
больших масштабах: в 2008 году -
на 112087,5 млн. рублей, в 2009 году - на
143262,0 млн. рублей, в 2010 году - на 189551,9
млн. рублей.
Законопроектом
предусмотрено получение доходов от
реализации имущества, находящегося в
оперативном управлении ПФР, в 2008 году
12,0 млн. рублей (в 2,6 раза больше, чем в 2006
и 2007 годах), на 2009 и 2010 годы такие доходы
предусматриваются, соответственно, в
размерах 15,0 млн. рублей (в 1,2 раза больше)
и 19,0 млн. рублей (в 1,5 раза больше).
Безвозмездные
поступления из федерального
бюджета предусмотрены: на 2008
год в сумме 1284324,4 млн. рублей,
на 2009 год - в сумме 1461048,3 млн.
рублей и на 2010 год - в сумме
1806647,7 млн. рублей, или 55,1 %, 54,7 % и
56,8 %, соответственно, от предполагаемых
доходов ПФР. Из них на покрытие
дефицита бюджета Фонда в 2008-2010
годах средства из федерального
бюджета предусмотрены, соответственно,
в сумме 184580,6 млн. рублей, 149138,6
млн. рублей и 251551,7 млн. рублей
(на 109,2 % - в 2008 году, на 69 % - в 2009 году
и на 185,1 % - в 2010 году больше, чем в 2007
году).
Необходимо отметить, что доля
средств из федерального бюджета,
перечисляемых в ПФР, имеет
тенденцию к увеличению (в 2005 году
- 49,6 %, в 2006 году - 53,2 %, на 2007 год запланировано
52,2 процента).
Таким образом, проанализировав
динамику доходов бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации за
2006, 2007 и 2008 года, можно выявить
тенденцию увеличение средств федерального
бюджета в финансировании пенсионной
системы свидетельствует об усиливающейся
тенденции ее отхода от страховых принципов,
о чем свидетельствуют нижеприведенные
данные. Основными причинами увеличения
доли средств федерального бюджета в бюджете
ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных
функций по осуществлению отдельных выплат
нестрахового характера, финансируемых
за счет средств федерального бюджета
(ЕДВ, ДЕМО, ДМО, материнский (семейный)
капитал); низкий удельный вес учитываемой
заработной платы в ВВП и ее доли в доходах
населения и, соответственно, низкий объем
поступлений ЕСН и страховых взносов;
снижение с 1 января 2005 года базовой ставки
ЕСН в части, зачисляемой в федеральный
бюджет и перечисляемой в ПФР, с 14 % до 6
%; изменение с 2008 года тарифов страховых
взносов на накопительную часть трудовой
пенсии с 4 % до 6 %; несовершенство законодательства
в части администрирования страховых
платежей, а также взыскания задолженности
по страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование (в том числе просроченной).
Что касается структуры доходов, то большую
часть занимают налоги и взносы на социальные
нужды, далее следуют безвозмездные поступления,
в основном из федерального бюджета, на
третьем месте доходы от размещения пенсионных
накоплений. Рассмотрим динамику базовой,
страховой и накопительной части пенсии.
Для базовой части пенсии характерна тенденция
к снижению выплат, таким образом, правительство
пытается снизить нагрузку на федеральный
бюджет, и перейти к 2010 году к страховому
принципу формирования пенсий, что прослеживается
в тенденции роста взносов страховой и
накопительной части пенсии.
2.2 Использование средств Пенсионного
фонда РФ в 2006 – 2008 гг.
Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса
РФ – расходование средств государственных
внебюджетных фондов осуществляется исключительно
на цели, определенные законодательством
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, регламентирующим их деятельность,
в соответствии с бюджетами указанных
фондов, утвержденными федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации на 2006 год сформирован
по расходам в сумме 1531,6 млрд.руб.
(6,3% к объему ВВП), в том числе на финансирование
обязательного пенсионного обеспечения
граждан, а также дополнительного пенсионного
обеспечения и дополнительного материального
обеспечения отдельных категорий граждан
с учетом затрат на доставку предусмотрено
направить 1272,7 млрд.руб., что составляет
83,5% от общих расходов бюджета Фонда по
распределительной составляющей, на финансирование
ежемесячной денежной выплаты отдельным
категориям граждан, осуществляемое за
счет средств федерального бюджета - 210,2
млрд.руб., или 13,8%. /12/ (см. Приложение Б)