В 2010 году ПФР
продолжит работу по предоставлению
субсидий бюджетам субъектов
Российской Федерации на реализацию
их социальных программ. На эти
цели предусмотрено до 1,0 млрд. рублей.
1 апреля 2010
года трудовые пенсии россиян
проиндексированы на 6,3%. В результате
средний размер трудовой пенсии
по старости достиг 8 180 рублей. Социальные
пенсии увеличены на 8,8%, в результате
их средний размер достиг 4 611 рублей.
Помимо увеличения
трудовых и социальных пенсий 1 апреля
на 10% проиндексирован размер ежемесячных
денежных выплат.
Также в апреле 2010
года к 65-летию Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов
Пенсионный фонд Российской Федерации
единовременно выплатит дополнительные
средства следующим категориям граждан:
В размере 5000 рублей
– инвалидам и ветеранам Великой
Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним
узникам концлагерей, гетто и
других мест принудительного содержания,
созданных фашистами и их союзниками
в период Второй мировой войны, вдовам
военнослужащих, погибших в период войны
с Финляндией, Великой Отечественной войны,
войны с Японией, вдовам умерших инвалидов
Великой Отечественной войны и участников
Великой Отечественной войны.
В размере 1000 рублей
– ветеранам Великой Отечественной
войны, проработавшим в тылу в
период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года
не менее шести месяцев (исключая
период работы на временно оккупированных
территориях СССР), гражданам, награжденным
орденами или медалями СССР за самоотверженный
труд в период Великой Отечественной
войны, бывшим совершеннолетним узникам
нацистских концлагерей, тюрем и
гетто.
2.4 Проблемы
пенсионного законодательства в
РФ
Российское пенсионное законодательство
характеризуется крайней нестабильностью.
После принятия в 1990 г. Закона
“О государственных пенсиях в
Российской Федерации” в него
более 30 раз вносились изменения
и дополнения, а в последующие
годы принят ряд других крупных
законов, регламентирующих особый
порядок пенсионного обеспечения
различных категорий граждан.
Пенсионное законодательство становится
все более громоздким и сложным,
особенно в вопросах исчисления
трудового стажа и размеров
пенсии на основе введенного
с 1 февраля 1998 года так называемого
индивидуального коэффициента пенсионера,
хотя по сути своей должно быть простым
и понятным каждому. Многие положения
по-прежнему регулируются подзаконными
актами, что усложняет ознакомление с
ними широкого круга граждан.
Действует одновременно несколько законов,
регламентирующих пенсионное обеспечение
в Российской Федерации. Основным законом,
регулирующим государственное пенсионное
обеспечение, является Закон РФ “О государственных
пенсиях в Российской Федерации” от 20.11.90
г. № 340-1. С многочисленными изменениями
и дополнениями, внесенными в последующие
годы, он действует и поныне. В этом законе
определены основания для пенсионного
обеспечения, виды пенсий, их размеры,
надбавки к пенсии, порядок исчисления
трудового стажа и пенсии из заработка,
назначения и выплаты пенсий, вопросы
ответственности предприятий и граждан,
разрешения споров. [17, с. 241]
Федеральным законом РФ от 21.07.97
г. № 113-ФЗ “О порядке исчисления
и увеличения государственных
пенсий” дана новая редакция
ст.7 данного закона, регулирующая
исчисление и увеличение пенсий
в связи с ростом заработной
платы в стране, коренным образом
изменившая ранее существовавший
и безусловно несовершенный порядок исчисления
размеров пенсии. Этим законом с 01.02.98 г.
введен порядок исчисления государственных
пенсий путем применения так называемого
индивидуального коэффициента пенсионера
вместо ранее зафиксированного в ст.7 положения,
согласно которому пенсии не реже одного
раза в три месяца подлежали индексации
или компенсации в связи с повышением
стоимости жизни.
К Закону от 20.11.90 г. непосредственно
примыкают законы общего плана:
Закон Российской Федерации от 02.07.93 г.
№ 5318-1 “О выплате пенсий гражданам, выезжающим
на постоянное жительство за пределы Российской
Федерации”, Закон РСФСР от 19.04.91 г. № 1032-1
(с последующими изменениями и дополнениями)
“О занятости населения в Российской
Федерации”, предусматривающий возможность
досрочного пенсионного обеспечения работников,
высвобождаемых в предпенсионном возрасте,
Закон РФ от 14.07.92 г. № 3297-1 “О закрытом
административно-территориальном образовании”,
также предусматривающий возможность
досрочного пенсионного обеспечения высвобождаемых
работников.[18. c.123]
Основные направления совершенствования
пенсионного законодательства.
В целях
повышения долгосрочной финансовой
устойчивости пенсионной системы
возникла необходимость поэтапного
введения накопительных элементов
в систему обязательного пенсионного
страхования. Накопительные элементы
должны внедряться постепенно, в
полном соответствии с организационными
и финансовыми возможностями
государства и существующей пенсионной
системы.
Нуждается в уточнении роль
и порядок применения индивидуальных
коэффициентов пенсионеров. Увеличение
пенсии нынешних пенсионеров
должно быть соотнесено с финансовыми
возможностями государства и
прогнозируемыми изменениями доходной
базы и не должно вести как
к дальнейшей финансовой дестабилизации
пенсионной системы, так и к
снижению жизненного уровня пенсионеров.
Необходимы изменения в нормативно-правовых
актах по индивидуальному (персонифицированному)
учету застрахованных лиц. Система
персонифицированного учета должна
соответствовать требованиям, связанным
с внедрением системы условно-накопительных
счетов и накопительных элементов
финансирования пенсий.
Требуется конкретизировать подходы
к реформированию системы льготных
пенсий, составляющих существенную
часть финансовой нагрузки на
действующую пенсионную систему.
При этом необходимо разработать
механизм поэтапного перевода
льготных пенсий на накопительные
принципы финансирования.
Следует предусмотреть введение действенных
стимулов для добровольного более позднего
выхода работников на пенсию, в том числе
с использованием системы условно-накопительных
и именных накопительных счетов граждан,
при которых более длительная работа в
сочетании с сокращением ожидаемого срока
пребывания на пенсии существенно увеличивает
для получателя ее ежемесячный размер
в случае более позднего выхода на пенсию.
Целесообразно осуществить централизацию
учета обязательной страховой
пенсионной системы, обязательной
накопительной пенсионной системы
и профессиональных пенсионных
систем в переходный период
в рамках Пенсионного фонда
России.
Необходимо более четко определить
правовой статус Пенсионного
фонда России, который позволил
бы ему более эффективно выполнять
функции страхования, сбора страховых
взносов, назначения и выплаты
пенсии.
Следует предусмотреть комплекс
мер по дальнейшему развитию
системы негосударственных пенсионных
фондов и дополнительного добровольного
пенсионного страхования в целом.
В частности, следует рассмотреть
вопрос о стимулировании добровольных
пенсионных накоплений через
налоговые льготы и повышении
действенности гарантий сохранности
накоплений.
Не смотря на меры, по совершенствованию
пенсионного законодательства остается
немало нерешенных проблем:
Отсутствие закона,
регламентирующего выплату пенсии
родственникам после смерти пенсионера.
Отсутствие закона,
регламентирующего инвестирование
средств для финансирования накопительной
части трудовой пенсии в Российской Федерации.
Законодательное обеспечение
государственных социальных гарантий,
которые пока слабы и зачастую
не реализуются.
Приведение в соответствие
различного рода социальных выплат, которые
гораздо ниже прожиточного минимума
соответствующих категорий населения.
Законодательное обеспечение
своевременности и полноты выплаты
определенных законодательством социальных
выплат.
Законодательное обеспечение
государственной поддержки социально
бедствующих людей.