Анализ осуществления бюджетного процесса г. Екатеринбурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание

Цель: проанализировать осуществление бюджетного процесса на примере г. Екатеринбурга, охарактеризовать бюджетный процесс Свердловской области.

Задачи:

Отразить общие понятия бюджетного процесса, их характеристики;
Описать особенности бюджетного процесса в Свердловской области и на территории г.Екатеринбурга;
Провести анализ бюджета г.Екатеринбурга за 2008-2009гг. по основным показателям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1.Экономическая сущность региональных бюджетов……………………..5

2.Анализ доходов бюджета Свердловской области………………………..9

3.Характеристика и анализ бюджетного процесса г. Екатеринбурга...…..12

3.1.Экономико-географическая характеристика г. Екатеринбурга……….12

3.2. Анализ отчета об исполнении бюджета г. Екатеринбурга…………….13

4.Выводы и рекомендации……………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………..21

Список используемой литературы…………………………………………….22

Приложение

Работа состоит из  1 файл

бсиб.docx

— 73.83 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО  «Уральский федеральный университет

имени первого  Президента России Б.Н.Ельцина»

Институт  «Высшая школа экономики и  менеджмента»

Кафедра «Государственные и муниципальные  финансы» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Бюджет и бюджетная система»

на тему «Анализ осуществления бюджетного процесса г. Екатеринбурга» 
 
 

                                                                          Студент: А.С. Корюкалова

                                                                 Группа: ЭМЗ-481301

                                                                                    Руководитель: Д.В. Курбацкая

                                                  Срок сдачи:                                                                                                  

                                                    Срок защиты:

                                                          Члены комиссии: 
 

Екатеринбург 

2011

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3

1.Экономическая  сущность региональных бюджетов……………………..5

2.Анализ  доходов бюджета Свердловской  области………………………..9

3.Характеристика  и анализ бюджетного процесса  г. Екатеринбурга...…..12

3.1.Экономико-географическая  характеристика г. Екатеринбурга……….12

3.2. Анализ  отчета об исполнении бюджета  г. Екатеринбурга…………….13

4.Выводы  и рекомендации……………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………..21

Список  используемой литературы…………………………………………….22

Приложение 1…………………………………………………………………...23

Приложение 2…………………………………………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Исторический опыт формирования доходов региональных бюджетов в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о разнообразии моделей формирования, обусловленном поиском оптимального взаимодействия между бюджетами разных уровней, обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта власти в едином государстве.

    В последние годы субъекты Федерации  получили определенные права в области  налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы регионального бюджета от эффективности  управления процессом формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов  Российской Федерации. Отсюда упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов РФ является важнейшим  условием укрепления российской государственности  на основе принципов финансовой самостоятельности  и федерализации. 

    Цель: проанализировать осуществление бюджетного процесса на примере г. Екатеринбурга, охарактеризовать бюджетный процесс  Свердловской области.

    Задачи:

  1. Отразить общие понятия бюджетного процесса, их характеристики;
  2. Описать особенности бюджетного процесса в Свердловской области и на территории г.Екатеринбурга;
  3. Провести анализ бюджета г.Екатеринбурга за 2008-2009гг. по основным показателям.

1.Экономическая сущность региональных бюджетов

 

    Региональные  бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной  бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они  занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные  источники формирования доходов  и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное  место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные  взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают  на необходимость анализа данного  понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма.

    Исследование  принципа федерализма применительно  к категории «региональный бюджет»  актуализирует постановку вопроса о её экономической сущности. Анализ данной категории целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с категорией финансов.

    Относительно  понятия «региональный бюджет»  единства мнений в науке не существует, более того - данная категория в  российской экономической литературе анализируется лишь со второй половины 1991 года ввиду упразднения единой бюджетной системы страны, которая  распалась на бюджеты трех уровней.

    Современные ученые - экономисты полагают, что системная  оценка любого бюджета должна исследовать  бюджет как:

    - денежные отношения (то есть  как финансовую категорию экономической  науки);

    - фонд денежных средств, централизуемых  органами власти соответствующего  уровня (то есть бюджет в материальном  смысле);

    - плановый документ, отражающий конкретные  доходы и расходы, относящиеся  к компетенции органов власти  данного уровня (то есть как  правовую категорию).

    Соответственно  определение термина «региональный  бюджет» требует осмысления его  финансовой, материальной и правовой сторон. Поэтому в современной  экономической литературе региональный бюджет определяется с различных  позиций: как отношения, предмет, документ, а значит, необходимы теоретическая  разработка и правовое оформление категории  «региональный бюджет».

    Как известно, региональными называют бюджеты  субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации могут  иметь разный государственно-правовой статус. Поэтому среднее звено  бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик  в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт- Петербурга.

    Как финансовая категория региональный бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической  функций любого административно-территориального образования объективно требует  финансовых ресурсов, а именно, централизованного  денежного фонда. Однако для любой  административно-территориальной формации содержание регионального бюджета  не изменяется - это доходы и расходы.

    Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предмету ведения субъекта Федерации (ст. 15). Понятие регионального бюджета  закрепляется и законодательством  субъектов РФ. Например, Закон Свердловской области «О бюджетном процессе в  Свердловской области» определяет бюджет субъекта как составную часть  консолидированного бюджета области, предназначенную для мобилизации  доходов и финансирования расходов общеобластного значения, а также оказания помощи бюджетам самоуправляющихся административно - территориальных единиц области при недостаточности их собственных доходов.

    В соответствии с требованиями государственного устройства Российской Федерации в  целях гармонизации и сочетания  экономических интересов регионов и муниципальных образований  наряду с взаимоотношениями с  хозяйствующими субъектами и гражданами устанавливаются также взаимоотношения  между федеральным бюджетом и  бюджетом субъекта Федерации, между  бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципального образования, находящегося на его территории. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей финансово-бюджетной политики.

    Таким образом, финансовая сущность бюджета  проявляется в общественных отношениях, связанных с мобилизацией и использованием средств централизованного денежного  фонда соответствующего территориального уровня и перераспределением его  между бюджетами.

    Соответственно, финансовая сторона бюджета субъекта РФ (регионального) представляет совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации по поводу перераспределения национального  дохода и части национального  богатства в целях образования, распределения и использования  централизованного в масштабах  определенного региона денежного  фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации.

    Признание регионального бюджета в качестве финансовой категории требует исследования качественных признаков, характеризующих  данную категорию, свойств (черт), раскрывающих её специфику и позволяющих выделить ее из системы финансовых категорий. Специфичность - это главное, что  отличает финансовую сущность регионального  бюджета как самостоятельной  категории от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ, которые  также являются финансовыми категориями.

    К особым (исключительным) чертам регионального  бюджета относятся, следующие:

    - имеет возможность рассчитывать  на финансовую помощь из федерального  бюджета; 

    - является средством регулирования  местных бюджетов.

    Характеризуя  роль региональных  бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления  в экономике страны, инфляция и  расстроенность финансовой системы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Анализ доходов бюджета Свердловской области 

    Свердловский  Минфин подвел итоги исполнения регионального  бюджета за 2009 год. Доходы бюджета  Свердловской области в 2009 году с  учетом безвозмездных перечислений составили 103,3 млрд. рублей – со снижением  к уровню 2008 года на 15,4 млрд. рублей или на 13 %.

    Основные  доходные источники областного бюджета  в 2009 году:  налог на доходы физических лиц – 28,8 млрд. рублей, налог на прибыль  организаций – 20,2 млрд. рублей, налог  на имущество организаций – 10,8 млрд. рублей, акцизы – 5,6 млрд. рублей,  налог, взимаемый в связи с применением  упрощенной системы налогообложения  – 3,8 % (2,8 млрд. рублей) (См. Таблицу 1).

    Таблица 1- Доходы бюджета Свердловской области  за 2009 год

Показатель 2009 год
Млрд. руб. %
  1. НДФЛ
28,8 39,4
  1. Налог на прибыль организаций
20,2 27,7
  1. Налог на имущество организаций
10,8 14,8
  1. Акцизы
5,6 7,7
  1. Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
3,8 3,8
ИТОГО 69,8 100

Информация о работе Анализ осуществления бюджетного процесса г. Екатеринбурга