Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:36, курсовая работа
Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010 – 2011 гг. и определение основных направлений совершенствования его расходной части.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
- Изучение теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета.
- Ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок использования финансовых ресурсов бюджета страны.
- Проведение анализа состава и динамики расходной части республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.
- Предложение рекомендаций по совершенствованию механизма использования финансовых ресурсов государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ……………………………………………………………………….8
1.1 Сущность государственного бюджета и его расходной части, их роль в макроэкономическом регулировании. …………………………………………. 8
1.2 Направления использования расходов государственного бюджета, их классификация…………………………………………………………………...11
1.3 Источники финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита…………………………………………………………...16
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ за 2 года (2010-2011гг.)…………………………21
2.1. Состав расходов государственного бюджета……………………………21
2.2 Источники финансирования республиканского бюджета……………...24
2.3 Источники финансирования дефицита бюджета РБ…………………...25
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ А
К числу ее особенностей относятся следующие:
- государственный бюджет
является особой экономической
формой перераспределительных
- с помощью бюджета
происходит перераспределение
- пропорции бюджетного
перераспределения стоимости
- область бюджетного
распределения занимает
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции:
· распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);
· контрольную (движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);
· регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е.
стабилизировать экономику).
Государственный бюджет является исторической категорией, появившейся с возникновением государства и развитием товарно-денежных отношений, он задействован в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. Поэтому сущность бюджета как экономической категории не меняется в зависимости от смены общественных формаций, но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы.
Среди объективных факторов первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др.
К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической науки и др.
Бюджеты разных стран имеют схожую структуру доходов (их формирование происходит по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности.
Экономическая сущность бюджета состоит в том, что это объективно функционирующие специфические денежные отношения. [16, с. 235]
Бюджетное финансирование – сумма предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Важную роль в организации системы бюджетного финансирования играют принципы финансирования:
1. Получение максимального
эффекта при минимальных
2. Целевой характер
использования бюджетных
3. Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
4. Безвозвратность бюджетных
ассигнований. Предоставление средств
без условия их обязательного
возврата в государственный
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время применяется и кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям на выполнение целевых программ развития.
Основные задачи в области бюджетных расходов:
– сократить число целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
– снизить расходы на содержание государственного аппарата;
– развить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
– повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на перспективных научно-исследовательских работах в сфере ВПК;
– снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
– усилить контроль за использованием бюджетных средств;
– обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
При рассмотрении нашего
госбюджета часто используется понятие консолидированный
бюджет – совокупность бюджетов Республики
Беларусь или ее соответствующей административно-
Министерство финансов
Республики Беларусь и местные финансовые
органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно
Республики Беларусь и ее административно-
В Республике Беларусь основополагающим нормативно-правовым актом в сфере бюджетных отношений является Бюджетный кодекс Республики Беларусь, принятый 16 июля 2008 года (вступил в силу с 1 января 2009 года).
Кроме того, большую часть норм, регулирующих компетенцию местных Советов депутатов в части утверждения местных бюджетов, определения их доходов и расходов, а также образования внебюджетных фондов, содержит Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Отличительной особенностью бюджетного законодательства является то, что каждый календарный год принимаются закон о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год и постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты соответствующих республиканских органов государственного управления, направленные на реализацию норм закона, а также закон Республики Беларусь об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предыдущий финансовый (бюджетный) год.
Подводя итог, можно сделать
вывод, что бюджетные отношения
зарождаются задолго до непосредственного
перераспределения стоимости
1.2 Направления использования
расходов государственного
Расходы государственного
бюджета – экономические
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – показывает их величину.
Активная роль государства
в экономической жизни
– природой и функциями государства,
– уровнем социально-
– разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством,
– формами предоставления бюджетных средств,
– административно-
Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
Для выяснения роли и
значения бюджетных расходов в экономической
жизни общества их классифицируют по
определенным признакам. Существуют несколько
признаков классификации
1. По их влиянию
на процесс расширенного
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают:
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. Капитальные расходы включают в себя:
2. По предметному признаку выделяются следующие группы расходов:
Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.
Каждая из названных групп делится по ведомственному и целевому признакам. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующие министерства, учреждения, юридические лица, получающие бюджетные ресурсы.
По целевому признаку бюджетные расходы делят на конкретные виды затрат. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики республики. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. К защищенным статьям расходов относятся:
К незащищенным статьям расходов бюджета может быть применен механизм секвестра, заключающийся в пропорциональном сокращении расходов. К этим статьям может быть применен также и механизм блокирования, под которым понимается временная приостановка финансирования.
3. По территориальному признаку выделяют:
– расходы республиканского бюджета;
– расходы местных бюджетов.
4. По субъектам финансирования выделяют: