Бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание

Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010 – 2011 гг. и определение основных направлений совершенствования его расходной части.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
- Изучение теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета.
- Ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок использования финансовых ресурсов бюджета страны.
- Проведение анализа состава и динамики расходной части республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.
- Предложение рекомендаций по совершенствованию механизма использования финансовых ресурсов государственного бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ……………………………………………………………………….8

1.1 Сущность государственного бюджета и его расходной части, их роль в макроэкономическом регулировании. …………………………………………. 8

1.2 Направления использования расходов государственного бюджета, их классификация…………………………………………………………………...11

1.3 Источники финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита…………………………………………………………...16

2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ за 2 года (2010-2011гг.)…………………………21

2.1. Состав расходов государственного бюджета……………………………21
2.2 Источники финансирования республиканского бюджета……………...24
2.3 Источники финансирования дефицита бюджета РБ…………………...25

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа состоит из  1 файл

курсовая! .doc

— 523.00 Кб (Скачать документ)

- чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);

-экономический кризис. [17, с. 118]

Чаще всего дефицит  отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер по стабилизации экономики, оздоровлению финансового состояния субъектов хозяйствования, реформированию финансово-кредитной системы.

Размер бюджетного дефицита и источники  его финансирования в Республике Беларусь ежегодно утверждаются в Законе о бюджете на соответствующий  год.

Источниками финансирования дефицита государственного бюджета могут быть как внутренние, так и внешние источники. К внутренним источникам относятся государственные займы посредством выпуска государственных ценных бумаг в национальной валюте, кредиты национального (центрального) банка страны, эмиссия денежных знаков. К внешним источникам относятся государственные займы в иностранной валюте, кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций.

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами и характеризует его несбалансированность. Он возникает в результате следующих объективных и субъективных причин:

  • – низкой эффективности производства при недостаточном развитии внешнеэкономических связей;
  • – ограниченности финансовых возможностей государства изыскивать всевозможные статьи доходов;
  • – нерациональной структуры бюджетных расходов;
  • – высокого уровня расходов непроизводительного характера;
  • – инфляции;
  • – неустойчивости денежного обращения;
  • – неустойчивости системы расчетов;
  • – нерациональной налоговой политики;
  • – непродуманной инвестиционно-кредитной политики;
  • – сокращения экспорта, сопровождающегося увеличением импорта;
  • – снижения жизненного уровня населения [17, с. 58].

Какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана с циклическим движением макроэкономики. Это обусловлено, прежде всего, существованием автоматических стабилизаторов.

На рисунке 1 приведены данные, иллюстрирующие влияние стабилизаторов на бюджет:


 

Рисунок 1. Изменения в бюджете за счет увеличения безработицы и инфляции.

 

Можно сделать следующие  выводы:

- ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита;

- реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

Таким образом, необходим  постоянный анализ экономической ситуации в республике с целью выявления стадии экономического цикла и проведения соответствующей продуманной и взвешенной фискальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ  РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО  БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  ЗА 2010 – 2011 гг.

 

 

2.1. Состав расходов  государственного бюджета за 2010-2011гг.

 

В соответствии с Законом  РБ от 29 декабря 2009 г. № 73-З «О республиканском бюджете на 2010 год», республиканский бюджет на 2010 год по расходам утвержден в сумме 38 222 389 047 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 35 522 389 047 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2010 год в сумме 2 700 000 000 тыс. рублей. [4]

В соответствии с Законом РБ от 15 октября 2010 г. № 176-З «О республиканском бюджете на 2011 год», республиканский бюджет на 2011 год по расходам утвержден в сумме 39 611 384 915 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33 611 384 915 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2011 год в сумме 6 000 000 000 тыс. рублей. [5]

Перед сравнением расходов за указанный период и проведением анализа необходимо привести количественные данные в сопоставимый вид с помощью индекса потребительских цен.

По статистической информации, представленной Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, в Беларуси индекс потребительских цен за 2011 год по сравнению с 2010 годом – 153,2%. Умножив все показатели доходной и расходной части республиканского бюджета на соответствующий процент, получаем показатели 2010 года в сопоставимых ценах к 2011 году.

Для анализа динамики состава расходов государственного бюджета, определяется абсолютный прирост, как разница между расходами 2011 года и расходами 2010 года в сопоставимых ценах к 2011 году. Темп роста расходов рассчитывается как отношение расходов 2011 года к расходам 2010 года, умноженное на 100.

Более наглядно состав расходной части  государственного бюджета по основным разделам за 2010 и 2011 год, абсолютный прирост  расходов за анализируемый период можно увидеть из приведенных ниже диаграмм.

 

 

 

 

 

 

 

 Рисунок 2 Расходы госбюджета РБ за 2010г в сопоставимых к 2011г ценах.

 

 

Рисунок 3 Расходы госбюджета РБ за 2011г.

 

 

 

 Рисунок 4 Абсолютный прирост основных направлений республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.

 

Результаты анализа  динамики состава расходной части  республиканского бюджета отражены в приложении А.

Расходы республиканского бюджета в 2011 году запланированы в размере 39,6 трлн. рублей, что на 4,5 трлн. рублей или на 9 % меньше, чем в предыдущем году. Это произошло, в большей степени, из-за значительного уменьшения суммы расходов в национальную экономику (на 7,7 трлн. рублей или на 48 %), в жилищно-коммунальные услуги и строительство (на 0,57 трлн. рублей или на 42 %) и в общегосударственные расходы (на 1,8 трлн. рублей или на 18,3 %). Темп роста расходов на образование составил 130,6 %. В 2011 году возросла сумма расходов на социальную политику на 876 млн. руб. по сравнению с 2010 годом.

Исходя из расчетных  данных приложения А, можно сделать  вывод, что на уменьшение расходов государственного бюджета в национальную экономику повлияло, в большей степени, уменьшение расходов на сельское хозяйство и рыболовную деятельность на 699 млн. руб., на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру – на 1,14 трлн. руб. Уменьшились также расходы на другие отрасли национальной экономики: дорожное хозяйство – на 23% (31,6 млн. руб.), связь – 140,4 млн. руб.

Расходы государства  на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа определяются суммой доходов республиканского бюджета. Поэтому продолжим анализ расходной части изучением динамики состава и структуры источников финансирования республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.

 

2.2 Состав источников финансирования республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.

 

Доходная часть бюджета  РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (90 %). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Результаты анализа  динамики состава источников финансирования республиканского бюджета отражены в таблице:

 

Таблица 2 – Анализ динамики состава доходов республиканского бюджета за 2010– 2011 гг.

 

Основные направления доходов  бюджета 

            Сумма (тыс. руб.)

Абсолют. прирост доходов 2011г. по сравнению с 2010г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)

Темп роста доходов 2011г. к 2010г. (в сопост. ценах) (%.)

2010

2011

2010г. в сопоставимых ценах

1

2

3

4

5

6

Налоговые доходы

32 864 557 748

30 020 678 778

37 892 835 083

- 7 872 156 305

79,2

Налоги на доходы и прибыль

3 742 415 960

2 321 941 630

4 315 005 602

- 1 993 063 971

53,8

Налоги на товары (работы, услуги)

17 507 138 445

19 072 445 225

20 185 730 627

- 1 113 285 402

94,5

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

10 114 219 556

7 263 913 503

11 661 695 148

- 4 397 781 645

62,3

Другие налоги, сборы (пошлины) и  иные обязательные платежи

1 500 783 787

1 362 378 420

1 730 403 706

- 368 025 286

78,7

Неналоговые доходы

2 642 721 378

3 588 017 426

3 047 057 749

540 959 677

117,8

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

2 127 490 738

2 605 657 021

2 452 996 821

152 660 200

106,2

Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности

347 030 626

502 098 615

400 126 312

101 972 303

125,5

Штрафы, удержания

46 497 352

44 658 203

53 611 447

- 8 953 244

83,3

Возмещение потерь, вреда

17 903 724

19 346 350

20 642 994

- 1 296 643

93,7

Прочие неналоговые  доходы

103 798 938

416 257 237

119 680 176

296 577 061

347,8

ВСЕГО

35 522 389 047

33 611 384 915

40 957 314 571

- 7 345 929 656

82,1


 

 

Становится очевидным, что за 2011 г. происходит снижение абсолютного прироста налоговых доходов по всем пунктам: налоги на доходы и прибыль – 1,9 трлн. руб., налоги на товары (работы, услуги) – 1,1 трлн. руб., налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 4,4 трлн. руб., а темп роста неналоговых доходов увеличился и составил 117,8%.

Сопоставление доходов  государственного бюджета с его  расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита –  показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

 

2.3 Источники финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.

 

Установленный предельный размер дефицита республиканского бюджета  на 2011 год, по сравнению с сопоставимыми ценами 2010 года, больше на 92,7 %. Результаты анализа динамики состава основных источников финансирования бюджетного дефицита отражены в таблице:

 

Таблица 3 – Анализ динамики основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.

 

Основные источники финансирования бюджетного дефицита

            Сумма (тыс. руб.)

Абсолют. прирост 2011г. по сравнению с 2010г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)

Темп роста 2011г. к 2010г. (в сопост. ценах) (%.)

2010

2011

2010г. в сопоставимых ценах

1

2

3

4

5

6

Общее финансирование

2 700 000 000

6 000 000 000

3 113 100 000

2 886 900 000

192,7

Внутреннее  финансирование, в т.ч.

–13 414 368

3 380 559 260

- 15 466 766

3 365 092 494

218,6

Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц

100 000 000

100 062 715

115 300 000

- 15 237 285

86,8

Источники от операций с принадлежащим  государству имуществом

2 479 352 968

–14 827 860

2 858 693 972

- 2 494 180 827

0,5

Изменение остатков средств  бюджета

–2 474 248 872

4 228 847 027

- 2 852 808 949

1 376 038 078

148,2

Внешнее финансирование, в т.ч.

2 713 414 368

2 619 440 740

3 128 566 766

- 509 126 026

83,7

Кредиты международных финансовых организаций

2 282 467 424

–12 496 140

2 631 684 939

- 2 644 181 079

0,5

Кредиты иностранных государств и  иных иностранных кредиторов

430 946 944

–519 024 100

496 881 826

- 1 015 905 926

104,4

Информация о работе Бюджет Республики Беларусь