Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:36, курсовая работа
Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010 – 2011 гг. и определение основных направлений совершенствования его расходной части.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
- Изучение теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета.
- Ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок использования финансовых ресурсов бюджета страны.
- Проведение анализа состава и динамики расходной части республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.
- Предложение рекомендаций по совершенствованию механизма использования финансовых ресурсов государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ……………………………………………………………………….8
1.1 Сущность государственного бюджета и его расходной части, их роль в макроэкономическом регулировании. …………………………………………. 8
1.2 Направления использования расходов государственного бюджета, их классификация…………………………………………………………………...11
1.3 Источники финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита…………………………………………………………...16
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ за 2 года (2010-2011гг.)…………………………21
2.1. Состав расходов государственного бюджета……………………………21
2.2 Источники финансирования республиканского бюджета……………...24
2.3 Источники финансирования дефицита бюджета РБ…………………...25
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ А
- чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);
-экономический кризис. [17, с. 118]
Чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер по стабилизации экономики, оздоровлению финансового состояния субъектов хозяйствования, реформированию финансово-кредитной системы.
Размер бюджетного дефицита и источники его финансирования в Республике Беларусь ежегодно утверждаются в Законе о бюджете на соответствующий год.
Источниками финансирования дефицита государственного бюджета могут быть как внутренние, так и внешние источники. К внутренним источникам относятся государственные займы посредством выпуска государственных ценных бумаг в национальной валюте, кредиты национального (центрального) банка страны, эмиссия денежных знаков. К внешним источникам относятся государственные займы в иностранной валюте, кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций.
Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами и характеризует его несбалансированность. Он возникает в результате следующих объективных и субъективных причин:
Какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана с циклическим движением макроэкономики. Это обусловлено, прежде всего, существованием автоматических стабилизаторов.
На рисунке 1 приведены данные, иллюстрирующие влияние стабилизаторов на бюджет:
Рисунок 1. Изменения в бюджете за счет увеличения безработицы и инфляции.
Можно сделать следующие выводы:
- ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита;
- реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.
Таким образом, необходим постоянный анализ экономической ситуации в республике с целью выявления стадии экономического цикла и проведения соответствующей продуманной и взвешенной фискальной политики.
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ
РАСХОДНОЙ ЧАСТИ
2.1. Состав расходов государственного бюджета за 2010-2011гг.
В соответствии с Законом РБ от 29 декабря 2009 г. № 73-З «О республиканском бюджете на 2010 год», республиканский бюджет на 2010 год по расходам утвержден в сумме 38 222 389 047 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 35 522 389 047 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2010 год в сумме 2 700 000 000 тыс. рублей. [4]
В соответствии с Законом РБ от 15 октября 2010 г. № 176-З «О республиканском бюджете на 2011 год», республиканский бюджет на 2011 год по расходам утвержден в сумме 39 611 384 915 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33 611 384 915 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2011 год в сумме 6 000 000 000 тыс. рублей. [5]
Перед сравнением расходов за указанный период и проведением анализа необходимо привести количественные данные в сопоставимый вид с помощью индекса потребительских цен.
По статистической информации, представленной Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, в Беларуси индекс потребительских цен за 2011 год по сравнению с 2010 годом – 153,2%. Умножив все показатели доходной и расходной части республиканского бюджета на соответствующий процент, получаем показатели 2010 года в сопоставимых ценах к 2011 году.
Для анализа динамики состава расходов государственного бюджета, определяется абсолютный прирост, как разница между расходами 2011 года и расходами 2010 года в сопоставимых ценах к 2011 году. Темп роста расходов рассчитывается как отношение расходов 2011 года к расходам 2010 года, умноженное на 100.
Более наглядно состав расходной части государственного бюджета по основным разделам за 2010 и 2011 год, абсолютный прирост расходов за анализируемый период можно увидеть из приведенных ниже диаграмм.
Рисунок 2 Расходы госбюджета РБ за 2010г в сопоставимых к 2011г ценах.
Рисунок 3 Расходы госбюджета РБ за 2011г.
Рисунок 4 Абсолютный прирост основных направлений республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.
Результаты анализа динамики состава расходной части республиканского бюджета отражены в приложении А.
Расходы республиканского бюджета в 2011 году запланированы в размере 39,6 трлн. рублей, что на 4,5 трлн. рублей или на 9 % меньше, чем в предыдущем году. Это произошло, в большей степени, из-за значительного уменьшения суммы расходов в национальную экономику (на 7,7 трлн. рублей или на 48 %), в жилищно-коммунальные услуги и строительство (на 0,57 трлн. рублей или на 42 %) и в общегосударственные расходы (на 1,8 трлн. рублей или на 18,3 %). Темп роста расходов на образование составил 130,6 %. В 2011 году возросла сумма расходов на социальную политику на 876 млн. руб. по сравнению с 2010 годом.
Исходя из расчетных данных приложения А, можно сделать вывод, что на уменьшение расходов государственного бюджета в национальную экономику повлияло, в большей степени, уменьшение расходов на сельское хозяйство и рыболовную деятельность на 699 млн. руб., на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру – на 1,14 трлн. руб. Уменьшились также расходы на другие отрасли национальной экономики: дорожное хозяйство – на 23% (31,6 млн. руб.), связь – 140,4 млн. руб.
Расходы государства
на развитие экономики, темпы экономического
роста и уровня благосостояния народа
определяются суммой доходов республиканского
бюджета. Поэтому продолжим анализ
расходной части изучением
2.2 Состав источников финансирования республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.
Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (90 %). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
Результаты анализа динамики состава источников финансирования республиканского бюджета отражены в таблице:
Таблица 2 – Анализ динамики состава доходов республиканского бюджета за 2010– 2011 гг.
Основные направления доходов бюджета |
Сумма (тыс. руб.) |
Абсолют. прирост доходов 2011г. по сравнению с 2010г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.) |
Темп роста доходов 2011г. к 2010г. (в сопост. ценах) (%.) | ||
2010 |
2011 |
2010г. в сопоставимых ценах | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Налоговые доходы |
32 864 557 748 |
30 020 678 778 |
37 892 835 083 |
- 7 872 156 305 |
79,2 |
Налоги на доходы и прибыль |
3 742 415 960 |
2 321 941 630 |
4 315 005 602 |
- 1 993 063 971 |
53,8 |
Налоги на товары (работы, услуги) |
17 507 138 445 |
19 072 445 225 |
20 185 730 627 |
- 1 113 285 402 |
94,5 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
10 114 219 556 |
7 263 913 503 |
11 661 695 148 |
- 4 397 781 645 |
62,3 |
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи |
1 500 783 787 |
1 362 378 420 |
1 730 403 706 |
- 368 025 286 |
78,7 |
Неналоговые доходы |
2 642 721 378 |
3 588 017 426 |
3 047 057 749 |
540 959 677 |
117,8 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
2 127 490 738 |
2 605 657 021 |
2 452 996 821 |
152 660 200 |
106,2 |
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности |
347 030 626 |
502 098 615 |
400 126 312 |
101 972 303 |
125,5 |
Штрафы, удержания |
46 497 352 |
44 658 203 |
53 611 447 |
- 8 953 244 |
83,3 |
Возмещение потерь, вреда |
17 903 724 |
19 346 350 |
20 642 994 |
- 1 296 643 |
93,7 |
Прочие неналоговые доходы |
103 798 938 |
416 257 237 |
119 680 176 |
296 577 061 |
347,8 |
ВСЕГО |
35 522 389 047 |
33 611 384 915 |
40 957 314 571 |
- 7 345 929 656 |
82,1 |
Становится очевидным, что за 2011 г. происходит снижение абсолютного прироста налоговых доходов по всем пунктам: налоги на доходы и прибыль – 1,9 трлн. руб., налоги на товары (работы, услуги) – 1,1 трлн. руб., налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 4,4 трлн. руб., а темп роста неналоговых доходов увеличился и составил 117,8%.
Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.
2.3 Источники финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.
Установленный предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2011 год, по сравнению с сопоставимыми ценами 2010 года, больше на 92,7 %. Результаты анализа динамики состава основных источников финансирования бюджетного дефицита отражены в таблице:
Таблица 3 – Анализ динамики основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.
Основные источники |
Сумма (тыс. руб.) |
Абсолют. прирост 2011г. по сравнению с 2010г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.) |
Темп роста 2011г. к 2010г. (в сопост. ценах) (%.) | ||
2010 |
2011 |
2010г. в сопоставимых ценах | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общее финансирование |
2 700 000 000 |
6 000 000 000 |
3 113 100 000 |
2 886 900 000 |
192,7 |
Внутреннее финансирование, в т.ч. |
–13 414 368 |
3 380 559 260 |
- 15 466 766 |
3 365 092 494 |
218,6 |
Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц |
100 000 000 |
100 062 715 |
115 300 000 |
- 15 237 285 |
86,8 |
Источники от операций с принадлежащим государству имуществом |
2 479 352 968 |
–14 827 860 |
2 858 693 972 |
- 2 494 180 827 |
0,5 |
Изменение остатков средств бюджета |
–2 474 248 872 |
4 228 847 027 |
- 2 852 808 949 |
1 376 038 078 |
148,2 |
Внешнее финансирование, в т.ч. |
2 713 414 368 |
2 619 440 740 |
3 128 566 766 |
- 509 126 026 |
83,7 |
Кредиты международных финансовых организаций |
2 282 467 424 |
–12 496 140 |
2 631 684 939 |
- 2 644 181 079 |
0,5 |
Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов |
430 946 944 |
–519 024 100 |
496 881 826 |
- 1 015 905 926 |
104,4 |