Бюджетная классификация и бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:41, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрению классификации бюджета и проведение бюджетного процесса.
Цель исследования, в свою очередь, определяет конкретные его задачи, основными из которых являются:
- изучить и дать характеристику, что входит в состав бюджетной классификации РФ;
- рассмотреть формирование расходов и доходов бюджета;

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Состав бюджетной классификации по Бюджетному кодексу РФ…………5
1.1 Классификация доходов бюджета РФ………………………………………5
1.2 Классификация расхода бюджета РФ………………………………………11
1.3 Классификация бюджета дефицита………………………………………...12
2. Бюджетный процесс и его стадии…………………………………………..15
2.1 Процедуры составления, рассмотрения и утверждения бюджета………15
2.2 Федеральный, местный и региональный бюджет………………………..18
2.3 Задачи и функции органов Федерального казначейства………………...22
3. Анализ и контроль бюджетных показателей……………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

Реферат Бюджетная система.docx

— 51.61 Кб (Скачать документ)

В доходы бюджетов могут  зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Взаимные расчеты - операции по передаче средств между бюджетами  разных уровней бюджетной системы  Российской Федерации, связанные с  изменениями в налоговом и  бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей  доходов, операции по которым проведены  после утверждения закона о бюджете.

В группу "Безвозмездные  перечисления" (3000000) включаются следующие подгруппы:

3010000 - от нерезидентов;

3020000 - от бюджетов других  уровней;

3030000 - от государственных  внебюджетных фондов;

3040000 - от государственных  организаций;

3050000 - от наднациональных  организаций;

3060000 - средства, передаваемые  в целевые бюджетные фонды.

4. Доходы целевых бюджетных фондов

В подгруппу "Доходы целевых  бюджетных фондов" (4000000) включаются следующие целевые бюджетные  фонды: 4010000 - дорожные фонды;

4020000 - экологические фонды;

4030000 - Федеральный фонд  Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам и Федеральной  службы налоговой полиции Российской  Федерации;

4040000 - Фонд развития таможенной  системы Российской Федерации;

4050000 - Государственный фонд борьбы с преступностью;

4060000 - Фонд воспроизводства  минерально - сырьевой базы;

4080000 - Фонд Министерства  Российской Федерации по атомной  энергии;

4090000 - Целевой бюджетный  фонд содействия военной реформе;

4100000 - Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства  водных биологических ресурсов;

4110000 - Федеральный фонд  восстановления и охраны водных  объектов.

Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством Российской Федерации. В доходах бюджетов могут  быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также  безвозмездные перечисления. Нормативы  централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

1.2 Классификация  расходов бюджета

Функциональная классификация  расходов бюджетов – группировка  расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств  на выполнение основных функций государства. Под функциями государства понимают основные направления деятельности государства по решению стоящих  перед ним задач, направление  бюджетных средств на выполнение этих функций и отражает функциональная классификация расходов.2

Функциональная классификация  расходов бюджета имеет четыре уровня:

* разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства (государственное управление, судебная власть, оборона и т. п.);

* подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов (функционирование законодательных органов государственной власти, функционирование исполнительных органов государственной власти, деятельность финансовых и налоговых органов и т. п.);

* целевые статьи, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджета в пределах подразделов (обеспечение деятельности Президента РФ, обеспечение деятельности президента республики в составе РФ и главы администрации субъекта РФ, содержание администрации Президента РФ и т. п.);

  * виды расходов, детализирующие направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация  расходов — группировка всех уровней  бюджетной системы по их экономическому содержанию. Данная классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным  признакам или производственным элементам: капиталовложения, заработная плата, дотации, субсидии и пр.3

Экономическая классификация  состоит из 5 уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент  расходов.

Ведомственная классификация  расходов федерального бюджета –  группировка расходов, отражающая распределение  бюджетных средств по главным  распорядителям средств федерального бюджета.4 Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается в структуре ведомственной классификации расходов федеральным законом о бюджете РФ на соответствующий год.

Ведомственная классификация  расходов бюджетов субъектов РФ и  муниципальных образований –  группировка расходов бюджетов субъектов  РФ и муниципальных образований, отражающая распределение бюджетных  ассигнований по главным распорядителям средств соответствующих бюджетов.

Ведомственная структура  расходов бюджетов субъекта РФ и местных  бюджетов, устанавливающая расходы  соответствующих бюджетов по главным  распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации, утверждается законом либо решением о соответствующем  бюджете.

1.3 Классификация  бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно  классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным.

Случайный (кассовый) бюджетный  дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении  и расходовании средств. Случайный  дефицит в основном характерен для  местных бюджетов, так как они  в большей степени зависят  от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется  не восполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов.

Действительный дефицит  закладывается в законе о бюджете  на финансовый год в качестве предельной величины но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.5

По продолжительности, бюджетный  дефицит может быть:

   -  хроническим или временным.

1). Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса.

2) Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану  бюджетный дефицит может быть плановым, то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный  дефицит может быть первичным  либо вторичным. Первичный дефицит  это чистое превышение расходов бюджета  над доходами. Вторичный бюджетный  дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется  наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего  бюджетного долга.

В мировой практике также  различают следующие виды дефицита госбюджета:

  • циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
  • структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бюджетный процесс и его стадии

 

Бюджетный процесс — это  составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.6

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в  силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим  образом:

Этапы бюджетного процесса:

Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ —  регламентируемая нормами права  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

  • глава государства;
  • органы законодательной власти;
  • органы исполнительной власти;
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и местного финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители бюджетных средств.

 

    1.  Процедуры составления, рассмотрения и утверждения бюджета

 

Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение  бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.

В процессе рассмотрения бюджета  происходит согласование интересов  всех уровней власти по доходам и  по расходам.

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

Составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства  РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления. Непосредственно  составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных  образований (ст. 184 БК РФ).

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем  за 10 месяцев до начала очередного финансового  года.

Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению  проекта федерального бюджета. В  определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный  баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры  проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную  проработку и согласование показателей  социально-экономического развития и  контрольных цифр федерального бюджета.

Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому  году, Правительство РФ рассматривает  проект бюджета и иные сопутствующие  ему документы и материалы, предоставленные  Министерством финансов РФ и другими  федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете  для внесения его в Государственную  думу.

Рассмотрение и утверждение бюджета. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации  Федерального собрания РФ, комитеты Государственной  думы, другим субъектам права законодательной  инициативы для внесения замечаний  и предложений, а также в Счетную  палату РФ на заключение.

Информация о работе Бюджетная классификация и бюджетный процесс