Бюджетная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в изучении теоретических аспектов формирования, распределения, использования, проведения анализа государственного бюджета, который был и будет сформирован на ближайшие годы, а так же определение перспектив развития и совершенствования бюджетной политики государства.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретические основы в области государственной бюджетной политики;
провести анализ структуры расходов и доходов бюджетных систем Российской Федерации;
раскрыть основные направления по ее усовершенствованию на 2010-2013 годы;
предложить рекомендации по совершенствованию бюджетной политики государства.

Содержание

Введение………………………………………………………..…………......2
Глава 1. Теоретические аспекты бюджетной политики государства ……4
Сущность бюджетной политики государства…………………….……..4
Методика формирования и составления бюджета……............................7
Структура государственного бюджета…..…....…………..………........10
Бюджетный дефицит и способы его покрытия…………..…………….11
Глава 2. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………….18
2.1. Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей до 2013 года…………………………..18
2.2. Бюджетное ориентирование на результат, как перспективный метод управления государственным бюджетом………………21
Заключение……….……………………………...………………..………25
Приложение……………………………………………………………….26
Список используемых источников…………………………….….…...28

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная политика государства.docx

— 73.78 Кб (Скачать документ)

Содержание:

      Введение………………………………………………………..…………......2

Глава 1. Теоретические аспекты бюджетной политики государства ……4

    1. Сущность бюджетной политики государства…………………….……..4
    2. Методика формирования и составления бюджета……............................7
    3. Структура государственного бюджета…..…....…………..………........10
    4. Бюджетный дефицит и способы его покрытия…………..…………….11

Глава 2. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………….18

     2.1. Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей до 2013 года………………………….. …………………………………….……….18

     2.2. Бюджетное ориентирование на результат, как перспективный метод управления государственным бюджетом………………………………………21

         Заключение……….……………………………...………………..………25

         Приложение……………………………………………………………….26

         Список используемых источников…………………………….….…...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, а так же главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию, а именно фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Бюджетная политика предполагает стимулирующую роль бюджетов, их фондов, активное воздействие на производство, так же её эффективность зависит от всестороннего учета интересов, система которых складывается в национальном рыночном хозяйстве на основе составления планов. Бюджетная политика имеет дело с государственными доходами и расходами.

Важность изучения теоретических основ бюджетной политики государства, проведение анализа бюджета, а так же разработка мероприятий по совершенствованию государственной бюджетной политики подтверждают актуальность избранной темы научной работы.

Объектом исследования является государственная бюджетная политика Российской Федерации.

Предметом исследования является система экономических отношений  и организационных мероприятий, которые складываются в процессе формирования государственного бюджета.

Цель исследования состоит  в изучении теоретических аспектов формирования, распределения, использования, проведения анализа государственного бюджета, который был и будет сформирован на ближайшие годы, а так же определение перспектив развития и совершенствования бюджетной политики государства.

Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить ряд  задач:

  • рассмотреть теоретические основы в области государственной бюджетной политики;
  • провести анализ структуры расходов и доходов бюджетных систем Российской Федерации;
  • раскрыть основные направления по ее усовершенствованию на 2010-2013 годы;
  • предложить рекомендации по совершенствованию бюджетной политики государства.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты бюджетной политики государства.

    1. Сущность бюджетной политики государства.

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения бюджета денежными средствами для выполнения своих функций, которая определяется Конституцией Российской Федерации, Бюджетным Кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.

Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, а так же организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики:

  1. концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
  2. снижение налоговой нагрузки на экономику;
  3. упорядочивание государственных обязательств;
  4. создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является основой экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят  и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные  расходы, трансферты, государственные  закупки и государственные займы.

Эффективность функционирования бюджетной  политики в существенной степени  зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).

На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности  реализации функций государства, включая  функции государственного регулирования  экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между  возможным потенциалом и фактическим  бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.

Бюджетная политика государства как  часть фискальной политики ориентируется  в основном на достижение уравновешенного  бюджета, сбалансированного по государственным  доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

Для дальнейшего совершенствования  бюджетной политики необходимо осуществить  реконструкцию основных ее принципов:

  • реалистичности, исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
  • ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
  • жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
  • увеличения доходов, причем не за счет роста налогов, а за счёт активизации малого предпринимательства и помощи ему;
  • усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.

При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – это ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом нашего государства.

С помощью  бюджетов,  так  же  как  и  посредством  связанных  с ними налогообложения и налоговых льгот,  субсидий  и субвенций, государственных инвестиций,   процентных   ставок,   государство оказывает    регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные  регуляторы  – это две стороны медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных  средств  в бюджет.  И  тем  самым  иметь  возможность увеличить   государственные   заказы,   государственные    капиталовложения, социальные  расходы  из  бюджета  и  повлиять   тем   самым   на   структуру производства,  направления  его  развития,  эффективность.  Таким   образом, государственный   бюджет    представляет    естественное    звено    системы государственного регулирования в рыночной экономике.

Перераспределительные процессы, участниками которых  являются  бюджеты различных  уровней,  вызывают  движение  денежных  потоков.  Их  обслуживают налоговые  органы,  органы  федерального   казначейства,   расчетно-кассовые центры и коммерческие банки.

    1. Методика формирования и составления бюджета.

Составление  бюджета, а так же его рассмотрение, утверждение,   использование средств и рассмотрение итогов бюджетной деятельности – все это представляет собой  единый  бюджетный  процесс. Весь бюджетный процесс регламентируется законом, в котором  предусмотрен  порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое  означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами.

      В соответствии  с законом президент должен заблаговременно, задолго до начала финансового года принять решение о начале  работы  над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого составляется прогноз социально-экономического развития страны,  определяется сводный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления  бюджетной  политики. Все это дает   основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий бюджетный год. В Российской Федерации бюджетный год начинается 1января и заканчивается 31 декабря. Когда проект бюджета  составлен, он рассматривается президентом, который направляет его в парламент для обсуждения и  утверждения. В ходе  процесса составления и рассмотрения бюджета в него обычно вносится   множество изменений и дополнений. В утвержденном бюджете  должны  быть указаны суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на  бюджет развития. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то прежде всего должны быть обеспечены соответствующими доходами текущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на  расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны  определяться  пределы  несбалансированной части бюджета, излишек или дефицит, причем  эти  суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.

      Закон о  федеральном  бюджете  после   утверждения парламентом подписывается президентом. В то же время, в случае  несогласия президента с версией бюджета, представленной  парламентом, он может отклонить ее, то есть наложить вето. Пока окончательно бюджет  не принят и вето не отменено, правительство имеет право использовать   ежемесячно бюджетные ассигнования по спорным статьям в размере 1/12 части их величины в предшествующем  году. Контроль за  состоянием и   ходом   выполнения республиканского бюджета осуществляется  контрольно-счетной  палатой   при парламенте, которая в своей деятельности независима ни от парламента, ни от аппарата президента. Финансовые органы контролируют  исполнение  бюджета. В случаях превышения предельного уровня дефицита  и  значительного  снижения поступления доходных источников  вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр означает, что  необходимо произвести  пропорциональное  снижение расходов на 5, 10,15% и так далее ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени  всего  финансового года. Секвестру не  подлежат так называемые защищенные статьи – это расходы на заработную  плату, стипендии, медикаменты, питание и прочие.

      При чрезвычайных  обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона.

В самом широком понимании  существует два метода мобилизации  средств  в  бюджет  и  выделения  средств  из  него: безвозвратный  и  возвратный.  Безвозвратный   метод   мобилизации   средств предполагает  использование  налогового   принципа взаимоотношений   между субъектами предпринимательства и  бюджетом;  безвозвратный  метод  выделения средств из  бюджета  –   это  трансферты,  не  вызывающие  и  не  погашающие встречных финансовых требований.  Возвратный  метод  мобилизации  средств  в бюджет –  это займы на внутреннем  и  внешнем  рынке  капиталов,  стоимость которых определяется  как  средняя  доходность   размещения   ресурсов   на различных сегментах этого  рынка.  Возвратный  метод  выделения  средств  из бюджета –  это бюджетные ссуды, проценты  по  которым  привязаны  к  учетной ставке Центрального банка РФ.

Типичным для бюджета  является безвозвратная мобилизация  и выделение средств, так как  возвратный метод ставит доходы бюджета  в зависимость от погашения задолженности  и стоимости долга. Возвратный метод  мобилизации средств обусловлен финансированием бюджетного дефицита, а выделение бюджетных ссуд –  необходимостью пополнения оборотных  средств предприятий и осуществления эффективных капитальных вложений. Возвратный метод мобилизации и выделения средств значительно увеличивает объемы бюджетных потоков. В большой мере он подвержен влиянию политического фактора, определяющего конкретную величину бюджетного дефицита, методы его финансирования и влияющего на значительное увеличение размеров бюджетных потоков. При высоком уровне субъективизма в подходе к определению размера превышения расходов над доходами происходит постепенное увеличение государственного долга, на обслуживание которого отвлекается все больший объем бюджетных средств. Вполне вероятно достижение в определенный момент времени критического значения показателя государственного долга, означающего невозможность формирования бюджета за счет привлечения капитала на платной и возвратной основе. Наращивание государственного долга отражает неспособность политиков эффективно управлять централизованными финансовыми ресурсами, мобилизация которых обеспечивается на безвозвратной основе.

Информация о работе Бюджетная политика государства