Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:20, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении теоретических аспектов формирования, распределения, использования, проведения анализа государственного бюджета, который был и будет сформирован на ближайшие годы, а так же определение перспектив развития и совершенствования бюджетной политики государства.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретические основы в области государственной бюджетной политики;
провести анализ структуры расходов и доходов бюджетных систем Российской Федерации;
раскрыть основные направления по ее усовершенствованию на 2010-2013 годы;
предложить рекомендации по совершенствованию бюджетной политики государства.
Введение………………………………………………………..…………......2
Глава 1. Теоретические аспекты бюджетной политики государства ……4
Сущность бюджетной политики государства…………………….……..4
Методика формирования и составления бюджета……............................7
Структура государственного бюджета…..…....…………..………........10
Бюджетный дефицит и способы его покрытия…………..…………….11
Глава 2. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………….18
2.1. Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей до 2013 года…………………………..18
2.2. Бюджетное ориентирование на результат, как перспективный метод управления государственным бюджетом………………21
Заключение……….……………………………...………………..………25
Приложение……………………………………………………………….26
Список используемых источников…………………………….….…...28
Существует необходимость
выявления зависимости между
планированием бюджетного дефицита
и крупными капитальными вложениями
в развитие экономики. Бюджетный
дефицит в современных условиях
свидетельствует главным
Государственный бюджет являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, он подразумевает под собой некоторую структуру, которая состоит из следующих частей:
Доходная часть
Расходная часть государственного бюджета формируется в основном из расходов на экономику и социальные потребности.
Доходы |
Расходы |
|
|
Идеальное состояние государственного бюджета, когда достигается баланс доходной и расходной части, то есть равенство между доходной и расходной частями государственного бюджета. Данная ситуация бывает довольно редко, в большинстве стран расходы как правило превышают доходы.
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, которое подразумевает превышение расходной части бюджета над доходной. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.
Резкое увеличение дефицита государственного бюджета приводит к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использует денежно-кредитную эмиссию. Нарастание инфляционных процессов выражается в росте цен на товары и услуги, происходит так называемая видимая инфляция, и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса, а именно подавленная, то есть скрытая инфляция. Нарастание инфляционных процессов существенно снижает жизненный уровень населения и ведет к обострению социальной напряженности.
Основными причинами дефицита государственного бюджета являются:
1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и
уменьшения прироста национального дохода;
2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет;
3. Увеличение бюджетных расходов;
4. Непоследовательная финансово-
Если возникает временный бюджетный дефицит, то имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике – ее развал, неэффективность финансовых связей, – тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% – критическим.
Основные
причины значительного
Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:
Монетизация бюджетного дефицита. В случае монетизации дефицита, то есть внутреннего банковского финансирования, нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для откладывания уплаты налогов, так как за время затяжки происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах, например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
Отсроченные платежи являются способом финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи
накапливаются в отношении
Внешнее долговое финансирование. Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита, например: получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения, являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.
Нередко, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях, например; на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и прочего. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.
Использование внешнего долгового
финансирования бюджетного дефицита оказывается
относительно эффективным, когда уровень
внутренних процентных ставок превышает
среднемировой и имеется
Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика правительства сопровождается ограничением предложения денег Центральным Банком в целях снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала.
Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта.
Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:
Внутренне долговое финансирование. Если правительство выпускает в целях финансирования облигации государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их рост может быть достаточно большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора.
В результате частные внутренние
инвестиции, чистый экспорт и частично
потребительские расходы - снижаются,
вызывая "эффект вытеснения", который
значительно ослабляет
Более того, если правительство намерено финансировать значительную часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может одновременно проводить жесткую финансовую политику, удерживая ставку процента ниже ожидаемого уровня инфляции. Облигации будут пользоваться спросом только при достаточно привлекательном уровне доходности. Если же этот показатель будет низким или отрицательным, то возможности внутреннего долгового финансирования бюджетного дефицита сильно уменьшаться даже вне зависимости от степени развития внутреннего рынка капитала.
В этом случае экономические
агенты будут стремиться приобрести
товары или вложить свои финансовые
средства за рубежом, ограничивая тем
самым возможности