Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:20, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении теоретических аспектов формирования, распределения, использования, проведения анализа государственного бюджета, который был и будет сформирован на ближайшие годы, а так же определение перспектив развития и совершенствования бюджетной политики государства.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретические основы в области государственной бюджетной политики;
провести анализ структуры расходов и доходов бюджетных систем Российской Федерации;
раскрыть основные направления по ее усовершенствованию на 2010-2013 годы;
предложить рекомендации по совершенствованию бюджетной политики государства.
Введение………………………………………………………..…………......2
Глава 1. Теоретические аспекты бюджетной политики государства ……4
Сущность бюджетной политики государства…………………….……..4
Методика формирования и составления бюджета……............................7
Структура государственного бюджета…..…....…………..………........10
Бюджетный дефицит и способы его покрытия…………..…………….11
Глава 2. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………….18
2.1. Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей до 2013 года…………………………..18
2.2. Бюджетное ориентирование на результат, как перспективный метод управления государственным бюджетом………………21
Заключение……….……………………………...………………..………25
Приложение……………………………………………………………….26
Список используемых источников…………………………….….…...28
Эта диспропорция может усилиться на фоне ожиданий девальвации национальной валюты, особенно в обстановке недоверия к политике правительства и Центрального банка, что способствует нарушению равновесия счета текущих операций и создает угрозу кризиса платежного баланса. С этой точки зрения внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета оказывает более сильное негативное воздействие на платежный баланс при относительной стабильности внутренних ставок процента, чем при их повышении, хотя в последнем случае "эффект вытеснения" оказывается более значительным.
В случае обязательного, принудительного размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах, а именно: пенсионных, страховых и прочих, под низкие и даже отрицательные процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.
Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:
Увеличение налогообложения. На первый взгляд кажется очевидным, что увеличение налогов – наиболее простой способ сокращения или ликвидации дефицитов федерального бюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которые заставляют думать, что возросшие налоги могут вызвать лишь увеличение дефицитов. Более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не с меньшими дефицитами. Этот парадокс объясняется тем, что если правительство получает больше финансовых ресурсов, законодатели не только пойдут на расходование всех дополнительных налоговых поступлений, но и потратят «чуть-чуть больше».
Глава 2. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.
Бюджетная политика в 2011-2013 году призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.
Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.
После серьезного снижения ВВП России в 2009 году на 7,9%, в 2010 году ожидался рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 году – на уровне 3-4% в год.
Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.
В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.
По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году составил около прогнозного значения в 8,8%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 13-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за первое полугодие 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 2%.
Задачи, поставленные в Бюджетном
послании Президента Российской Федерации
о бюджетной политике в 2011–2013 годах,
направлены на решение проблем повышения
эффективности и
Бюджетная политика на 2011-2013
годы будет направлена, с одной
стороны, на восстановление экономики
после кризиса и решение
В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.
Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы федерального бюджета предполагается сократить с 22,8% к ВВП в 2010 году до 19,0% к ВВП в 2013 году (приложение 1), сохранить их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность бюджетной политики ближайших трех лет.
Так же стоит отметить, что в период 2009 – 2013 годов инфляцию планируют сократить вплоть до 4,5 %.
При этом для развития экономики
инновационного типа планируется осуществлять
государственную поддержку
При формировании
Так, в 2010 году доля трудоспособного населения составит 62% от общей численности россиян, а доля населения пенсионного возраста – 22%. По прогнозу Минэкономразвития России, к 2030 году численность трудоспособного населения сократится до 52%, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов – для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который может быть обеспечен использованием средств Фонда национального благосостояния.
Динамика основных параметров
бюджетной системы Российской Федерации
на 2011 год и плановый период 2012 и
2013 годов характеризуется
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.
Доля доходов
Что касается расходов бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год, то в нем наибольшую часть занимают расходы, связанные с социальной защитой, которые составляют удельный вес в общей доле расходов 29,6 %. Далее на втором месте по величине располагаются расходы, связанные с обороной, общественным порядком и безопасностью, которые составляют 15%. На третьем месте по величине располагаются расходы, связанные с услугами органов государственного управления, составляющие 13,3%. Расходы, связанные с образованием находятся на четвертом месте по значимости и их величина составляет 11,3%. Наименьший удельный вес в общих расходах занимают расходы, связанные с защитой окружающей среды, которые составляют 0,2%.
Стоит отметить, что по сравнению с 2010 годом будут увеличены расходы на социальную защиту на 0,6%, расходы на жилищно – коммунальное хозяйство на 0,1%, расходы на экономические услуги на 0,6%. А уменьшены будут расходы связанные с услугами государственных органов на 0,7% и расходы, связанные с обороной, общественным порядком и безопасностью на 0,5%.
Под термином БОР, понимают
такой подход к бюджетному процессу,
при котором расходование финансовых
ресурсов связывается с
ожидаемыми от него общественно-значимыми
результатами. Данное понятие характеризуется
тем, что представляет метод планирования,
исполнения и контроля за исполнением
бюджета, обеспечивающий распределение
бюджетных ресурсов по целям, задачам
и функциям государства с учётом приоритетов
государственной политики и общественной
значимости, ожидаемых непосредственных
и конечных результатов использования
бюджетных средств. Исходя и вышеперечисленных
определений метода бюджетирования, мы
можем вывести наиболее общее понятие.
Итак, бюджетирование, ориентированное
не результат – это комплекс действий
по планированию, исполнению и подведению
итогов исполнения бюджета и контролю
за расходованием бюджетных средств, обеспечивающий
распределение бюджетных ресурсов по
целям, задачам и функциям государства
с учётом приоритетов государственной
политики и общественной значимости
ожидаемых и конечных результатов использования
бюджетных средств,
которые должны обосновываться ожидаемым
результатом их
расходования.
Реформа бюджетного учета
вызвана целым рядом
причин, которые являются важными шагами
в реализации
государственной политики в области бюджетирования
и управления
государственными финансовыми ресурсами.
Принципиально важно в этом
подходе не само по себе формальное установление
целей и критериев,
которое является обычной управленческой
процедурой, но именно
попытка сопоставления затрат и результатов
и распределения ресурсов в
зависимости от результатов, потенциальных
или достигнутых.
На практике, необходимость и целесообразность
внедрения БОР, как правило, объясняется
наличием ряда вполне определенных ситуаций,
а именно:
Концепция реформирования бюджетного процесса, ориентированного на внедрение БОР, включает следующие основные задачи: