Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:32, контрольная работа
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………………… 3
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ, ЕЕ СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………...……………..3
Бюджетная система и форма государственного устройства…………..… 3
2. Принципы организации бюджетной системы РФ……..….………….…. 9
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ……..………………..………………………….. 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……...……………………….…………..……….….. 54
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………………… 3
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ, ЕЕ
СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………
2. Принципы организации бюджетной системы РФ……..….………….…. 9
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ……..………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……...……………………….…………..……….….. 54
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ, ЕЕ СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.
Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.
Бюджетная система – это
совокупность бюджетов государства, административно-
Построение бюджетной
системы зависит от формы государственного
и административного устройства
страны. По степени распределения
власти между центром и
За всю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве [4,с.53].
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней [2,с.22]:
В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджет автономной области, окружные бюджеты и местные бюджеты (бюджеты районов и городских округов, бюджеты городских и сельских поселений).
В состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов – дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.
Схема консолидированного бюджета Российской Федерации приведена на рис.
Консолидированный бюджет Российской Федерации |
Федеральный бюджет РФ |
Консолидированные бюджеты РФ (территориальные бюджеты) |
Федеральный бюджет |
Федеральные целевые бюджетные фонды |
Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) |
Территори- альные целевые бюджетные фонды |
Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) |
Бюджеты районов |
Бюджеты городов |
Бюджеты районные |
Бюджеты городские |
Бюджеты внутригородских районов |
Бюджеты поселковые |
Бюджеты сельские |
Рис. Консолидированный бюджет Российской Федерации
Консолидированный бюджет Российской Федерации – это свод бюджетов системы Российской Федерации.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов) в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных. До 1991г. они входили в состав государственного бюджета[4,с.56].
Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах:
1. Принцип единства бюджетной системы
Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
2. Принцип разграничения
доходов и расходов между
Означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3. Принцип самостоятельности бюджетов разных уровней
Он означает:
- право законодательных
органов государственной
- наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации;
- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регулирующими доходами бюджетов называют федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе.
- право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления самостоятельно
определять направления
- право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления самостоятельно
определять источники
- недопустимость изъятия
доходов, дополнительно
- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов
Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.
5. Принцип сбалансированности бюд
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств
Принцип эффективности и
экономности использования
7. Принцип прозрачности (открытости)
Принцип гласности означает:
- обязательное опубликование
в открытой печати
- обязательную открытость
для общества и средств
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
8. Принцип достоверности бюджета
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Наличие точных макроэкономических и бюджетных прогнозов является одним из важнейших условий эффективной государственной экономической политики. Нереалистичные прогнозы вносят значительную неопределенность в процессы бюджетного финансирования и эффективность бюджетных расходов.
9. Принцип адресности
и целевого характера
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
10. Принцип единства кассы
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
11. Принцип подведомственности расходов бюджетов
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители)
бюджетных средств не вправе распределять
бюджетные ассигнования и лимиты
бюджетных обязательств распорядителям
и получателям бюджетных
Информация о работе Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации