Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы России и разработка направлений ее совершенствования .
Введение………………………………………………………………………3
1Теоретические основы построения бюджетной системы………………...5
1.1Состав бюджетной системы федеративных и унитарных государств...5
1.2Принципы построения бюджетной системы и их реализация в
современных условиях ……………………………………………………...8
2Современное состояние бюджетной системы РФ ……………………….12
2.1Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета……….12
2.2 Сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов…………………………………………………………..18
3Направления реформирования бюджетной системы РФ………………..20
3.1Направления увеличения доходной базы бюджетов и повышение эффективности расходования бюджетных средств……………………….20
3.2Перспективы развития межбюджетных отношений в современных
условиях……………………………………………………………………...25
3.3Совершенствование системы управления муниципальными финансами
на примере Оренбургской области…………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………….36
Приложение А (обязательное) -Анализ доходной части федерального
бюджета на 2006-2008г……………………………………….….…………38
Приложение Б (обязательное) -Анализ расходной части федерального
бюджета на 2006-2008г…………………………………………..………….39
Приложение В (обязательное)-Баланс расходных обязательств и
источников доходов субъектов РФ в 2006-2008 г………………………….41
Приложение Г (обязательное)-Баланс расходных обязательств и
источников доходов местных бюджетов в 2006-2008 г……………………44
2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Финансово-экономический факультет
Кафедра финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Финансы»
Бюджетная система России и пути ее совершенствования
ГОУ ОГУ 080105.5008.04 ОО
Оренбург 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1Теоретические основы построения бюджетной системы………………...5
1.1Состав бюджетной системы федеративных и унитарных государств...5
1.2Принципы построения бюджетной системы и их реализация в
современных условиях ……………………………………………………...8
2Современное состояние бюджетной системы РФ ……………………….12
2.1Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета……….12
2.2 Сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов…………………………………………………………
3Направления реформирования бюджетной системы РФ………………..20
3.1Направления увеличения доходной базы бюджетов и повышение эффективности расходования бюджетных средств……………………….20
3.2Перспективы развития межбюджетных отношений в современных
условиях…………………………………………………………
3.3Совершенствование системы управления муниципальными финансами
на примере Оренбургской области…………………………………………30
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….36
Приложение А (обязательное) -Анализ доходной части федерального
бюджета на 2006-2008г……………………………………….….……
Приложение Б (обязательное) -Анализ расходной части федерального
бюджета на 2006-2008г…………………………………………..……
Приложение В (обязательное)-Баланс расходных обязательств и
источников доходов субъектов РФ в 2006-2008 г………………………….41
Приложение Г (обязательное)-Баланс расходных обязательств и
источников доходов местных бюджетов в 2006-2008 г……………………44
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование с помощью финансовой системы, главным звеном которой является бюджетная система и государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. На данном этапе для России важна подлинная финансовая стабилизация, открывающая путь к экономическому подъему, росту реальных инвестиций в производство, повышению уровня жизни и спасению отечественной науки, образования , социальной сферы от влияния мирового экономического кризиса. Особое влияние на финансовую стабилизацию оказывает состояние бюджетной системы.
В мире трудно отыскать страну, у которой бы не возникали проблемы и сложности в бюджетных взаимоотношениях между центром и территориями. И чем больше государство, тем актуальнее задача сбалансирования бюджетных интересов центра и регионов.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала экономического кризиса, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Вхождение Российской экономики в новые экономические условия хозяйствования кризисного периода сопровождается появлением проблем, которые требуют неотложного их решения. В настоящее время большое внимание уделяется проблемам, связанным с экономией, повышением эффективности и прозрачности использования бюджетных средств.
Очевидно, что успех экономической стабилизации в нашей стране зависит от того, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Неопределенность разделения предметов ведения и полномочий между органами власти различных уровней, отсутствие стабильной нормативно-правовой базы, коррупция на всех уровнях и ступенях власти, многочисленные пробелы в российском законодательстве, замедляют процесс выхода российской экономики из кризисного состояния.
Поиск выхода РФ из глубочайшего социально-экономического кризиса, требует радикального обновления бюджетной политики государства. В связи с этим для принятия действенных и эффективных решений, как на федеральном, так и на территориальном уровнях, изучение бюджетной системы, принципов ее построения, межбюджетных отношений, направлений реформирования бюджетной системы, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетной системы, обрели в настоящее время особую актуальность и значимость.
Исходя из этого целью курсовой работы является изучение бюджетной системы России и разработка направлений ее совершенствования .
Для достижения поставленной цели были определены и решались следующие задачи:
-изучить теоретические основы построения бюджетной системы;
-рассмотреть принципы и состав бюджетной системы;
-изучить современное состояние бюджетной системы;
-проанализировать динамику доходов и расходов федерального бюджета;
-выявить направления реформирования бюджетной системы и меры по совершенствованию системы управления муниципальными финансами Оренбургской области;
Предметом исследования является выявление основных направлений реформирования бюджетной системы РФ.
Объектом курсовой работы является определение мер по повышению эффективности расходования бюджетных средств и совершенствования системы управления муниципальными финансами Оренбургской области.
Методологической основой курсовой работы послужили: Конституция РФ, бюджетный кодекс РФ, указы президента РФ, постановления правительства РФ, труды отечественных ученых таких как: Богачева О., Дробозина Л., Романовский Н., Лавров А., Грачева Н., Миронов С., Нестеренко Т., посвященные проблемам бюджетной системы и бюджетной политики в РФ.
1.Теоретические основы построения бюджетной системы
1.1Состав бюджетной системы федеративных и унитарных государств
Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны. Под которым понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями. [2,с138].
По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (федеративные).
Простое или унитарное государство - это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-
Сложные - это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя (от лат. imperium - власть), т.е. насильственно создаваемое государство. Наиболее распространенной формой является федерация (от позднелатинского foederatio - объединение, союз). Для бюджетной системы федеративного государства характерны три звена - государственный федеральный бюджет (иногда его называют бюджетом центрального правительства), бюджеты субъектов федерации (штатов - в США, земель (лэндов) - в ФРГ, провинций - в Канаде, республик, областей и др.), и местные бюджеты. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а бюджеты членов федерации не включаются в федеральный бюджет, т.е. все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты. Примером федеративных государств являются - РФ, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика . [2,с141].
Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и сыграл исторически прогрессивную роль в развитии государственности. Унитарная форма государственного устройства рассматривается как наиболее распространенная форма государственной организации. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.
Можно выделить следующие особенности унитарного государства. Во-первых, структурными единицами такого государства являются районы, края, области и другие административно-
Во-вторых, существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных органов. Степень подконтрольности органов административно-
В отличие от унитарного государства федерация характеризуется следующими чертами.
Во-первых, она состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), являющихся субъектами федерации и имеющих свое собственное административно-
Во-вторых, предполагается существование двух систем высших органов власти: федеральных органов и соответствующих органов членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов федерации - лишь в пределах своей территории. Разграничения предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется, как правило, путем их закрепления в конституции. Подобное разграничение осуществляется двояким образом: в одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов; в других (Россия, Индия, Германия) наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция центра и регионов. Кроме того, в отдельных государствах, в частности в Российской Федерации, имеют место двусторонние договоры о разграничении экономических полномочий между центром и конкретным субъектом федерации. В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации их подразделяют на симметричные и ассиметричные. В симметричных федерациях субъекты равноправны, в асимметричных федерациях - нет .
Информация о работе Бюджетная система России и пути ее совершенствования