Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы России и разработка направлений ее совершенствования .
Введение………………………………………………………………………3
1Теоретические основы построения бюджетной системы………………...5
1.1Состав бюджетной системы федеративных и унитарных государств...5
1.2Принципы построения бюджетной системы и их реализация в
современных условиях ……………………………………………………...8
2Современное состояние бюджетной системы РФ ……………………….12
2.1Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета……….12
2.2 Сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов…………………………………………………………..18
3Направления реформирования бюджетной системы РФ………………..20
3.1Направления увеличения доходной базы бюджетов и повышение эффективности расходования бюджетных средств……………………….20
3.2Перспективы развития межбюджетных отношений в современных
условиях……………………………………………………………………...25
3.3Совершенствование системы управления муниципальными финансами
на примере Оренбургской области…………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………….36
Приложение А (обязательное) -Анализ доходной части федерального
бюджета на 2006-2008г……………………………………….….…………38
Приложение Б (обязательное) -Анализ расходной части федерального
бюджета на 2006-2008г…………………………………………..………….39
Приложение В (обязательное)-Баланс расходных обязательств и
источников доходов субъектов РФ в 2006-2008 г………………………….41
Приложение Г (обязательное)-Баланс расходных обязательств и
источников доходов местных бюджетов в 2006-2008 г……………………44
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2006,2007,2008 годы рассмотрим таблицу1, (данные представлены в приложении А).
Нефтегазовые доходы, в расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2006 год составил 35,87% , на 2007 год 31,5%, на 2007 год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составила на 2006 год 2 383,11 млрд. руб., к 2008 году сумма уменьшилась на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора на тот момент времени стало снижение доли нефтегазового сектора в экономике РФ.(бюджет рассчитывался исходя из цены 48-53 долларов за баррель ,при фактической в 100-140 долларов, разница использовалась для накопления резервного фонда). В расчет базы нефтегазовых доходов не включались прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды. Необходимость регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.
Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2008году составил 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2006году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.
Налог на прибыль организаций, эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что в 2007 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., в 2008 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель в 2008 году увеличился по темпам роста. Удельный вес этого показателя снизился от 8,03% - 7,87%.
Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2007 году идет рост в размере 435,79 млрд.руб., в 2007 году увеличился в 2 раза по отношению к 2006 году, составив 562,8 млрд.руб..
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2006 году, в 2007 году составила 25,64%. в 2008 году увеличилась на 1,64%. В 2008 году сумма показателя возрасла на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2006 году. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что темп роста к 2007 году составил 1,15%, а в 2008 году 1,33%. Сумма этого показателя выросла от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет 2008 году составил 14,62% увеличившись на 1,24% к 2006 году. Что характерно этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др.
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2006 год установлена в сумме 36,57млрд. руб., на 2007 и 2008 год 37,31 млрд. руб. и 39,52 млрд. руб. В относительном выражении происходило увеличение данного показателя. Государственная пошлина. При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. В 2006 году поступления в сумме 32,24 млрд. руб., на 2008 год 36,56 млрд. руб..
Неналоговые доходы,сумма доходов этого раздела на 2006 году составили 291,61 млрд. руб., на 2007 год на 5,39 млрд. руб. больше, а в 2008 году ещё на 4,73 млрд. руб.
В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее в таблице2,(данные представлены в приложении Б)
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2006 году доля расходования этих средств составила 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то в 2007 году он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе было предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2008 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2006 году. [31]
Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» характеризуются следующими данными (см.таблицу 3).
Таблица3-Состав и структура межбюджетных трансфертов
Межбюджетные трансферты | 2006г | 2007 г | 2008г | |||
Сумма, млрд. руб. | Удельный вес, % | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес, % | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес, % | |
Всего: | 2 281,56 | 100,00 | 2 423,12 | 100,00 | 2720,97 | 100,00 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 375,54 | 16,46 | 392,67 | 16,21 | 411,07 | 15,11 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) | 317,19 | 13,90 | 300,74 | 12,41 | 234,25 | 8,61 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 163,74 | 7,18 | 175,97 | 7,26 | 191,01 | 7,02 |
Иные межбюджетные трансферты | 69,75 | 3,06 | 37,83 | 1,56 | 43,86 | 1,61 |
Что касается этих 4-х подразделов, то они уменьшаются. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании.
Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. В 2008 году сумма расходов составила 963,10 млрд. руб., что значительно больше по отношению к 2006 году на 134,32 млрд. руб.. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы.
Национальная экономика, в 2006 году сумма составила 702,32 млрд. руб., в 2008 она снизилась до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%.
К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.
Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.
Данный показатель находится на 3 месте, то в 2008 он занимает пятое место
Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2006 году составило 4,68 %. В динамике этот показатель падает, в 2007 году он снизился на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволили обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.
Раздел социальная политика имеет особо важное значение, его финансирование занимает значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета 2006 года. В 2006 году поступлений из федерального бюджета было на сумму 1270,86 млрд. руб., в 2008 году эта сумма увеличилась на 125,68 млрд. руб.
По данному разделу осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по обеспечению пенсионеров. Этот рост связан непосредственно с увеличением пенсий, ростом численности пенсионеров, увеличение расходов на данные выплаты связано с тем ,что данная категория граждан является наиболее необеспеченным классом населения[34].
Ассигнования данного подраздела направляются на выплату пособий по уходу за ребенком, выплату компенсации безработным гражданам, обеспечение инвалидов транспортными средствами и другие
Здравоохранение и спорт – это тоже один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела зависит способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.
В 2006 году объем расходов по данному разделу составил 211,69 млрд. руб., в 2007 году произошло увеличение на 15,8%, а в 2008 году на 19,5% .
Основные направления финансирования «Здравоохранения»: оснащение поликлиник, больниц - мед. учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и т.д.
Самыми мало финансируемыми оказались разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: культура, кинематография и СМИ; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды.
В 2006 году объем расходов по этому подразделу составил 83,81 млрд. руб., в 2007 году это показатель снизится на 22%, и в относительном выражении уменьшился от 1,28 до 0,84%. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, обусловлены уменьшением ассигнований, направляемых на проведении мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в 2006-2008 годах бюджетных ассигнований на данные мероприятия.
Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства,
Можно видеть наращивание средств, как в относительном, так и в абсолютном выражении практически по всем статьям.
Исполнение бюджета 2006 не было совсем гладким, но в целом в связи с ростом на тот момент мировых цен на нефть все расходные обязательства государства были выполнены.
Что касается прогнозных данных ,то в связи с экономическим кризисом многие статьи будут урезаны, направленность бюджета будет социальной.
Бюджет кризисного 2010 года по своей сути является социальным и ставит перед собой цели повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для стабилизации в стране. Согласно проекту о федеральном законе «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов»,можно выделить следующие основные характеристики бюджета:
на 2010 год прогнозируется положительная динамика роста ВВП в размере 1,6 % против сокращения этого показателя в текущем году на 9,6 %. Инфляция в будущем году составит 10 % (то есть снизится на два процентных пункта по сравнению с запланированным показателем на 2009 год). На 2011–2012 год предусмотрено дальнейшее сокращение инфляции до 8,7 %. В 2010 году ожидаются доходы в сумме 6,95 трлн руб., расходы — 9,88 млрд руб. Дефицит — 2,93 трлн руб.
Объем расходов в последние годы увеличивался почти на 1 трлн руб. в год. Общий объем расходов на 2010 год несколько сокращается по сравнению с 2009 годом. Тем не менее важнейшая задача, которую решает проект бюджета на 2010–2012 годы, — исполнение всех социальных обязательств государства вне зависимости от цен на нефть.
Один из приоритетов бюджетных расходов в 2010 году — существенное повышение уровня пенсионного обеспечения в стране. Эти обязательства вытекают из изменений в пенсионном законодательстве и направлены на обеспечение устойчивости и сбалансированности пенсионной системы. С 2010 года упраздняется единый социальный налог, устанавливается прямая зависимость пенсий от обязательных страховых платежей. [28,с12].
Наиболее существенно будут повышены размеры пенсий старшему поколению, чей вклад в развитие нашей страны в советское время неоценим: именно «советский» стаж даст значительное увеличение пенсии. В результате в 2010 году среднегодовой размер трудовой пенсии возрастет по сравнению с 2009 годом на 46 % и составит 7762 руб. в месяц, причем прибавка от валоризации оценивается в 1254 руб.
Серьезный упор в финансировании будет сделан на развитие новейших технологий. В частности, увеличивается финансирование ключевых инновационных отраслей и инфраструктурных объектов: на эти цели выделяется 1,6 трлн. руб.
В целом можно отметить что, в эпоху высоких цен на нефть (2006,2007,2008 годы) все складывалось относительно неплохо и стабильно. Но с началом мирового экономического кризиса и резким падением цен на углеводороды обострилось много проблем, которые не преодолеть одним махом. Сложность задач, которые предстоит решать в ближайшие годы, диктует необходимость отхода от старых технологий, требует использования новых подходов, совершенствования законодательства. У нас появляется реальный шанс для обновления социальной сферы, состояние которой во многом влияет на все остальные сферы жизнедеятельности общества. [34]
Информация о работе Бюджетная система России и пути ее совершенствования