Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:43, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, выяснить роль бюджетной системы, понять насколько она дифференцирована по странам и анализ современное состояние бюджетной системы.
Введение 3
Глава 1. Понятие и структура бюджетной системы
1.1 Общие понятия 4
1.2 Функции бюджета 5
1.3 Принципы бюджетной системы 7
Глава 2. Характеристика элементов бюджетной системы
2.1 Федеральный бюджет 13
2.2 Государственные внебюджетные фонды 20
2.3 Аппарат управления бюджетной системой 26
Глава 3. Анализ современного состояния бюджетной системы 39
Заключение 40
Литература
Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.
Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.
Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год.
Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.
В доходы федерального бюджета зачисляются:
Таблица 2 – Доходы Федерального бюджета РФ в 2008-2010 годах.
Доходы |
Сумма, тыс. руб. | ||
2008 |
2009 |
2010 | |
Доходы всего |
3 326 041 100,0 |
5 046 058 500,0 |
6 964 835 200,0 |
Налоговые доходы |
2 719 455 300,00 |
4 275 407 400,00 |
5 958 295 600,00 |
Из них: Налог на прибыль |
259 003 300,0 |
344 838 100,0 |
580 408 800,0 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
266 500 000,0 |
302 090 200,0 |
368 773 900,0 |
Налоги на товары работы услуги реализуемые на территории РФ |
791 822 600,0 |
1 212 247 500,0 |
1 485 042 900,0 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
483 035 600,0 |
753 309 000,0 |
1 068 990 200,0 |
Доходы от ВЭД |
919 093 800,0 |
1 662 922 600,0 |
2 455 079 800,0 |
Неналоговые доходы |
136050800,00 |
180 178 600,00 |
4 989 700,00 |
Из них: Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
73 004 000,0 |
85 769 000,0 |
99 780 600,0 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
58 083 700,0 |
89 837 800,0 |
118 694 600,0 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
874 500,0 |
1 328 300,0 |
2 231 300,0 |
Прочие неналоговые доходы |
4 088 600,0 |
3 243 500,0 |
2 758 400,0 |
К налоговым доходам относятся:
К неналоговым доходам относятся:
Федеральные налоги, средства
от которых поступают в
Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.
В доходах федерального
бюджета отдельной строкой
Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого в определенной доле в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги – это непосредственное (прямое) изъятие части доходов налогоплательщика (налог с населения, налог на прибыль предприятий и др.). Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.). Налоги – главный источник формирования доходов федерального бюджета.
Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Практически расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
Таблица 3 – Расходы Федерального бюджета РФ в 2010 году.
Расходы |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес в % от суммы расходов |
Расходы всего |
5 463 479 900,0 |
- |
Общегосударственные вопросы |
808 196 478,2 |
14,79 |
Национальная оборона |
822 035 929,6 |
15,05 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
662 867 227,2 |
12,13 |
Национальная экономика |
497 229 532,4 |
9,10 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
53 024 456,1 |
0,97 |
Образование |
277 939 330,1 |
5,09 |
Здравоохранение и спорт |
206 373 527,5 |
3,78 |
Социальная политика |
215 565 757,4 |
3,95 |
Межбюджетные трансферты |
1 844 346 454,2 |
33,76 |
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на вое производство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (Бюджетным кодексом Российской федерации) исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов (ст. 85 БК РФ):
Таким образом, можно отметить, что спецификой федерального бюджета Российской Федерации является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности.
Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели – обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования – предоставление средств министерствам, ведомствам, предприятиями, объединениям, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий.