Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:43, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, выяснить роль бюджетной системы, понять насколько она дифференцирована по странам и анализ современное состояние бюджетной системы.
Введение 3
Глава 1. Понятие и структура бюджетной системы
1.1 Общие понятия 4
1.2 Функции бюджета 5
1.3 Принципы бюджетной системы 7
Глава 2. Характеристика элементов бюджетной системы
2.1 Федеральный бюджет 13
2.2 Государственные внебюджетные фонды 20
2.3 Аппарат управления бюджетной системой 26
Глава 3. Анализ современного состояния бюджетной системы 39
Заключение 40
Литература
В основе бюджетного финансирования лежат принципы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов.
2.2 Государственные внебюджетные фонды
Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.
Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Необходимость образования государственных внебюджетных фондов заключается в следующем: создание государственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего, для более эффективного использования финансовых ресурсов, а также для успешного решения социальной политики.
Правовой основой образования государственных социальных внебюджетных фондов является, прежде всего, Конституция РФ (1993 г.) и Бюджетный кодекс РФ.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации нашли отражение общие принципы, правовой статус и назначение государственных внебюджетных фондов, суть которых состоит в следующем: государственные внебюджетные фонды образуются на основании соответствующих актов органов государственной власти. Внебюджетные фонды имеют обособленные бюджеты и источники формирования доходов.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и не подлежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов, представляются на рассмотрение органу исполнительной власти (Правительству РФ) и представляются в Федеральное Собрание на утверждение. Утверждаются бюджеты государственных внебюджетных фондов в форме законов одновременно с принятием Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.
Согласно статье 44 Бюджетного кодекса РФ к государственным внебюджетным фондам относятся:
Все эти фонды называются
внебюджетными социальными
Государственные внебюджетные социальные фонды имеют целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, т. е. исполнение их бюджетов находится под контролем финансовых органов. Министерство финансов РФ, согласно Положению о нем, осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов.
Пенсионный фонд.
Пенсионный фонд – это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий.
Трудовая пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.
В России установлены следующие виды трудовых пенсий:
Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части.
Право на трудовую пенсию по старости имеют:
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.
Пенсионный фонд является
финансово-кредитным
Право на социальное обеспечение граждан России записано в Конституции РФ: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом" (ст. 39).
Согласно ст. 2 Положения о Пенсионном фонде денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения.
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ он осуществляет следующие основные функции:
Руководство Пенсионным фондом осуществляется правлением Фонда и его исполнительной дирекцией. В состав правления ПФ России входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФ России, а также управляющие отделениями ПФР. В состав правления могут входить представители государственных и общественных организаций. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда РФ. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.
Фонд социального страхования.
Статус внебюджетного фонда социального страхования Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с различными дополнениями принятыми позднее). Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования РФ.
Согласно Положению о Фонде государственного социального страхования он действует как самостоятельное государственного некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Отделения Фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и др.).
Управление Фондом государственного социального страхования возложено на правление Фонда и его председателя. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.
Фонд государственного
социального страхования
Фонд государственного
социального страхования –
Создается Фонд страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Источником образования Фонда являются:
Все организации и предприятия независимо от форм собственности с 2001 года вносят взносы в Фонд государственного социального страхования в виде единого социального налога на счета, открытые органами Федерального казначейства, а затем последние перечисляют средства в Фонд социального страхования.
Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается Федеральным законом.
Резервный фонд.
Резервный фонд формируется 1 февраля в размере 10% от объема ВВП прошлого года. Средства для резервного фонда будут взяты из стабфонда. Если ВВП, произведенный в прошлом году, окажется выше или ниже прогноза, то этот факт будет учитываться при формировании резервного фонда на будущий год.
Средства резервного фонда будут вкладываться в надежные ценные бумаги, которые можно было бы реализовать незамедлительно, в любой нужный момент. Доходность резервного фонда составит 3,5−4%.
То, что не войдет в резервный фонд, будет составлять фонд будущих поколений. Средства фонда будущих поколений будут инвестироваться в более широкие инструменты и, в частности, в бумаги корпораций, а в дальнейшем Минфин будет рассматривать возможность инвестировать средства этого фонда в недвижимость.
Доходность фонда будущих поколений предполагается на уровне 6,5−7%. Сейчас рассматривается вопрос о создании специального агентства по управлению средствами фонда будущих поколений или привлечении частных управляющих компаний, которые будут инвестировать эти средства в более широкий спектр инструментов по сравнению с набором инструментов, в которые инвестируются средства стабилизационного фонда, а в дальнейшем и резервного фонда, созданного на его базе.
2.3 Аппарат управления бюджетной системой
Федеральное казначейство
Федеральное казначейство Российской Федерации как участник бюджетных отношений было создано в структуре Минфина России в 1992 г. Главное управление казначейства, которое было одним из структурных подразделений центрального аппарата названного министерства, в результате проведенной в 2004 г. административной реформы с 1 января 2005 г. преобразовано в федеральную службу.