Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, выяснить роль бюджетной системы, понять насколько она дифференцирована по странам и анализ современное состояние бюджетной системы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и структура бюджетной системы
1.1 Общие понятия 4
1.2 Функции бюджета 5
1.3 Принципы бюджетной системы 7
Глава 2. Характеристика элементов бюджетной системы
2.1 Федеральный бюджет 13
2.2 Государственные внебюджетные фонды 20
2.3 Аппарат управления бюджетной системой 26
Глава 3. Анализ современного состояния бюджетной системы 39
Заключение 40
Литература

Работа состоит из  1 файл

бюджетка.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют  самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Они несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются руководителю казначейства.

В своей деятельности Федеральное казначейство руководствуется  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и др. При этом казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, координируя, кроме того, с ними свою работу по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

Возглавляет Федеральное  казначейство руководитель (глава) службы, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности (равно как и его  заместители) министром финансов Российской Федерации. В свою очередь, руководители органов Федерального казначейства по республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу назначаются и освобождаются от должности руководителем самой службы. Структура и штатное расписание Федерального казначейства и указанных органов казначейства утверждаются соответствующими руководителями в пределах установленного для них (казначейства и упомянутых органов) фонда оплаты труда. Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за выполнение возложенных на казначейство задач и обязанностей, устанавливает степень ответственности своих заместителей, начальников структурных подразделений этой федеральной службы, а также руководителей органов казначейства по субъектам Российской Федерации за руководство отдельными областями деятельности Федерального казначейства.

Задачи Федерального казначейства и его органов сводятся к следующему:

  • организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;
  • регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
  • краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
  • сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;
  • управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
  • разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов; подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.

Счётная палата

Счетная палата Российской Федерации как участник бюджетных отношений представляет собой постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Правовой статус Счетной палаты урегулирован Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Счетная палата (местонахождение  –  г. Москва) является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. В своей деятельности она руководствуется Конституцией РФ и действующим российским законодательством. В рамках выполнения возложенных на нее задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью; к задачам службы, в частности, отнесено:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Осуществляя контроль за исполнением федерального бюджета, Счетная палата действует на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. В целом она осуществляет контроль за:

  • управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
  • законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;
  • эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;
  • предоставлением государственных кредитов, а также за предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
  • формированием и эффективностью использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правит-ва РФ;
  • за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;
  • деятельностью Банка России, его структурных подразделений, Других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета;
  • деятельностью Банка России по обслуживанию государственного Долга РФ;
  • проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений и учреждений Счетная палата осуществляет в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложении Национального банковского совета.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ современного состояния бюджетной  системы

 

Доходы бюджетной системы  прогнозируются в 2007 году в объеме 10 242,5 млрд руб., или 34,8 проц. ВВП. В 2008-2009 гг. объем доходов бюджетной системы прогнозируется в размере 11 238,9 млрд руб. или 34,0 проц. ВВП и 12 519,3 млрд руб. или 33,6 проц. ВВП, соответственно. Об этом говорится в материалах Минэкономразвития. Расходы бюджетной системы состоят из расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и расходов государственных внебюджетных фондов.

Суммарные расходы бюджетной  системы составят 9 086,8 млрд руб. (30,9 проц. ВВП), 10 123,4 млрд руб. (30,6 проц. ВВП) и 11 468,0 млрд руб. (30,8 проц. ВВП) в 2007, 2008 и 2009 годах соответственно. Расходы  инвестиционного характера федерального бюджета в 2007 году (без учета расходов на реализацию национальных проектов и государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ), составят 593,4 млрд руб. В 2008-2009 гг. указанные расходы должны быть определены в предлагаемых Минэкономразвития России объемах, а именно: 2008 год - 657,5 млрд руб., 2009 год - 717,0 млрд руб.

Ежегодные ассигнования на формирование Инвестиционного фонда  планируются в объеме 77,6 млрд руб. в 2007-2009 годах и включают в себя экономию на обслуживании государственного внешнего долга РФ, полученную от досрочного погашения долга перед МВФ, части долга перед Парижским клубом кредиторов и задолженности перед Внешэкономбанком по кредитам в иностранной валюте, предоставленным в 1998-1999гг. [12]

По состоянию на начало 2007 года задолженность по налогам в бюджетную систему России составила около 2 трлн рублей.

Ведомство направляет требования об уплате налога, выставляет инкассовые поручения, принимает решения о взыскании недоимки за счет имущества.

При этом в течение 2006 года ФНС инициировала 62 тыс. процедур банкротства, с помощью которых можно урегулировать задолженность отсутствующих должников.

В результате задолженность  в бюджет снижена: по итогам 2005 года она была на 6% выше. [14]

Правительство РФ на заседании 23 марта 2006 г. в целом одобрило сценарные условия социально-экономического развития РФ на 2007-2009 годы.

Сценарные условия впервые  рассчитаны в четырех вариантах. Первые два варианта являются справочными  и рассматривают сценарии развития экономики при экстремально низком падении (до $27 за баррель) и экстремально высоком повышении (до $60 за баррель) цен на нефть. Другие два варианта являются основными и исходят из цен на нефть в 2007 году $49 за баррель, в 2008-2009 годах - $46 за баррель. При этом по инерционному варианту темпы роста ВВП прогнозируются в 2007 году на уровне 5.3%, в 2008 году - 5.1%, в 2009 году - 5%.

Базовый вариант предполагает, что государство будет применять  дополнительные меры по ускорению темпов экономического роста. В связи с этим, ВВП в 2007 году вырастет на 5.7%, в 2008 году - на 5.8%, в 2009 году - 6%. Рост промпроизводства в 2007 году составит 4.5%, в 2008 году - 4.7%, в 2009 году - 4.8%. Добыча нефти по этому варианту в 2009 году возрастет до 507 млн. т, а газа - до 680 млрд. куб. м. Без дополнительных мер объемы добычи нефти в 2009 году не превысят 490 млн. т. Расходы инвестиционного характера по базовому варианту прогнозируются в объеме 2.4% ВВП в 2007 году, от 2.1% до 2.3% ВВП - в 2008-2009 годах.

Инфляция по базовому и инерционному вариантам прогнозируется в 2007 году на уровне 6-7.5%, в 2008 году - 4-5.5%, в 2009 - 4-5%.

При этом за основу решено взять базовый вариант развития экономики. В соответствии с ним будут вестись расчеты проекта федерального бюджета на 2007 год.

Важнейшим нововведением  в бюджетной системе РФ стало  принятие нового вида бюджета, а именно трёхлетний бюджет на 2008—2010 годы. Финансовая трехлетка прошла довольно мощное обсуждение на всех предварительных уровнях — от нулевого чтения среди законодателей до публичного обсуждения в СМИ.

Во исполнение поручения  Президента Российской Федерации, данного  в Бюджетном послании «О бюджетной  политике в 2007 году», разработка параметров федерального бюджета впервые осуществлялась на среднесрочный трехлетний период - 2008-2010 годы. Среднесрочный горизонт бюджетного планирования предполагается закрепить в рассматриваемой Государственной Думой новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Формирование основных характеристик федерального бюджета  на 2008-2010 годы основывалось на изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» положениях бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

За основу при формировании бюджета были приняты показатели умеренно оптимистичного варианта сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 год и на период до 2010 года, рассмотренных Правительством Российской Федерации, доработанных и представленных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации 14 марта 2007 г. №Д03-378.

Чтобы осуществить переход  на трехлетний финансовый план, законодатели доработали Бюджетный кодекс. Это главное условие было сделано усилиями всех сторон и участников законодательного процесса.

13 апреля 2007 года Госдума  приняла поправки в Бюджетный  кодекс, которые создают правовую базу для перехода страны на трехлетний бюджет.

Ранее Президент РФ в  послании к Федеральному Собранию призвал  направить 300 миллиардов рублей на финансирование государственных институтов развития, в частности для Банка развития и Венчурной компании. После того, как эти деньги будут выделены, Фонд национального благосостояния на 1 января 2008 года составит 471 миллиарда рублей. Данной величины удастся достичь, если средняя цена на российскую нефть не опустится ниже уровня в 55 долларов за баррель.

Глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович отметил на заседании, что капитал Банка развития будет утроен, а уставный капитал Венчурной компании удвоен. "Капитал Банка развития будет доведен до 250 миллиардов рублей, а в капитал венчурной компании будут внесены еще 15 миллиардов рублей в дополнение к тем, которые есть", - сказал чиновник.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации