Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:45, реферат

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение 3
1. Основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации 4
2. Принципы бюджетной системы 8
3. Федеральный бюджет 13
4. Бюджет субъекта РФ 16
5. Местный бюджет 19
6. Перспективы развития бюджетной системы РФ 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 51.22 Кб (Скачать документ)

• законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов и  полномочий органов власти по формированию доходов соответствующих бюджетов;

• право органов власти самостоятельно определять направления  расходов бюджетных средств;

• недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, или суммы  превышения доходов над расходами, или сумм экономики по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджета и  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иных обязательных поступлений и расходов отражаются в бюджетах и внебюджетных фондах в соответствии с бюджетной классификацией.

Принцип гласности или  публичности бюджетов подразумевает:

• обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

• полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов;

• обязательную открытость для граждан и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов;

• понимание гражданами языка бюджета и его цифр, за которыми скрываются отношения органов  власти к своему государству, обществу и гражданам.

Принцип достоверности бюджета  предполагает надежность показателей  прогноза социально экономического развития соответствующих территорий, реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета, конкретность, определенную точность и объективность исполнения бюджета или выполнения контрольных  мероприятий, предусмотренных целевыми программами и проектами.

Принцип обязательности исполнения бюджета означает, что после принятия и утверждения бюджета органы исполнительной власти, ответственные  за исполнение бюджета, не имеют права  переводить денежные ресурсы из одного направления, параграфа или статьи бюджетной классификации в другие без решения законодательного органа власти. Все денежные ресурсы бюджета  используются в строгом соответствии с росписью бюджетной классификации  по целевому направлению и в сроки, определенные целевыми программами  и проектами развития народного  хозяйства страны и социальной сферы.

Принцип эффективности и  экономичности использования бюджетных  средств подразумевает, что при  исполнении бюджетов органы исполнительной власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов в выполнении плановых заданий в соответствии с объемом средств, определенных бюджетом на соответствующее мероприятие.

Соблюдение перечисленных  принципов бюджетной системы  позволяет правильно организовать бюджетный процесс и обеспечивает исполнение всех функций бюджета.

 

3. Федеральный бюджет

Для выполнения государством своих функций и задач перед  обществом в масштабе государства  формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет.

Федеральный бюджет, является центральным звеном бюджетной системы, объективно занимает особое место не только в бюджетной системе, но и в системе государственных финансов. Посредством федерального бюджета происходит перераспределение ВВП между субъектами экономики, субъектами Федерации и социальными группами; именно перед федеральным бюджетом стрит задача обеспечения государственного суверенитета, обороноспособности и безопасности страны (защиты государства при возникновении          внутренних и внешних угроз его существованию). В условиях рыночных отношений не должна ослабевать и экономическая роль федерального бюджета. Применяя различные формы прямого и косвенного воздействия на экономические процессы (субсидирование из предприятий и отраслей, предоставление государственных кредитов и гарантий, осуществление государственных инвестиций в капитале- и наукоемкие отрасли, а также в отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс), государство может использовать федеральный бюджет в качестве эффективного инструмента реализации структурной политики, позитивного изменения важнейших макроэкономических пропорций.

Доход федерального бюджета  формируется за счет налоговых и  неналоговых поступлений, заимствований, безвозмездных перечислений и взаиморасчетов, поступающих из бюджетов субъектов  РФ.

К налоговым источникам поступлений  относятся:

• федеральные налоги и  сборы;

• таможенные пошлины и  сборы;

• пени и штрафы.

К неналоговым источникам поступлений относят доходы:

  • от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  • от продажи или другого возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;
  • от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и бюджетными организациями;
  • полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; от других неналоговых источников дохода.

В доходах бюджета от неналоговых  источников учитываются:

• средства, полученные в  виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной собственности;

• средства, полученные в  виде процентов по остаткам бюджетных  средств на счетах в кредитных  организациях;

• средства, полученные от передачи имущества, находящегося в государственной  собственности, под залог или  в доверительное управление;

• средства, полученные от возврата государственных кредитов и бюджетных  ссуд;

• часть прибыли государственных  унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других платежей;

• доходы от реализации государственных  запасов и резервов;

• другие доходы от имущества, находящегося в государственной  собственности.

К безвозмездным доходам, поступающим в федеральный бюджет, относят:

• безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

• безвозмездные перечисления международных организаций и  правительств иностранных государств;

• перечисления по взаимным расчетам по передач средств между  бюджетами различных уровней  бюджетной системы, связанные с  изменениями в налоговом и  бюджетном законодательстве.

Расходы бюджета представляют собой распределение и использование  финансовых средств, накопленных в доходной части федерального бюджета на основании закона о бюджете на очередной финансовый год.

Формирование расходов бюджетных  средств любого уровня бюджетной  системы базируется на единой методологической основе, нормативах минимальной бюджетной  обеспеченности и финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ и законом РФ.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджета  обеспечивают выполнение текущих задач, например, таких как функционирование органов власти, оказание помощи другим бюджетам и отраслям экономики в  форме дотаций, субсидий и субвенций.

Капитальные расходы бюджета  связаны с расширенным воспроизводством и выделяются на создание или увеличение имущества, обеспечение инновационной  и инвестиционной деятельности. К  ним относятся расходы на инвестирование капитальных ремонтов, выделение  кредитов на инвестиционные программы  и т. д. В составе капитальных  расходов бюджета формируется бюджет развития.

 

4. Бюджет субъекта РФ

В последние годы в значительной степени возрастает роль и значение региональных органов власти в развитии регионов, социальном обеспечении населения, решении хозяйственных вопросов на территориальном уровне. Региональные бюджеты, или бюджеты субъектов РФ, становятся основным звеном, предназначенным для финансового обеспечения задач регионов и выполнения функций государственными органами управления субъектов РФ.

Доходы субъектов Федерации  в основном концентрируются в  их бюджетах.

Бюджеты субъектов Федерации  формируются и исполняются на основе следующих принципов:

  • единства (все доходы поступают в единый бюджет);
  • самостоятельности (каждый уровень власти составляет свой собственный бюджет);
  • сбалансированности;
  • гласности.

Как и доходы федерального бюджета, доходы бюджета субъекта Федерации  классифицируются на налоговые и неналоговые.

В неналоговые доходы включаются дивиденды по принадлежащим субъекту Федерации акциям, а также поступления  от других видов собственности.

Спецификой налоговых  доходов субъекта Федерации (как  и муниципального образования) является их распределение на собственные (закрепленные) и регулируемые.

Собственные налоги — это  налоги, вводимые самим субъектом  РФ и поступающие в его бюджет на постоянной основе. К ним относятся: региональные налоги и сборы; отчисления (доли) от тех региональных налогов  и сборов, поступления которых  распределяются между региональными  и местными бюджетами.

Эти налоги составляют основу финансовой системы субъектов Федерации. Они позволяют субъектам Федерации  проводить долгосрочную экономическую и социальную политику, обеспечивать развитие учреждений и организаций социальной сферы. К данным налогам относятся:

налог на имущество организаций;

  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог с продаж;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы;
  • налог на вмененный доход.

Регулирующие налоги —  это налоги, ежегодно передаваемые из вышестоящих в нижестоящие  бюджеты с целью обеспечения  необходимого объема финансовых ресурсов. Регулирующие налоги, поступающие в  бюджеты субъектов Федерации, определяются в виде процентных отчислений от налога на прибыль, НДС, налога на доходы физических лиц.

Регулирующие налоги составляют основную часть регулирующих доходов  — т. е. доходов, передаваемых в бюджеты  нижестоящих уровней. Помимо регулирующих налогов, к регулирующим доходам  относятся: дотации, субсидии, средства из специальных фондов финансовой поддержки  регионов.

Существование регулируемых доходов связано с разным уровнем  развития территорий, так как низкая рентабельность предприятий и низкий уровень жизни населения предопределяют узкую базу сбора как прямых, так  и косвенных налогов. Но с другой стороны, на практике налоги с крупных  предприятий лучше собираются более  высоким уровнем власти. Поэтому  аккумулирование налогов, дающих значительные поступления в вышестоящий бюджет, оправдано.

Субъекты Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают  размеры ставок по ним и предоставляют  налоговые льготы. Органы исполнительной власти субъектов Федерации могут  предоставлять отсрочки или рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей в свои бюджеты в части  сумм федеральных налогов только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита своего бюджета.

Основные направления  использования средств региональных бюджетов:

• обеспечение функционирования органов  законодательной (представительной) и  исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

• проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

• обеспечение реализации региональных целевых программ;

• формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

• осуществление международных  и внешнеэкономических связей субъектов  Российской Федерации;

• содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

• обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

• оказание финансовой помощи местным  бюджетам;

• обеспечение осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

Информация о работе Бюджетная система