Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:45, реферат

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение 3
1. Основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации 4
2. Принципы бюджетной системы 8
3. Федеральный бюджет 13
4. Бюджет субъекта РФ 16
5. Местный бюджет 19
6. Перспективы развития бюджетной системы РФ 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 51.22 Кб (Скачать документ)

• компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов. 

5. Местный бюджет

Местное самоуправление —  обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных  на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными  имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в  их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты — один из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь  местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем  продукции и услуги которых также  являются важным компонентом обеспечения  жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных  бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределение и использование  этих фондов между отраслями народного  хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной  финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

В основу расходной части  бюджета обычно закладываются сметы  муниципальных департаментов, составляемые руководителем финансовой службы с  учетом поправок, вносимых главой исполнительной власти на местах (губернатором, мэром  и т.д.). Проект регионального бюджета  на очередной финансовый год формируется  путем сопоставления смет расходов департаментов и предстоящих  выплат по всем финансовым обязательствам с ожидаемыми доходными поступлениями. После обсуждения, организуемого  муниципальным советом, проект бюджета  вносится на утверждение главы исполнительного  аппарата. Одновременно принимаются  решения о налоговых ставках  по местным налогам и сборам и  проектируемых займах.

Региональные (местные) органы власти обязаны руководствоваться  законодательно закрепленными принципами составления бюджета. Основные из них  принцип обеспечения общей сбалансированности бюджета и принцип полноты  бюджета. Иначе говоря, в его проекте  должны быть отражены все предполагаемые доходы и расходы.

Во многих странах, например в Германии, Великобритании, Испании, центральные власти принимают участие  также в корректировке бюджетов региональных властей в части, касающейся бюджетных налоговых поступлений, ориентируясь при этом на уровень  среднедушевого дохода в различных  административно-территориальных единицах. Из бюджетов региональных органов власти, управляющих территорией, на которой  средний доход на душу населения  относительно высок, часть налоговых  поступлений может изыматься центральной властью и перераспределяться в пользу территорий, где среднегодовой доход на человека ниже среднего.

Доходы региональных (местных) бюджетов формируются за счет местных  налогов и сборов, неналоговых  доходов, поступлений из вышестоящих  доходов. Соотношение между этими  источниками зависит от функций возложенных на региональные (местные) органы управления, потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям.

Налоги – главный источник региональных (местных) бюджетов. Все  налоговые поступления в эти  бюджеты можно разделить на две  группы: местные налоги и сборы  и поступления из вышестоящих  бюджетов.

В соответствии с налоговым  законодательством каждой страны местные  налоги закреплены за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, региональными органами власти.

Поступления из вышестоящих  бюджетов включают: отчисления от суммы  отдельных налогов, мобилизируемых на территории, а также дотации  и субвенции.

Отчисления от налогов, закрепленных за вышестоящими бюджетами, выделяются региональным (местным) бюджетам в случае недостаточного у них объема собственных  финансовых ресурсов, необходимых для  финансирования местных мероприятий  или региональных разделов государственных  программ, например развития дорог, здравоохранения, охраны окружающей среды.

В ряде стран доля таких  отчислений в общей объеме доходов  региональных бюджетов довольно высока. Например, в Италии она составляет около 60%.

Важный источник доходов  региональных (местных) бюджетов –  дотации из вышестоящих бюджетов. В состав этих дотаций входят субвенции, выдаваемые этим бюджетам на определенные цели.

По экономической сущности дотации и субвенции близки к  налоговым источникам, т.к. в их составе  лежат налоги. Дотации и субвенции  вызываются постоянной значительной дефицитностью  региональных бюджетов.

Неналоговые доходы региональных (местных) бюджетов включают в основном доходы, получаемые от предприятий, находящихся  в муниципальной собственности, арендных доходов, денежных сборов, всевозможных штрафов, пошлин, добровольных взносов  предприятий и населения.

Расходы региональных (местных) бюджетов. Они во многом зависят  от бюджетной политики, проводимой в государстве, и степени децентрализации  управления социальной сферой. Все  это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящим по каналам региональных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных  бюджетных расходах.

Средства региональных (местных) бюджетов используются как на эксплуатационные, так и инвестиционные затраты. Поэтому  во всех странах составляется бюджет текущих затрат и бюджет развития, т.е. капитальные вложения. Как правило, бюджет текущих затрат формируется  за счет налоговых и неналоговых  поступлений и направляется на покрытие эксплуатационных расходов. Бюджет развития формируется за счет субвенций, местных  займов, пожертвований на строительство.

Важнейшей статьей расходов региональных (местных) бюджетов являются ассигнования на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство).

Из региональных бюджетов финансируются расходы на содержание местных органов власти, правопорядка, в некоторых странах – судов. 

6. Перспективы развития бюджетной системы РФ

Проведённый анализ бюджетной  системы РФ показывает, что в ней  существуют определённые разногласия, главное из которых то, что являясь  федеративным государством, Россия до сих пор сохраняет принцип  централизации как бюджетной  системы в частности, так и  всей финансовой системы государства. До сих пор роль и значение центральных  органов власти не совместимы с принципом  федерализма.

Кроме этого, изучение различных  библиографических источников позволило  выделить ещё ряд недостатков  бюджетной системы РФ:

  1. Проблема финансирования социальных расходов;
  2. Проблема планирования бюджетных расходов затратным методом в связи с отсутствием закона о минимальных государственных социальных стандартах;
  3. Другие проблемы.

В настоящее время на уровне региональных и местных бюджетов сосредоточено около половины налоговых  доходов консолидированного бюджета  Российской Федерации.

Децентрализация бюджетной  системы РФ – одно из направлений  её реформирования. Официальная система  межбюджетных отношений остается чрезмерно  централизованной даже применительно  к унитарным государствам. Невыполнимость требований исполнения бюджетов позволяет  местным властям и властям  субъектов федерации перекладывать  всю ответственность на центральные  власти, при этом сохраняя за собой  огромные полномочия по другим направлениям.  Невыполнимость устанавливаемых федеральным законодательством требований, отсутствие четкой сферы ответственности и достаточных легальных полномочий побуждают региональные и местные власти прибегать к различным формам «теневой» бюджетной политики: исполнение бюджетов в режиме «выборочного» секвестра, использование денежных суррогатов и зачетов, увод ресурсов во внебюджетные фонды и счета, индивидуальные налоговые льготы, скрытое субсидирование, безответственные заимствования (в том числе у подконтрольных финансовых структур), сознательное накопление кредиторской задолженности и т.д.

Для устранения отмеченных недостатков необходимо создать  систему межбюджетных отношений, отвечающую следующим основным требованиям:

- четкое разграничение  полномочий между уровнями государственной  власти;

- обладание субнациональными (региональные и местные) органами власти в пределах своих территорий и полномочий достаточной степенью автономности в проведении финансово-экономической политики;

- наделение федерального  центра эффективными полномочиями  по обеспечению единого экономического  и правового пространства, поддержанию  мобильности факторов производства;

- введение для субнациональных властей жестких бюджетных ограничений (то есть в случае повышения их бюджетных доходов они не должны изыматься в вышестоящие бюджеты, а ухудшение финансово-экономического положения не должно компенсироваться притоком средств из вышестоящих бюджетов или за счет неограниченных заимствований).

Но следует отметить, что  децентрализация бюджетных полномочий не означает автоматическую децентрализацию  бюджетных ресурсов. Наоборот, централизация  бюджетных ресурсов должна повышаться, что не должно сказываться на децентрализации  бюджетных полномочий по управлению этими ресурсами.

В части расходных полномочий необходимо до минимума сократить сферу  «совместных» расходов, как можно  более детально разграничить между  федеральными, региональными и местными ветвями власти ответственность  за предоставление и финансирование тех или иных бюджетных услуг.

Другим направлением реформирования бюджетной системы является отказ  государства от затратного метода планирования бюджетных расходов, когда бюджет планируется на основании смет, составляемых получателями бюджетных средств. 

Сейчас для каждого  госучреждения утверждается смета  расходов, и финансовым контролерам  остается только проверять, соблюдают  ли чиновники эти сметы. Эффективность  работы это не стимулирует, а огромное количество бюджетных средств уходит просто на поддержание существующей системы госучреждений. Между тем  правительство должно не вникать  во все детали работы учреждений, а  планировать результаты их деятельности и устанавливать верхние границы  затрат.

То есть, направление финансового  контроля необходимо изменить в сторону  оценки эффективности работы государственных  учреждений, а не зацикливаться на правильном использовании бюджетных средств. 

Заключение

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная  система. Построение бюджетной системы  подчинено определенным принципам, которые установлены Бюджетным  кодексом РФ. Он же закрепляет структуру  доходов и расходов бюджетов различных  уровней.

Рассмотрев бюджетную  систему и бюджетное устройство, можно сделать некоторые выводы.

Основные функции управления государством возложены на центральные  органы власти. Для выполнения ими  их обязанностей, для финансового  обеспечения общегосударственных  мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – Федеральный бюджет.

Бюджеты, входящие в бюджетную  систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный  бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние  на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Информация о работе Бюджетная система