Бюджетное финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание

Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения различных потребностей, задач и функций государства. Бюджет выражает часть распределенных отношений между государством, с одной стороны, а с другой - между предприятиями и населением, связанным с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Содержание

1. Бюджетное финансирование……………………………………………....4
1.1. Понятие и сущность бюджетного финансирования……………..….4
1.2. Принципы бюджетного финансирования…………………………....6
1.3. Формы и методы бюджетного финансирования…………………….7
2. Состав и структура расходов бюджета………………………………….12
3. Сметно-бюджетное финансирование……………………………………22
4. Особенности организации бюджетного финансирования в России…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……29

Работа состоит из  1 файл

бюджетная система.docx

— 53.86 Кб (Скачать документ)

        2. Расходы бюджета на социально-культурные нужды.

       Исходя  из требований «социализации»  рыночной экономики в России, объявленной в нашей стране  как одно из главных направлений  проводимых в стране реформ, значительные  бюджетные средства ежегодно  направляются на финансирование  социально-культурных мероприятий.  Эти расходы позволяют государству  поддерживать, развивать и совершенствовать  систему социально-культурного обеспечения  населения. Кроме того, расходы  федерального бюджета на социально-культурные  мероприятия имеют не только  социальное, но и экономическое  значение, ведь они опосредованно  влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного  состава трудовых ресурсов, создают  условия для повышения производительности  труда за счет использования  его научной организации и  передовых научных достижений  в этой области. Отдельно следует  упомянуть о роли расходов  на социально-культурные нужды  в ускорении научно-технического  прогресса.

       К группе  наиболее значимых расходов на  финансирование социально-культурных  мероприятий обычно относят:

       ·расходы на просвещение (школьное  и дошкольное образование);

       ·расходы на здравоохранение;

       ·расходы на науку;

       ·расходы на социальное страхование;

       ·расходы на библиотеки, содержание  архитектурных памятников, национальных  парков и заповедников;

       Кроме  того, в бюджете, как правило,  предусматриваются ассигнования  и на компенсацию потерь населения  от роста цен в условиях  их либерализации. Из федерального бюджета финансируются комплексные целевые программы по улучшению условий жизни престарелых и инвалидов, по охране семьи, материнства, детства и т.д.

  3. Военные расходы государственного бюджета.

       На протяжении  многих столетий люди во всем  мире тратили немыслимое количество  средств на подготовку к войнам, на ведение войн и на ликвидацию  их последствий.О военных расходах  в экономической литературе сказано  много, но дискуссии о необходимости  такого объема расходов на  национальную оборону еще не  скоро прекратятся. Дело в том,  что анализ бюджета любой страны (за исключением, пожалуй, нейтральных  стран) за последние 50 лет покажет,  что военные расходы неуклонно  растут как в абсолютных, так  и в относительных суммах.

       Итак, любое  современное государство часть  бюджетных средств направляет  на оборону, основное место  в которых занимает:

  • закупка вооружений и военной техники;
  • затраты по текущему содержанию армии, флота и резервов, финансированию научно-исследовательских работ, конструированию экспериментальных образцов вооружения и т.п.;
  • строительство различных военных объектов, финансирование инфраструктуры, прежде всего стратегического назначения;
  • денежное довольствие армии (в основной массе - это пенсии);
  • траты на подготовку хозяйства страны к возможной войне.

       Общепризнанным  считается лишь непроизводственный  характер военных расходов государства,  хотя это можно доказать только  на теоретическом уровне, ведь, к  примеру, военная техника не  участвует в воспроизводственном  процессе, расходы на проведение  учений также нельзя отнести к производительным. В то же время доказано, что деньги, вложенные в мирные отрасли народного хозяйства, в пять раз более производительны, чем аналогичные расходы военных отраслей. Но вред военных расходов многие специалисты видят не только в непроизводительном характере. Дело в том, что в мирное время в производстве вооружения, обмундирования, питания и других потребностей армии занято от 10 до 30% населения страны, т.е. военные нужды ко всему прочему отвлекают трудовые ресурсы страны.

       Важной  характерной чертой военных расходов  является их тесная связь с  политикой, причем очень трудно  найти первопричину. Внешне военным  расходам предшествуют идеологические  либо политические разногласия  между странами, но на самом  деле в основе военных расходов  мирного времени гораздо больше  экономических причин – стабильный  рынок сбыта при монопольно  высоких ценах на закупку продукции  представляет собой идеально  привлекательную сферу деятельности  для государства. Именно поэтому  сторонники сохранения этого  важнейшего комплекса экономики  прилагают все усилия и влияют  через определенные каналы на  формирование и объем данного  вида расходов бюджета государства.  К тому же, до определенного  времени Российская Федерация  занимала одну из ведущих позиций  на мировом рынке вооружений, что приносило ей немалые доходы. Потребности военного рынка и  потенциальные огромного числа  людей, связанных с обеспечением  армии, представляют важнейшую  часть рынка. Потеря этого рынка  сбыта может разрушить экономику  любой страны. Россия не стала  исключением. Во многом из-за  этой причины в обозримом будущем  ни одна из ведущих стран  мира не пойдет на разрушение  своей военной промышленности.

     Но в современном мире уже наметилась если не тенденция, то стремление к сокращению военных расходов федерального бюджета прежде всего за счет сокращения вооружений, а также реформирования армии. Но это также требует затрат, и немалых. Россия выполняет ряд международных договоров по утилизации и ликвидации вооружений, а также по сокращению армий. Динамика расходов федерального бюджета с одной стороны, свидетельствует о намерении и участии России в программах по сокращению вооружений, а с другой, о нехватке средств в бюджете и как следствие – нестабильное состояние данного пункта расходов. Но запрещения отдельных видов вооружений в современном мире ни в коей мере не означает ощутимое сокращение военных расходов, поскольку на смену запрещенным видам вооружения приходят вновь произведенные, зачастую более совершенные и эффективные, что почти всегда означает более высокую их цену. Опыт России по сокращению отраслей, работавших на военные нужды, и сокращению численности армии показывает, что без соответствующего финансирования это приводит к катастрофическим последствиям.

       Однако  как бы не спорили сторонники  и противники военных расходов  их объем во многом будет  зависеть прежде всего от степени  реальной угрозы военного нападения.  Но на величину этих расходов  также может повлиять и общее  состояние экономики, уровень  ее развития, ее финансовые возможности.  На сегодняшний день Россия  последовательно проводит практические  меры по сокращению военных  расходов и выполняет ряд международных  договоров по сокращению вооружений. Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону призвана сыграть военная реформа, которая во многом поможет при сокращении расходов качественно улучшить прежде всего управление армией и флотом.

      4. Расходы бюджета на управление.

     Наличие специфической  управленческой деятельности государства  и выполнение им хозяйственно-организаторской  функции вызывают к жизни расходы  федерального бюджета на управление. Эти расходы являются материально-финансовой  базой деятельности государственных  органов, которые осуществляют  руководство экономикой. Эта статья  государственных расходов является  наиболее противоречивой, ведь расходы  на управление отличаются постоянным  возрастанием, с одной стороны,  и отсутствием критериев оценки  их результативности, с другой.

       Расходы  федерального бюджета на управление  включают в себя затраты на  содержание:

       ·законодательных  органов;

       ·правительства  страны;

       ·законодательных  органов и правительств субъектов  федерации;

       ·местных  органов власти и управления;

       ·органов  правопорядка;

       ·органов  судопроизводства и прокуратуры.

       Бюджетные  расходы на управление являются  частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном  порядке путем включения расходов  на управление в себестоимость  продукции, работ или услуг  предприятий и организаций. Однако  фактически расходы на управление  значительно превышают бюджетные  назначения за счет привлечения  различных внебюджетных фондов, включая фонды политических партий. За счет этих средств также  создаются исследовательские центры, параллельные управленческие и  охранные структуры и т.п.

       Любому  государству необходимо совершенствовать  свою организационную форму управления  экономической и социальной сферой, даже испытывающему острую нехватку  средств в бюджете, и российское  правительство, осознавая важность  данной функции управления, претворяет  в жизнь мероприятия, направленные  на удешевление аппарата управления, который постоянно должен совершенствоваться. Понятно, что такого рода деятельность  имеет еще и фискальное значение: благодаря сокращению расходов  на управление экономятся денежные  средства, которые могли быть  дополнительно направлены на  финансирование народного хозяйства  и социальной сферы. Реформа  управления необходима России  еще и потому, что она поможет  высвободить определенное количество  трудовых ресурсов для народного  хозяйства, позволит добиться  лучшей организации управленческого  труда, повысит его эффективность,  сделает его более оперативным,  действенным.

       Структурно  в расходах на управление преобладают  расходы на зарплату, командировочные,  на организацию отдыха и лечения,  на пенсии и пособия.

       Если  исследовать материалы обсуждения  бюджетов любой страны, то всегда  можно обнаружить обоснованные  потребности на увеличение расходов  на управление, которые растут  с завидным постоянством: в среднем  за 20 лет расходы на управление  удваиваются. И только в периоды  предвыборной борьбы раздаются  обещания по решительному сокращению  расходов на управление. Не нужно  долго искать пример этому  явлению в современном мире  – это наша отечественная действительность.

 

3. СМЕТНО – БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Сметно-бюджетное финансирование - это метод безвозвратного, безвозмездного отпуска денежных средств на содержание учреждений, которые находятся на полном финансировании из бюджета, на основе финансовых планов – смет расходов.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов.

Смета — это финансово-плановый акт, определяющий целевое направление  и поквартальное распределение  ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций. Выделяют следующие виды смет:

  • индивидуальные сметы, отражающие особенности отдельного учреждения;
  • общие сметы, которые составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;
  • централизованные сметы, которые составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий;
  • сводные сметы, объединяющие все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Объектами сметно-бюджетного финансирования являются:

  • государственные и муниципальные организации образования, среди них школы, училища, техникумы, вузы;
  • государственные и муниципальные организации культуры и здравоохранения (театры, больницы, поликлиники и др.);
  • органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы, организации, участвующие в обороне государства и др.

Для всех бюджетных организаций  и учреждений финансирование производится по трем укрупненным статьям:

1) заработная плата;

2) текущие расходы;

3) капитальные вложения  и капитальный ремонт.

Сметно-бюджетное финансирование представляет собой безвозвратный  и безвозмездный отпуск денежных средств на основе следующих принципов  финансирования:

  1. отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности;
  2. отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;
  3. планирование и финансирование на основе научно обоснованных экономических нормативов с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

Информация о работе Бюджетное финансирование