2. Расходы
бюджета на социально-культурные нужды.
Исходя
из требований «социализации»
рыночной экономики в России,
объявленной в нашей стране
как одно из главных направлений
проводимых в стране реформ, значительные
бюджетные средства ежегодно
направляются на финансирование
социально-культурных мероприятий.
Эти расходы позволяют государству
поддерживать, развивать и совершенствовать
систему социально-культурного обеспечения
населения. Кроме того, расходы
федерального бюджета на социально-культурные
мероприятия имеют не только
социальное, но и экономическое
значение, ведь они опосредованно
влияют на общественное производство,
т.к. способствуют улучшению качественного
состава трудовых ресурсов, создают
условия для повышения производительности
труда за счет использования
его научной организации и
передовых научных достижений
в этой области. Отдельно следует
упомянуть о роли расходов
на социально-культурные нужды
в ускорении научно-технического
прогресса.
К группе
наиболее значимых расходов на
финансирование социально-культурных
мероприятий обычно относят:
·расходы на просвещение (школьное
и дошкольное образование);
·расходы на здравоохранение;
·расходы на науку;
·расходы на социальное страхование;
·расходы на библиотеки, содержание
архитектурных памятников, национальных
парков и заповедников;
Кроме
того, в бюджете, как правило,
предусматриваются ассигнования
и на компенсацию потерь населения
от роста цен в условиях
их либерализации. Из федерального
бюджета финансируются комплексные целевые
программы по улучшению условий жизни
престарелых и инвалидов, по охране семьи,
материнства, детства и т.д.
3. Военные
расходы государственного бюджета.
На протяжении
многих столетий люди во всем
мире тратили немыслимое количество
средств на подготовку к войнам,
на ведение войн и на ликвидацию
их последствий.О военных расходах
в экономической литературе сказано
много, но дискуссии о необходимости
такого объема расходов на
национальную оборону еще не
скоро прекратятся. Дело в том,
что анализ бюджета любой страны
(за исключением, пожалуй, нейтральных
стран) за последние 50 лет покажет,
что военные расходы неуклонно
растут как в абсолютных, так
и в относительных суммах.
Итак, любое
современное государство часть
бюджетных средств направляет
на оборону, основное место
в которых занимает:
- закупка вооружений и военной техники;
- затраты по текущему содержанию армии, флота и резервов, финансированию научно-исследовательских работ, конструированию экспериментальных образцов вооружения и т.п.;
- строительство различных военных объектов, финансирование инфраструктуры, прежде всего стратегического назначения;
- денежное довольствие армии (в основной массе - это пенсии);
- траты на подготовку хозяйства страны к возможной войне.
Общепризнанным
считается лишь непроизводственный
характер военных расходов государства,
хотя это можно доказать только
на теоретическом уровне, ведь, к
примеру, военная техника не
участвует в воспроизводственном
процессе, расходы на проведение
учений также нельзя отнести к производительным.
В то же время доказано, что деньги, вложенные
в мирные отрасли народного хозяйства,
в пять раз более производительны, чем
аналогичные расходы военных отраслей.
Но вред военных расходов многие специалисты
видят не только в непроизводительном
характере. Дело в том, что в мирное время
в производстве вооружения, обмундирования,
питания и других потребностей армии занято
от 10 до 30% населения страны, т.е. военные
нужды ко всему прочему отвлекают трудовые
ресурсы страны.
Важной
характерной чертой военных расходов
является их тесная связь с
политикой, причем очень трудно
найти первопричину. Внешне военным
расходам предшествуют идеологические
либо политические разногласия
между странами, но на самом
деле в основе военных расходов
мирного времени гораздо больше
экономических причин – стабильный
рынок сбыта при монопольно
высоких ценах на закупку продукции
представляет собой идеально
привлекательную сферу деятельности
для государства. Именно поэтому
сторонники сохранения этого
важнейшего комплекса экономики
прилагают все усилия и влияют
через определенные каналы на
формирование и объем данного
вида расходов бюджета государства.
К тому же, до определенного
времени Российская Федерация
занимала одну из ведущих позиций
на мировом рынке вооружений,
что приносило ей немалые доходы.
Потребности военного рынка и
потенциальные огромного числа
людей, связанных с обеспечением
армии, представляют важнейшую
часть рынка. Потеря этого рынка
сбыта может разрушить экономику
любой страны. Россия не стала
исключением. Во многом из-за
этой причины в обозримом будущем
ни одна из ведущих стран
мира не пойдет на разрушение
своей военной промышленности.
Но в современном
мире уже наметилась если не тенденция,
то стремление к сокращению военных расходов
федерального бюджета прежде всего за
счет сокращения вооружений, а также реформирования
армии. Но это также требует затрат, и немалых.
Россия выполняет ряд международных договоров
по утилизации и ликвидации вооружений,
а также по сокращению армий. Динамика
расходов федерального бюджета с одной
стороны, свидетельствует о намерении
и участии России в программах по сокращению
вооружений, а с другой, о нехватке средств
в бюджете и как следствие – нестабильное
состояние данного пункта расходов. Но
запрещения отдельных видов вооружений
в современном мире ни в коей мере не означает
ощутимое сокращение военных расходов,
поскольку на смену запрещенным видам
вооружения приходят вновь произведенные,
зачастую более совершенные и эффективные,
что почти всегда означает более высокую
их цену. Опыт России по сокращению отраслей,
работавших на военные нужды, и сокращению
численности армии показывает, что без
соответствующего финансирования это
приводит к катастрофическим последствиям.
Однако
как бы не спорили сторонники
и противники военных расходов
их объем во многом будет
зависеть прежде всего от степени
реальной угрозы военного нападения.
Но на величину этих расходов
также может повлиять и общее
состояние экономики, уровень
ее развития, ее финансовые возможности.
На сегодняшний день Россия
последовательно проводит практические
меры по сокращению военных
расходов и выполняет ряд международных
договоров по сокращению вооружений.
Важную роль в сокращении бюджетных расходов
на оборону призвана сыграть военная реформа,
которая во многом поможет при сокращении
расходов качественно улучшить прежде
всего управление армией и флотом.
4. Расходы
бюджета на управление.
Наличие специфической
управленческой деятельности государства
и выполнение им хозяйственно-организаторской
функции вызывают к жизни расходы
федерального бюджета на управление.
Эти расходы являются материально-финансовой
базой деятельности государственных
органов, которые осуществляют
руководство экономикой. Эта статья
государственных расходов является
наиболее противоречивой, ведь расходы
на управление отличаются постоянным
возрастанием, с одной стороны,
и отсутствием критериев оценки
их результативности, с другой.
Расходы
федерального бюджета на управление
включают в себя затраты на
содержание:
·законодательных
органов;
·правительства
страны;
·законодательных
органов и правительств субъектов
федерации;
·местных
органов власти и управления;
·органов
правопорядка;
·органов
судопроизводства и прокуратуры.
Бюджетные
расходы на управление являются
частью общего фонда управления,
формируемого также и в децентрализованном
порядке путем включения расходов
на управление в себестоимость
продукции, работ или услуг
предприятий и организаций. Однако
фактически расходы на управление
значительно превышают бюджетные
назначения за счет привлечения
различных внебюджетных фондов,
включая фонды политических партий.
За счет этих средств также
создаются исследовательские центры,
параллельные управленческие и
охранные структуры и т.п.
Любому
государству необходимо совершенствовать
свою организационную форму управления
экономической и социальной сферой,
даже испытывающему острую нехватку
средств в бюджете, и российское
правительство, осознавая важность
данной функции управления, претворяет
в жизнь мероприятия, направленные
на удешевление аппарата управления,
который постоянно должен совершенствоваться.
Понятно, что такого рода деятельность
имеет еще и фискальное значение:
благодаря сокращению расходов
на управление экономятся денежные
средства, которые могли быть
дополнительно направлены на
финансирование народного хозяйства
и социальной сферы. Реформа
управления необходима России
еще и потому, что она поможет
высвободить определенное количество
трудовых ресурсов для народного
хозяйства, позволит добиться
лучшей организации управленческого
труда, повысит его эффективность,
сделает его более оперативным,
действенным.
Структурно
в расходах на управление преобладают
расходы на зарплату, командировочные,
на организацию отдыха и лечения,
на пенсии и пособия.
Если
исследовать материалы обсуждения
бюджетов любой страны, то всегда
можно обнаружить обоснованные
потребности на увеличение расходов
на управление, которые растут
с завидным постоянством: в среднем
за 20 лет расходы на управление
удваиваются. И только в периоды
предвыборной борьбы раздаются
обещания по решительному сокращению
расходов на управление. Не нужно
долго искать пример этому
явлению в современном мире
– это наша отечественная действительность.
3. СМЕТНО – БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Сметно-бюджетное финансирование
- это метод безвозвратного, безвозмездного
отпуска денежных средств на содержание
учреждений, которые находятся на
полном финансировании из бюджета, на
основе финансовых планов – смет расходов.
Сущность сметно-бюджетного
финансирования состоит в том, что
государственные и муниципальные учреждения
непроизводственной сферы, не имеющие
своих доходов, все свои расходы на текущее
содержание и расширение деятельности
покрывают за счет бюджета на основе финансовых
планов — смет расходов.
Смета — это финансово-плановый
акт, определяющий целевое направление
и поквартальное распределение
ассигнований, предусмотренных на содержание
учреждений и организаций. Выделяют
следующие виды смет:
- индивидуальные сметы, отражающие особенности отдельного учреждения;
- общие сметы, которые составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;
- централизованные сметы, которые составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий;
- сводные сметы, объединяющие все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.
Объектами
сметно-бюджетного финансирования являются:
- государственные и муниципальные организации образования, среди них школы, училища, техникумы, вузы;
- государственные и муниципальные организации культуры и здравоохранения (театры, больницы, поликлиники и др.);
- органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы, организации, участвующие в обороне государства и др.
Для всех бюджетных организаций
и учреждений финансирование производится
по трем укрупненным статьям:
1) заработная плата;
2) текущие расходы;
3) капитальные вложения
и капитальный ремонт.
Сметно-бюджетное финансирование
представляет собой безвозвратный
и безвозмездный отпуск денежных
средств на основе следующих принципов
финансирования:
- отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности;
- отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;
- планирование и финансирование на основе научно обоснованных экономических нормативов с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.