Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:15, курсовая работа
Дефицитность государственного бюджета и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только Белоруссии, но и других стран.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга
1.1 Бюджетный дефицит, бюджетный излишек………………………… 5
1.2 Сбалансированный бюджет…………………………………………..11
1.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета…….……………….13
1.4 Государственный долг: понятие, виды, последствия……………….14
ГЛАВА 2 Зарубежный опыт
Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом и
возможности его использования на практике………………………28
ГЛАВА 3 Финансирование дефицита бюджета
3.1 Способы финансирования дефицита государственного
бюджета………………………………………………………………..20
3.2 Источники финансирования дефицита государственного
бюджета в Республике Беларусь….………………………………….22
ГЛАВА 4 Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь
4.1. Особенности дефицита государственного бюджета и
государственного долга в Республике Беларусь…..………………24
4.2. Оценка степени опасности бюджетного дефицита в
Республике Беларусь..…..…………………………………………...26
12. Проект Закона Республики Беларусь ”Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2005 год“
13. Раков А.П. Предложения по совершенствованию финансовых механизмов и методов управления государственным долгом // Белорусский банковский бюллетень. 2003. №44. С.29.
14. Саркисянц А.Г. Геополитика мирового долга // Финансы и кредит. 2001. №9. С.15-27.
15. Современные проблемы экономики и управления Республики Беларусь. Минск, 2001.
16. Сорокина Т.В. Государственный бюджет. Минск, 2001.
17. Ханкевич Л.А. Финансы: практическое пособие. Минск, 2002.
18. Хотько А.В. Что год текущий нам готовит? // Финансы, учет, аудит. 2004. №4.
19. Шарова Ю.А. Цель не достигнута // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2004. № 31. С.21.
20. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Хагар-Демос, 1993. 785 с.
21. Добрынин А.И. Экономическая теория: Учеб. пособие. Санкт-Петербург. 1997.
22. Экономическая теория: Учеб. пособие. Москва. ИНФРА-М. 2003. 713 с.
23. World Economic Outlook. May 1996.
24. Белорусский экономический журнал. 2004. №1.
25. Белорусский экономический журнал. 2004. №4.
26. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ A
Таблица 2. Доля общего дефицита государственного бюджета в ВВП в некоторых странах с переходной экономикой (в %)
Страны |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 | ||
Эстония |
-0,3 |
-0,7 |
-1,3 |
-0,8 |
-1,4 | ||
Венгрия |
-6,8 |
-6,7 |
-8,6 |
-6,7 |
*** | ||
Латвия |
-0,8 |
0,6 |
-4,0 |
-3,4 |
-1,3 | ||
Литва |
*** |
-4,9 |
-4,7 |
-3,0 |
-3,4 | ||
Монголия |
-12,7 |
-14,6 |
-24,6 |
-11,1 |
-10,9 | ||
Польша |
-8,0 |
-4,0 |
-2,0 |
-2,7 |
-2,7 | ||
Словакия |
-11,9 |
-7,1 |
-1,3 |
-0,4 |
-1,5 | ||
Армения |
-31 |
-56,1 |
-16,4 |
-9,9 |
-9,3 | ||
Азербайджан |
2,8 |
-15,3 |
-10,5 |
-5,4 |
*** | ||
Беларусь |
0,1 |
-4,2 |
-2,8 |
-2,6 |
-2,6 | ||
Болгария |
-15,0 |
-15,7 |
-7,0 |
-6,0 |
-4,7 | ||
Грузия |
-25,7 |
-26,2 |
-16,3 |
-5,7 |
*** | ||
Казахстан |
-7,3 |
-1,2 |
-6,8 |
-3,3 |
-2,8 | ||
Киргизия |
-17,4 |
-13,5 |
-8,4 |
-10,4 |
*** | ||
Румыния |
-4,6 |
-0,1 |
-1,0 |
-2,5 |
-2,2 | ||
Россия |
-18,9 |
-7,6 |
-10,1 |
-5,0 |
-5,6 | ||
Таджикистан |
-30,5 |
-23,6 |
-2,7 |
-12,0 |
*** | ||
Украина |
-29,3 |
-10,3 |
-8,8 |
-3,5 |
*** |
П р и м е ч а н и е: Источник: [23, с.78]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 3. Социально-экономическое положение Республики Беларусь. Индикаторы макроэкономического положения.
Год |
Валовой внутренний продукт |
Государственный бюджет | ||||||||
млрд. руб. |
% к предыдущему году |
млрд. долл. США |
Доходы |
Расходы |
Дефицит(-), профицит | |||||
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП | |||||
1990 |
43 |
… |
… |
15 |
35,3 |
14 |
33,0 |
1,0 |
2,3 | |
1995 |
121403 |
89,6 |
10,5 |
35468 |
29,2 |
38756 |
31,9 |
-3288 |
-2,7 | |
1996 |
191839 |
102,8 |
14,1 |
50669 |
26,4 |
54315 |
28,3 |
-3646 |
-1,9 | |
1997 |
366830 |
111,4 |
14,7 |
112886 |
30,7 |
120832 |
32,9 |
-7946 |
-2,2 | |
1998 |
702161 |
108,4 |
16,1 |
239582 |
34,1 |
249577 |
35,5 |
-9995 |
-1,4 | |
1999 |
3026064 |
103,4 |
10,9 |
1054907 |
34,9 |
1142843 |
37,8 |
-87936 |
-2,9 | |
2000 |
9133,8 |
105,8 |
11,4 |
3181,0 |
34,8 |
3236,4 |
35,4 |
-55,4 |
-0,6 | |
2001 |
17173,2 |
104,7 |
12,1 |
5747,1 |
33,5 |
6023,5 |
35,1 |
-276,4 |
-1,6 | |
2002 |
26138,3 |
105,0 |
14,5 |
8636,1 |
33,0 |
8681,1 |
33,2 |
-45,0 |
-0,2 | |
2003 |
35930,2 |
106,8 |
17,3 |
12210,6 |
34,0 |
12795,0 |
35,6 |
-584,4 |
-1,6 | |
2004 |
1 |
… |
… |
… |
1468,1 |
49,5 |
1222,0 |
41,2 |
246,1 |
8,3 |
1-2 |
… |
… |
… |
2827,9 |
46,2 |
2457,8 |
40,2 |
370,1 |
6,0 | |
1-3 |
9623,2 |
109,3 |
4,5 |
4499,1 |
46,8 |
4170,3 |
43,4 |
328,8 |
3,4 | |
1-4 |
… |
… |
… |
6401,0 |
49,3 |
6118,7 |
47,1 |
282,3 |
2,2 | |
1-5 |
… |
… |
… |
8124,0 |
49,0 |
7821,5 |
47,2 |
302,5 |
1,8 | |
1-6 |
21057,6 |
110,3 |
9,8 |
9984,9 |
47,4 |
9686,7 |
46,0 |
298,2 |
1,4 |
П р и м е ч а н и е . Источник [24, с.56]
Рисунок 4. Отношение бюджетного дефицита и государственного долга к их пороговым значениям (пороговое значение равно 100 %)
П р и м е ч а н и е . Источник [25, с.14]
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Рисунок 8. Динамика дефицита(-), профицита(+) консолидированного бюджета.
(в млрд. руб.)
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Таблица 5. Структура распределения доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы
(в процентах от консолидированного бюджета)
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
||
Республиканский бюджет |
|||||
Доходы - всего |
51,8 |
51,6 |
52,0 |
50,1 |
|
в том числе: |
|||||
текущие налоговые доходы |
51,1 |
50,3 |
48,8 |
48,4 |
|
из них: |
|||||
налог на прибыль и доходы |
65,3 |
60,0 |
50,2 |
50,9 |
|
налог на добавленную стоимость |
65,7 |
64,1 |
63,0 |
65,1 |
|
акцизы |
72,2 |
73,1 |
75,2 |
80,6 |
|
доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
текущие неналоговые доходы |
56,1 |
60,4 |
61,3 |
61,0 |
|
из них: |
|||||
доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности |
76,3 |
71,1 |
65,4 |
64,0 |
|
административные сборы и платежи |
56,7 |
55,2 |
59,7 |
63,S |
|
доходы государственных целевых бюджетных фондов |
51,2 |
52,4 |
50,4 |
54,2 |
|
Расходы - всего |
44,8 |
44,4 |
43,1 |
42,7 |
|
в том числе на; |
|||||
государственное управление и местное самоуправление |
50,3 |
52,4 |
49,7 |
47,4 |
|
международную деятельность |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
промышленность, энергетику и строительный комплекс |
48,9 |
49,5 |
40,6 |
38,5 |
|
сельское хозяйство |
31,5 |
23,6 |
17,4 |
21,3 |
|
транспорт, дорожное хозяйство и связь |
2,5 |
2,8 |
3,2 |
3,1 |
|
жилищно-коммунальное хозяйство |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
социально-культурные мероприятия |
26,3 |
27,3 |
27,9 |
27,3 |
|
расходы государственных целевых бюджетных фондов |
49,3 |
52,4 |
51,4 |
49,5 |
|
П р и м е ч а н и е: Источник: [26, с.499]
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Таблица 6. Задолженность по платежам в бюджет
(по данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь; на начало года; миллионов рублей)
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Задолженность по платежам в бюджет |
9186 |
42301 |
134222 |
218650 |
249981 |
в том числе: |
|||||
по платежам от фонда заработной платы |
2402 |
7477 |
11709 |
10285 | |
по налогу на добавленную стоимость |
1804 |
9803 |
40820 |
78082 |
81391 |
по налогу на прибыль и доходы |
1464 |
3741 |
7559 |
7754 |
4883 |
no акцизам |
152 |
1794 |
10286 |
26634 |
59468 |
no налогу на недвижимость |
126 |
1370 |
6604 |
14532 |
18434 |
no земельному налогу |
305 |
594 |
2563 |
5045 |
12380 |
no единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции |
35 |
4448 |
16889 |
14262 |
11670 |
no платежам в республиканский и местные бюджеты с выручки от реализации товаров (работ, услуг) |
15702 |
38376 |
52448 |
38645 | |
Отсроченная задолженность |
7530 |
6088 |
34101 |
71165 |
225836 |
П р и м е ч а н и е: Источник: [26, с.504]
Важнейшими моментами в экономической жизни нашей страны второй половины прошлого 2003 года, как и предыдущих лет, были разработка, рассмотрение и принятие нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы социально-экономических перспектив Республики Беларусь на очередной год. В первую очередь, это параметры прогноза развития республики, основные направления бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, а также разработанные на их основе и консолидированный бюджет страны. Следовательно, уже на данном этапе исходя из потенциальных возможностей закладываются параметры развития экономики, нашего общества на ближайшую перспективу, достижение которых возможно только в случае реально разработанных показателей и поставленных задач, стратегии и тактики, их практического решения.
Исполнение бюджета в 2003 году было достаточно сложным и напряженным. В целом для исполнения республиканских бюджетов ряда последних лет характерна практика корректировки его доходной и расходной частей. Необходимо заметить, что процесс уточнения показателей бюджета осуществлялся в соответствии с действующим законодательством.
Основные направления бюджетно-налоговой политики на 2004 год, положенные в основу бюджета текущего года, предусматривают сокращение налоговой нагрузки, в том числе снижение стандартной ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов, а также уменьшение общего размера платежей в целевые бюджетные фонды, взимаемых из выручки от реализации товаров (работ, услуг), с 4,5 до 4,15 процента. Кроме того, ограничивается предельный размер налоговых ставок по местным целевым сборам – с 5 до 4 процентов суммы прибыли (дохода), остающейся в распоряжении плательщиков. Предусматривается расширение базы налогообложения действующих платежей в бюджет за счет дальнейшего сокращения льгот по налоговым платежам и др. С 2004 года в состав республиканского бюджета включаются средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (ФСЗН), что обусловлено дальнейшей консолидацией в бюджете государственных ресурсов и необходимостью усиления контроля за их использованием [3,с161].
Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» утверждены основные показатели республиканского бюджета, в частности, доходы – 13223,3 млрд. рублей, расходы – 13913,5 млрд. рублей, предельный размер дефицита бюджета – 690,2 млрд. рублей, или 1,5 процента к ВВП. при этом объем доходов и расходов ФСЗН, входящих в состав республиканского бюджета, составил соответственно 5396,1 млрд. рублей и 5436,9 млрд. рублей, или 40,8 и 39,1 процента. В сопоставимой структуре (без учета ФСЗН) доходы и расходы республиканского бюджета в 2004 году по отношению к 2003 году запланированы с ростом соответственно 127,9 и 128,6 процента. С учетом прогнозируемого уровня инфляции (114-118 процентов) темпы роста доходной и расходной частей бюджета будут значительно ниже.[2, с.21]
Анализ доходов и расходов бюджета в 2004 году по отношению к прошлому году (без учета ФСЗН) указывает на более высокие темпы их роста по сравнению с республиканским бюджетом: 141,1 и 145,6 процента соответственно. Удельный вес доходов и расходов бюджета в ВВП сокращается соответственно с 33,9 до 30,2 и 35,2 до 31,6 процента, что, как и для республиканского бюджета, обусловлено, главным образом, снижением налоговой нагрузки.[2, с.22]
В объеме доходов бюджета Республики Беларусь 19062,5 млрд. рублей (с учетом ФСЗН) 69,4 процента составляют доходы республиканского бюджета и 30,6 процента – доходы местных бюджетов. Основными источниками доходов бюджета являются налоговые поступления и, в частности, налог на добавленную стоимость, акцизы, доход от внешней торговли и внешнеэкономических операций, составляющих соответственно 28,6; 11,3 и 15,5 процента от общей величины доходов республиканского бюджета (без учета ФСЗН). На долю налога на прибыль приходится только 9,3 процента поступлений, причем удельный вес его в последний годы продолжает оставаться низким, 22 процента в доходах республиканского бюджета на 2004 год занимают государственные целевые бюджетные фонды, в то время как в 2003 году их доля составляла 19,3, а в 2002 – 16,5 процента.