Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:15, курсовая работа
Дефицитность государственного бюджета и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только Белоруссии, но и других стран.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга
1.1 Бюджетный дефицит, бюджетный излишек………………………… 5
1.2 Сбалансированный бюджет…………………………………………..11
1.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета…….……………….13
1.4 Государственный долг: понятие, виды, последствия……………….14
ГЛАВА 2 Зарубежный опыт
Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом и
возможности его использования на практике………………………28
ГЛАВА 3 Финансирование дефицита бюджета
3.1 Способы финансирования дефицита государственного
бюджета………………………………………………………………..20
3.2 Источники финансирования дефицита государственного
бюджета в Республике Беларусь….………………………………….22
ГЛАВА 4 Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь
4.1. Особенности дефицита государственного бюджета и
государственного долга в Республике Беларусь…..………………24
4.2. Оценка степени опасности бюджетного дефицита в
Республике Беларусь..…..…………………………………………...26
Основная проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле не одинаковы по степени и продолжительности. Например, если за длительным и глубоким спадом последует короткий период весьма умеренного процветания, то это будет означать возникновение крупного дефицита в период спада, незначительного или вовсе никакого избытка в период процветания.
Итак, исходя из выше изложенных концепций, мы можем видеть, что формирование бюджета требует всестороннего рассмотрения всех плюсов и минусов выбранной бюджетной политики, и возникновение дефицита бюджета должно быть оправданно ею.
1.3. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Фискальная политика, как
правило, оперирует
Допустим, государственные закупки товаров и услуг (G) и налоговые поступления (T) увеличились на 20 млрд. дол.
Изменения правительственных расходов имеют намного более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменение величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое и непосредственное воздействие на совокупные расходы. Правительственные расходы -- это компонент совокупных расходов, и если государственные закупки товаров и услуг увеличились на 20 млрд. дол., то и совокупные расходы вырастут также на 20 млрд. дол. Но изменение суммы налогов воздействуют на совокупные расходы косвенно, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через это – изменения потребления. То есть увеличение налога на 20 млрд. дол. уменьшает совокупные расходы на величину налога, помноженную на коэффициент МРС (предельная склонность к потреблению) который, к примеру, равен 3/4, то есть на 15 млрд. дол. (20млрд. дол. * ¾). Общий результат – это увеличение совокупных расходов на 5 млрд. дол., который (при мультипликаторе равном 4) ведет к росту ЧНП на 20 млрд. дол. (где мультипликатор – это отношение изменения равновесного ЧНП к изменению объема налоговых поступлений или любого другого компонента совокупных расходов; число, на которое следует умножить изменение любого компонента совокупных расходов, чтобы получить результирующее изменение равновесного ЧНП.) Это увеличение ЧНП на 20 млрд. дол. равно размеру первоначального прироста государственных расходов и налогов. То есть мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.
Тот факт, что мультипликатор
сбалансированного бюджета
Чистый прирост ЧНП
(20 млрд. дол.)
Рисунок 3. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
П р и м е ч а н и е. Источник: [20, с.248]
Таким образом, мультипликатор сбалансированного бюджета – это воздействие равных приростов (сокращений) правительственных расходов, связанных с приобретением товаров и услуг, а также повышения (снижения) налогов на равновесный ЧНП, выражающееся в его увеличении (уменьшении) на величину этих равных приростов (сокращений).
Для более точной характеристики мультипликатора сбалансированного бюджета выведем его формулу:
Так, изменение государственных закупок товаров и услуг (∆G) равно изменению налогов(∆T) и это равно изменению величины ЧНП (∆Q), т.е.
∆G=∆T=∆Q ;
Тогда уровень национального производства (∆Y) будет равен:
(предполагается, что внешний мир отсутствует и инвестиции частных фирм постоянны, то их изменение равно нулю)
∆Y=
– мультипликатор государственных товаров и услуг,
– – налоговый мультипликатор,
= MPC – предельная склонность к потреблению
Тогда
∆Y =
∆Y = ∆B;
Отсюда следует, что мультипликатор сбалансированного бюджета не зависит от предельной склонности к потреблению.
Таким образом,
несмотря на то, что налоги
и государственные закупки това
1.4. Государственный долг.
Государственный долг – общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.
Иными словами,
Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственного долга.
Как правило, из текущих
Государственный долг растет
в разных странах разными
Долг различают по двум критериям:
1) по сроку
2) по месту выплаты
По сроку различают следующие виды долга: краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет).
По месту выплаты различают внутренний и внешний долги.
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и во внешний (иностранный) долг.
Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие страны должны друг другу) — надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит трудновыполнимые условия.
Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги от менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно последние покупают государственные облигации.
Рисунок 4. Виды совокупного государственного долга.
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
Наиболее тяжелыми считаются краткосрочные долги. По ним приходиться выплачивать основную сумму с высокими процентами. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженности, т.е. превратить их в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основных сумм, ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.
В ряде стран существуют
Предметом особого внимания является внешний государственный долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20–30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится труднее. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов и особых поручительств.
Обычно правительства стран-
1) Традиционный путь – выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.
2) Консолидация внешнего государственного долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают общую политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои обязательства. Наиболее известные – Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба не раз шли навстречу просьбам стран-должников об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.
3) Сокращение внешнего государственного долга путем конверсии, т.е. превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале. Одним из вариантов является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности. Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего государственного долга, делает возможным получение новых кредитов
из-за рубежа.
4) Обращение страны-должника, попавшей
в тяжелое положение, к междуна
Некоторые развивающиеся
Последствия государственного долга
Наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия государственного долга можно свести к четырем моментам:
1) Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны.
2) Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике.
3) Увеличение налогов
для оплаты растущего
4) Перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг.[16, с.21]
Как же действовать в такой ситуации? Как предотвратить рост государственного долга и возможно ли решить проблему государственного долга в ближайшем будущем?
Может ли крупный государственный долг привести государство к банкротству, лишив его возможности выполнять свои финансовые обязательства? Ни в коем случае, и тому есть три причины:
1. Рефинансирование - когда подходит ежемесячный срок выплаты части долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы погасить облигации, срок которых истек. На самом деле правительство рефинансирует свой долг; оно продает новые облигации и использует выручку для выплат держателям погашаемых облигаций.