Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:15, курсовая работа
Дефицитность государственного бюджета и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только Белоруссии, но и других стран.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга
1.1 Бюджетный дефицит, бюджетный излишек………………………… 5
1.2 Сбалансированный бюджет…………………………………………..11
1.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета…….……………….13
1.4 Государственный долг: понятие, виды, последствия……………….14
ГЛАВА 2 Зарубежный опыт
Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом и
возможности его использования на практике………………………28
ГЛАВА 3 Финансирование дефицита бюджета
3.1 Способы финансирования дефицита государственного
бюджета………………………………………………………………..20
3.2 Источники финансирования дефицита государственного
бюджета в Республике Беларусь….………………………………….22
ГЛАВА 4 Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь
4.1. Особенности дефицита государственного бюджета и
государственного долга в Республике Беларусь…..………………24
4.2. Оценка степени опасности бюджетного дефицита в
Республике Беларусь..…..…………………………………………...26
2) Проблема увеличения
налоговых поступлений в
3) Если дефицит госбюджета
финансируется с помощью
Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны.
Во-первых, в определенных
ситуациях правительство
Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы.
Государственные займы
на рынке ссудных капиталов
Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.
Развал СССР, потеря экономических связей между бывшими союзными республиками создали значительные финансовые трудности, в том числе и в нашей стране. В результате, начиная с 1992 года, республиканский и консолидированный бюджеты исполняются с дефицитом.
Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В этой связи встает вопрос об источниках финансирования бюджетного дефицита.
Так как дефицит бюджета предусматривает его финансирование, то непосредственное влияние на уровень инфляции оказывает не величина бюджетного дефицита, а источники, используемые для его покрытия.
Согласно бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной Законом «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 27 декабря 1999 года № 378 с изменениями и дополнениями, выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.
Внутреннее финансирование дефицита включает:
Внешнее финансирование дефицита включает:
С момента образования бюджетного дефицита его финансирование полностью осуществлялось за счет эмиссии Национального банка.
С целью оптимизации источников финансирования дефицита бюджета необходимо:
Международным валютным
фондом рекомендуется две классификаци
По типу кредитора.
Кредиторы или владельцы долговых обязательств классифицируются по принципу однородности экономического поведения, что позволяет получить информацию о вероятном воздействии на экономику. Схема классификаций операций финансирования бюджетного дефицита по типу кредитора имеет следующий вид:
I. Общее финансирование (II +III).
II.Внутреннее финансирование.
1. От других частей
сектора государственного
2. От органов денежно-кредитного регулирования.
3. От депозитных банков
4. Прочее внутреннее финансирование.
5. Корректировки.
III.Внешнее финансирование.
6. От международных организаций экономического развития.
7. От зарубежных учреждений управления
8. Прочее финансирование.
9. Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью.
По внутреннему финансированию показываются все операции финансирования, осуществляемые учреждениями государственного управления и резидентами данной страны, к которым относятся частные лица, предприятия, учреждения управления или другие экономические единицы. Торговля государственными ценными бумагами, осуществляемая между резидентами и нерезидентами, также может оказывать влияние на объем внутреннего финансирования. Во внутреннее финансирование включается изменения государственных резервов национальной валюты, депозитов, хранимых в финансовых учреждениях, которые являются резидентами данной страны, и объема ценных бумаг, выпущенных резидентами и используемых учреждениями управления с целью управления ликвидностью.
По внешнему финансированию учитываются все операции финансирования, осуществляемые учреждениями государственного управления и частными лицами, предприятиями, международными организациями и другими экономическими единицами, не являющимися резидентами данной страны. Сюда же относится торговля государственными ценными бумагами. Во внешнем финансировании отражаются все изменения в государственных резервах иностранной валюты, в объеме депозитов, депонированных в финансовых учреждениях, а также в резервах ценных бумаг, выпущенных организациями и используемых учреждениями для управления ликвидностью, которые являются результатом финансовых сделок, а не стоимостных переоценок.
По типу долгового обязательства.
Классификация операций
финансирования бюджетного дефицита по
типу долгового обязательства
В рассматриваемой классификации различаются заимствование в форме ссуд, не предназначенных для обращения, и заимствование в форме ценных бумаг. Проводится разграничение между краткосрочными заимствованием и долгосрочным заимствованием, предусмотрена отдельная категория для прочих обязательств. Следует отметить, что в отличие от данных о финансировании по типу кредитора на итоговые показатели финансирования, осуществляемого за счет каждого типа долговых обязательств, не влияют операции с ценными бумагами, совершаемые различными кредиторами, являющимися их владельцами.
Особенности финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь
Для Республики
Беларусь проблема дефицита
Законом Республики Беларусь "О бюджете РБ на 2003год", исходя из доходов и расходов, консолидированный республиканский бюджет имел дефицит 344 750 000 тыс. рублей (8,13% расходов бюджета в 2003 г.)
При этом покрытие дефицита в 2003 году осуществлялось за счет:
(тыс. рублей)
Источниками финансирования являются:
Внутреннего финансирования
в частности :
Кредиты Национального банка Республики
Беларусь на финансирование дефицита
республиканского
бюджета
Источники, получаемые от банков, иных
юридических
и физических лиц
Государственные
краткосрочные облигации
Векселя Правительства
Республики Беларусь
Прочие государственные
ценные бумаги
Привлечение средств
Погашение основной
суммы задолженности
Прочие источники
внутреннего финансирования
Получение займов,
ссуд
Поступления от Республиканского унитарного
предприятия по транспортировке и поставке газа
"Белтрансгаз" непогашенной задолженности за
энергоносители, образовавшейся по состоянию
на 1 февраля
1996 года
Погашение основной
суммы задолженности
внешнего финансирования
в частности:
Чистые кредиты международных финансовых
организаций