Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание

Дефицитность государственного бюджета и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только Белоруссии, но и других стран.

Содержание

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга
1.1 Бюджетный дефицит, бюджетный излишек………………………… 5
1.2 Сбалансированный бюджет…………………………………………..11
1.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета…….……………….13
1.4 Государственный долг: понятие, виды, последствия……………….14
ГЛАВА 2 Зарубежный опыт
Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом и
возможности его использования на практике………………………28
ГЛАВА 3 Финансирование дефицита бюджета
3.1 Способы финансирования дефицита государственного
бюджета………………………………………………………………..20
3.2 Источники финансирования дефицита государственного
бюджета в Республике Беларусь….………………………………….22
ГЛАВА 4 Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь
4.1. Особенности дефицита государственного бюджета и
государственного долга в Республике Беларусь…..………………24
4.2. Оценка степени опасности бюджетного дефицита в
Республике Беларусь..…..…………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный дефицит и госдолг.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

  2) Проблема увеличения  налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет.

3) Если дефицит госбюджета  финансируется с помощью выпуска  государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. [22, с.569]

Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Государственные займы  менее опасны, чем эмиссия, но и  они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны.

 Во-первых, в определенных  ситуациях правительство прибегает  к принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.

 Во-вторых, если правительство  даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы.

Государственные займы  на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита — росту учетной ставки.

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

 

 

 

3.2. ИСТОЧНИКИ  ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА

 

Развал СССР, потеря экономических  связей между бывшими союзными республиками создали значительные финансовые трудности, в том числе и в нашей стране. В результате, начиная с 1992 года, республиканский и консолидированный бюджеты исполняются с дефицитом.

Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В этой связи встает вопрос об источниках финансирования бюджетного дефицита.

Так как дефицит бюджета  предусматривает его финансирование, то непосредственное влияние на уровень инфляции оказывает не величина бюджетного дефицита, а источники, используемые для его покрытия.

Согласно бюджетной  классификации Республики Беларусь, утвержденной Законом «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 27 декабря 1999 года № 378 с изменениями и дополнениями, выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.

 

Внутреннее  финансирование дефицита включает:

 

  1. Источники, получаемые от органов денежно-кредитного регулирования, в основном представленные кредитами Национального банка и ценными бумагами, приобретенными им непосредственно у правительства.
  2. Источники, получаемые от коммерческих банков и иных юридических и физических лиц (ГКО, ГДО, векселя Правительства Республики Беларусь и др.)
  3. Источники, получаемые из других секторов государственного управления: заемные средства, полученные из государственных внебюджетных фондов, операции по средствам в иностранной валюте и др.

 

Внешнее финансирование дефицита включает:

 

    1. Чистые кредиты международных финансовых организаций.
    2. Кредиты правительств иностранных государств.
    3. Государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках, и др.

С момента образования  бюджетного дефицита его финансирование полностью осуществлялось за счет эмиссии Национального банка.

 

С целью оптимизации источников финансирования дефицита бюджета необходимо:

  1. Свести к минимуму эмиссионное кредитование Национальным банком дефицита республиканского бюджета.
  2. Принять необходимые меры для более динамичного развития рынка государственных ценных бумаг:
  • расширить номенклатуру государственных ценных бумаг, выпуская облигации с более разнообразными сроками обращения, механизмами погашения и выплаты доходов;
  • принять меры для улучшения ликвидности банковской системы: в первую очередь, отказаться от принуждения банков к кредитованию определенных субъектов хозяйствования;
  • по мере повышения реальных доходов населения провести внутренний облигационный заем для населения.

 

  1. Обеспечить улучшение кредитного рейтинга нашей страны для при влечения внешнего финансирования, а также разработать механизм привлечения иностранных кредитов под залог акций государственных предприятий. [21, с.387]

 

 

Международным валютным фондом рекомендуется две классификации операций финансирования бюджетного дефицита: по типу кредитора и по типу долгового обязательства.

По типу кредитора.

Кредиторы или владельцы  долговых обязательств классифицируются по принципу однородности экономического поведения, что позволяет получить информацию о вероятном воздействии на экономику. Схема классификаций операций финансирования бюджетного дефицита по типу кредитора имеет следующий вид:

I. Общее финансирование (II +III).

II.Внутреннее финансирование.

1. От других частей  сектора государственного управления.

2. От органов денежно-кредитного  регулирования.

3. От депозитных банков

4. Прочее внутреннее  финансирование.

5. Корректировки.

III.Внешнее финансирование.

6. От международных организаций экономического развития. 

7. От зарубежных учреждений  управления

8. Прочее финансирование.

9. Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью.

По внутреннему финансированию показываются все операции финансирования, осуществляемые учреждениями государственного управления и резидентами данной страны, к которым относятся частные лица, предприятия, учреждения управления или другие экономические единицы. Торговля государственными ценными бумагами, осуществляемая между резидентами и нерезидентами, также может оказывать влияние на объем внутреннего финансирования. Во внутреннее финансирование включается изменения государственных резервов национальной валюты, депозитов, хранимых в финансовых учреждениях, которые являются резидентами данной страны, и объема ценных бумаг, выпущенных резидентами и используемых учреждениями управления с целью управления ликвидностью.

По внешнему финансированию учитываются все операции финансирования, осуществляемые учреждениями государственного управления и частными лицами, предприятиями, международными организациями и другими экономическими единицами, не являющимися резидентами данной страны. Сюда же относится торговля государственными ценными бумагами. Во внешнем финансировании отражаются все изменения в государственных резервах иностранной валюты, в объеме депозитов, депонированных в финансовых учреждениях, а также в резервах ценных бумаг, выпущенных организациями и используемых учреждениями для управления ликвидностью, которые являются результатом финансовых сделок, а не стоимостных переоценок.

По типу долгового  обязательства.

Классификация операций финансирования бюджетного дефицита по типу долгового обязательства позволяет  получить информацию о способах, используемых государственными учреждениями для финансирования своего дефицита или распределения финансовых ресурсов, образовавшихся в результате превышения их доходов над расходами. Общая схема такой классификации включает следующие рубрики:

    1. Общее финансирование (II+III).
    2. Внутреннее финансирование.
  1. Долгосрочные облигации.
  1. Краткосрочные облигации и векселя.
  2. Долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям.
  3. Краткосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим категориям.
  4. Прочие обязательства.
  5. Изменения в объемах наличных денежных  средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью.
    1.   Внешнее финансирование.
  6. Долгосрочные облигации.
  7. Краткосрочные облигации и векселя.
  8. Долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям.
  9. Краткосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим категориям.
  10. Прочие обязательства.
  11. Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью.

 

В рассматриваемой классификации  различаются заимствование в  форме ссуд, не предназначенных для обращения, и заимствование в форме ценных бумаг. Проводится разграничение между краткосрочными заимствованием и долгосрочным заимствованием, предусмотрена отдельная категория для прочих обязательств. Следует отметить, что в отличие от данных о финансировании по типу кредитора на итоговые показатели финансирования, осуществляемого за счет каждого типа долговых обязательств, не влияют операции с ценными бумагами, совершаемые различными кредиторами, являющимися их владельцами.

 

 

 

Особенности финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь 

 

 

  Для Республики  Беларусь проблема дефицита госбюджета  является одной из наиболее  важных и острых. Как следствие  негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.

Законом Республики Беларусь "О бюджете РБ на 2003год", исходя из  доходов и расходов, консолидированный  республиканский бюджет имел дефицит 344 750 000 тыс. рублей (8,13% расходов бюджета в 2003 г.)

При этом покрытие дефицита в 2003 году осуществлялось за счет:

(тыс. рублей)  

 

Источниками финансирования являются:

 

Внутреннего финансирования                                                    221 622 550,0

в частности : 

 

Кредиты Национального  банка Республики

    Беларусь  на финансирование дефицита

    республиканского  бюджета                                                   150 506 100,0

Источники, получаемые от банков, иных

    юридических  и физических лиц                                               89 116 450,0

Государственные краткосрочные облигации                              75 000 000,0

Векселя Правительства  Республики Беларусь                              8 750 000,0

Прочие государственные  ценные бумаги                                      5 366 450,0

Привлечение средств                                                                         5910000,0

Погашение основной суммы задолженности                                  -543550,0

Прочие источники  внутреннего финансирования                       -18000000,0

Получение займов, ссуд                                                                    2000000,0

Поступления от Республиканского унитарного

   предприятия  по транспортировке и поставке  газа 

   "Белтрансгаз"  непогашенной задолженности за 

   энергоносители, образовавшейся по состоянию 

   на 1 февраля  1996 года                                                                   1000000,0

Погашение основной суммы задолженности                              -21000000,0

 

внешнего финансирования                                                         123 127 450,0

в частности:

Чистые кредиты международных финансовых

    организаций                                                                               -74 014 780,0

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита