Бюджетный процесс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 09:52, курсовая работа

Описание

Целью исследования является рассмотрение порядка проведения бюджетного процесса на современном этапе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
• исследовать основные черты и принципы бюджетного процесса системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
• провести сравнение организации бюджетного процесса в Российской Федерации и в США для выявления перспектив использования зарубежного опыта при реформировании бюджетного процесса в России;

Содержание

Введение 3
Глава I. Основы организации бюджетного процесса 5
1.1. Бюджетный процесс: правовые основы 5
1.2 Сравнительная характеристика бюджетных процессов США и России 10
Глава II Место и роль бюджетного процесса в Российской Федерации 20
2.1 Анализ эффективности бюджетного процесса 20
2.2 Проблемы реформирования бюджетного процесса на современном этапе 23
Глава III. Направления совершенствования бюджетного процесса
Российской Федерации 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложения 36

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный процесс.doc

— 373.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Саха (Якутия)

ГОУ ВПО  Якутский государственный университет  им. М.К.Аммосова

Финансово-экономический  институт

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине «Финансы» на тему:

«Бюджетный процесс РФ» 
 
 

Выполнила: студентка  

Проверила:

 

к.э.н.,

доцент  кафедры «Финансы и кредит».  
 

Якутск  2009

 

      Содержание 

Введение            3

Глава I. Основы организации бюджетного процесса     5

1.1. Бюджетный  процесс: правовые основы       5

1.2 Сравнительная  характеристика бюджетных процессов США и России  10

Глава II Место и роль бюджетного процесса в Российской Федерации  20

2.1 Анализ  эффективности бюджетного процесса       20

2.2 Проблемы  реформирования бюджетного процесса  на современном этапе 23

Глава III. Направления совершенствования бюджетного процесса

Российской  Федерации          26

Заключение            31

Список  использованной литературы        34

Приложения            36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.

     Бюджет государства играет значительную  роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.

     Актуальность  выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности организации бюджетного процесса как механизма планирования и реализации бюджетных планов и эффективного проведения бюджетной политики.

     В качества объекта исследования в  курсовой работе выступает система  межбюджетных отношений Российской Федерации, предметом работы является бюджетный процесс.

     Целью исследования является рассмотрение порядка проведения бюджетного процесса на современном этапе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

    • исследовать основные черты и принципы бюджетного процесса системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
    • провести сравнение организации бюджетного процесса в Российской Федерации и в США для выявления перспектив использования зарубежного опыта при реформировании бюджетного процесса в России;
    • рассмотреть основные итоги реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации и оценить эффективность преобразований;
    • определить проблемы проведения бюджетного процесса в Российской Федерации и определить направления его совершенствования с учетом современных экономических условий.

     Новизна курсовой работы состоит в рассмотрении проблемы эффективности бюджетного процесса с точки зрения совершенствования управления бюджетной системой Российской Федерации с применением механизма бюджетирования, ориентированного на результат.

     В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законы о бюджетах на очередной финансовый год (на федеральном уровне, региональном и местном).

 

      Глава I. Основы организации бюджетного процесса

1.1. Бюджетный процесс:  правовые основы 

      Бюджетное право – это совокупность финансово  – правовых норм, которые закрепляют структуру бюджетного устройства и  бюджетной системы России, порядок  формирования бюджетных доходов и перечень расходов; регламентируют бюджетный процесс, формирование и использование государственных бюджетных и внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социального и экономического развития страны и укрепления обороноспособности государства1.

      Российская  Федерация и ее субъекты имеют свои сферы компетенции, или предметы ведения. Если нормативные акты, принятые субъектами РФ, выходят за пределы их компетенции, они не имеют юридической силы.

      Главный источник финансового и бюджетного права – Конституция РФ, включающая в себя основные принципиальные положения бюджета. Кроме Конституции РФ источниками бюджетного права России являются:

    • федеральные законы РФ;
    • правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления;
    • правовые акты органов управления специальной компетенции (указы Президента РФ), в которых содержатся нормы права в дополнение и развитие Конституции РФ.

      Наибольшее  внимание Конституция РФ уделяет  бюджетной деятельности государства, что объясняется значимой ролью бюджета как центрального звена финансовой системы.

      Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю над их исполнением (ст. 6 БК РФ).

      Участниками бюджетного процесса в России в соответствии со ст.152 БК РФ, являются: 

    • Президент Российской Федерации;
    • высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
    • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
    • исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
    • Центральный банк Российской Федерации;
    • органы государственного (муниципального) финансового контроля;
    • органы управления государственными внебюджетными фондами;
    • главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
    • главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
    • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
    • получатели бюджетных средств.

      В рамках бюджетного процесса участники  осуществляют на своем уровне различные  функции, возложенные на них законодательством, по управлению государственным бюджетом.

      Схема взаимодействия участников бюджетного процесса на федеральном уровне представлена на рисунке 1.  

      

      Рисунок 1. Схема распределения функций  по управлению бюджетом между федеральными министерствами и ведомствами. 

      Управление  бюджетом и бюджетным процессом  регламентируется рядом нормативно-правовых актов.

      До  принятия БК РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, был Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР». В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов РФ, нормативных правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Минфином России).

      В Бюджетном кодексе РФ приведены нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения. Так, Президент РФ вправе издавать указы, регулирующие бюджетные правоотношения, которые не должны противоречить БК РФ и другим законам. В случае противоречия между БК РФ и нормативными актами, подписанными Президентом РФ либо Правительством РФ, применению подлежит БК РФ.

      Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

      Если  международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора. Однако из этого правила есть исключение: международные договоры РФ применяются к бюджетным правоотношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов. Акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным законом. Таким образом, к источникам бюджетного права относятся Конституция РФ, БК РФ и другие нормативные правовые акты, издаваемые Президентом РФ, органами исполнительной власти РФ, местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах наделенной их компетенции. Эти правовые акты традиционно классифицируют по юридическим свойствам:

  1. Нормативные акты, которые устанавливают общие правила для участников финансовых отношений, регулируют определенные виды финансовых отношений; определяют конкретные признаки  соответствующего вида финансовых отношений.
  2. Финансово-плановые акты, значительный массив которых характерен для бюджетного права, включают в свой состав федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты республик, финансовые планы других финансовых организаций.

      Принятие  в 1998 г. БК РФ означало переход к качественно новому этапу регулирования бюджетных отношений в Российской Федерации. Тем не менее далеко не все проблемы были решены.

      За  шесть лет принято 24 закона об изменении  БК РФ, в том числе о расходах, долге, внесении и рассмотрении проекта бюджета (2000), внебюджетных доходах (2002), Стабилизационном фонде РФ (2003), межбюджетных отношениях (2004), судебных исках (2005)2. Кроме того, в БК РФ практически непрерывно (в среднем один раз в квартал) вносились изменения, при этом практически каждый год принимались фундаментальные для бюджетной системы поправки. С одной стороны, это отражало развитие методологии и требования практики. А с другой стороны — являлось следствием достаточно большого числа неурегулированных вопросов, пробелов и внутренних противоречий БК РФ. В результате нарастала фрагментарность БК РФ, а его общая нестабильность ограничивала его применение.

      В этих условиях нормативно-правовая нагрузка ложилась на федеральный закон о федеральном бюджете, который, с одной стороны, был вынужден приостанавливать ряд норм БК РФ, что не соответствует базовым принципам управления общественными финансами. С другой стороны, закон о бюджете вынужденно содержал большое количество норм правового характера, выходивших за сферу его предмета. 
 
 
 

 

        1.2 Сравнительная характеристика бюджетных процессов США и России 

      Вопросы организации бюджетного процесса и  контроля за ходом его исполнения во всех государствах относятся к  наиболее важным вопросам, затрагивающим интересы каждого члена общества. Бюджет любого государства и в частности Федеральный бюджет Российской Федерации представляет собой основной финансовый план государства, которым аккумулируются финансовые ресурсы, в целях их последующего перераспределения и использования для реализации проводимой государственной политики. Необходимо осуществлять строжайший контроль за ходом исполнения государственного бюджета, поскольку ненадлежащий контроль в бюджетной сфере способствует разрастанию коррупции и может привести к банкротству всего государства.

Информация о работе Бюджетный процесс РФ