Бюджетный процесс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 09:52, курсовая работа

Описание

Целью исследования является рассмотрение порядка проведения бюджетного процесса на современном этапе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
• исследовать основные черты и принципы бюджетного процесса системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
• провести сравнение организации бюджетного процесса в Российской Федерации и в США для выявления перспектив использования зарубежного опыта при реформировании бюджетного процесса в России;

Содержание

Введение 3
Глава I. Основы организации бюджетного процесса 5
1.1. Бюджетный процесс: правовые основы 5
1.2 Сравнительная характеристика бюджетных процессов США и России 10
Глава II Место и роль бюджетного процесса в Российской Федерации 20
2.1 Анализ эффективности бюджетного процесса 20
2.2 Проблемы реформирования бюджетного процесса на современном этапе 23
Глава III. Направления совершенствования бюджетного процесса
Российской Федерации 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложения 36

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный процесс.doc

— 373.00 Кб (Скачать документ)

      Результаты  проводимых проверок направляются для  информирования депутатам палат  Федерального Собрания. Кроме того, материалы проверок публикуются  в Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации.

      Можно сделать вывод, что в целом сложившаяся система контроля исполнения бюджета в Российской Федерации обеспечивает рациональное и целевое использование бюджетных средств. Однако необходимо совершенствовать и развивать систему государственного финансового контроля в бюджетной сфере. В связи с чем следует увеличить штрафные санкции, налагаемые на организации, руководителей организаций и иных должностных лиц за нецелевое использование бюджетных средств. Целесообразно ввести запрет конкретному лицу, привлеченному к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, когда либо в будущем занимать руководящие должности в учреждениях и организациях. И, разумеется, необходимо совершенствовать систему проведения государственных закупок товаров, работ и услуг на бюджетные средства. В частности организатор конкурсов должен быть наделен правом отменять результаты конкурса, если предложение победителя недостаточно выгодное.  В случае, когда проводится не конкурс, а котировка цен, то необходимо отбирать ряд компаний со сходными предложениями и отобрать победителя по результатам жеребьевки.

      Таким образом, действия направленные на обеспечение  сбережения бюджетных средств и  их целевого расходования, фактически можно рассматривать как действия, направленные на уменьшение уровня коррумпированности государственных служащих.   
 
 

      

      
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II Место и роль бюджетного процесса в Российской Федерации  

2.1 Анализ эффективности бюджетного процесса 

      Оценивать эффективность реформирования бюджетного процесса необходимо, оценивая динамику эффективности управления государственными финансами: достижение целей, представленных в бюджетной политике, полноту и достоверность исполнения государственного бюджета, динамику основных параметров государственного бюджета и т.д.

      Так, оценим эффективность бюджетного процесса по показателям своевременной и качественной подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также обеспечения надежного прогноза доходов бюджетной системы Российской Федерации в таблице 1.

      Таблица 1. Оценка эффективности бюджетного процесса

Показатели  бюджетной программы Ед.

Изм.

Отчетный  период
Плановый  период
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Показатель 1. Своевременная и качественная подготовка проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Показатель 1.1 Соблюдение порядка и сроков разработки проекта федерального бюджета, установленных  Правительством Российской Федерации Да/Нет - Да Да Да Да Да Да
Показатель 1.2 Принятие ФЗ о федеральном бюджете до начала финансового года Да/Нет - Да Да Да Да Да Да
Показатель 2. Обеспечение надежного прогноза доходов бюджетной системы Российской Федерации
Показатель 2.1 Отклонение доходов федерального бюджета от прогноза доходов на соответствующий год, вызванное не макроэкономическими факторами % - 1,78 <1,5 <1,0 <1,0 <1,0 -

 

      Таким образом, по таблице можно увидеть, что бюджетный процесс совершенствуется. Обеспечивается своевременная и  качественная подготовка проекта федерального закона о федеральном бюджета. Отклонение в планировании доходов с каждым годом снижается, что говорит о росте эффективности бюджетного планирования.

      Далее следует оценить результаты реформирования бюджетного процесса по годам в Приложении А.

      Оценивая  эту таблицу, можно увидеть, что многие поставленные цели к 2008 году были достигнуты. Так, было усовершенствовано законодательство в части определения основных понятий бюджета, установлены полномочия участников бюджетного процесса, определен порядок финансирования бюджетов.

      Кроме того, была достигнута цель в формировании четкого и однозначного определения  ответственности и полномочий органов  государственной власти, устранены  противоречия в статусе участников бюджетного процесса.

      Совершенствование организации бюджетного процесса положительно сказалось и на основных параметрах государственного бюджета, так как соответственно возросла эффективность управления бюджетом. Рассмотрим динамику расходов  государственного бюджета Российской Федерации на рисунках 2 и 3.

     %

         16

.

         15

         14

         13

 

                            2000          2002          2004         2005       2006         2007       2008   годы

Рисунок 2.    Расходы федерального бюджета  РФ, в % от ВВП 
 
 

         %

         28

.

         26

         24

         22

 

                            2000          2002          2004         2005       2006         2007       2008   годы 

Рисунок 3. Расходы консолидированного бюджета РФ, в % от ВВП 

      Таким образом, можно отметить, что совершенствование  бюджетного процесса благоприятно отражается и на доле государственных расходов, оптимизация которых является для государства одной из главнейших целей управления государственным бюджетом.

      Следовательно, можно сделать вывод о том, что реформирование бюджетного процесса проходит эффективно, совершенствуется законодательство, растет уровень координации между участниками процесса, повышается эффективность управления государственным бюджетом. Но вместе с тем, остаются и определенные проблемы.  
 
 
 
 
 
 

      2.2 Проблемы реформирования бюджетного процесса на современном этапе 

      Как показывает мировой опыт, реформы  государственного аппарата и бюджетного процесса в разных странах проходили  достаточно сложно, не давая однозначных результатов и сопровождаясь сопротивлением целевых групп. Успешные попытки трансформации бюджетного процесса наблюдались, как правило, в странах, столкнувшихся с кризисом государственных финансов в году, который предшествовал началу реформы . На рисунке 2 представлены данные о дефицитности/профицитности бюджетов некоторых стран, где наиболее успешно реализовывались реформы бюджетного процесса.

      

      Рисунок 2. Динамика параметров государственного бюджета (дефицит(-)/профицит(+)) после реформирования бюджетного процесса в различных странах, % к ВВП 

      В связи с этим возникает важный вопрос применительно к реформе бюджетного процесса в России: является ли состояние внешних и внутренних факторов достаточным стимулом для лиц, принимающих стратегические решения, к проведению эффективных реформ (в том числе и реформ бюджетного процесса)? Финансовый кризис и драматическое снижение нефтяных цен внесут коррективы в состояние государственных финансов. Однако, даже в том случае если неблагоприятная ситуация будет продолжаться длительный период времени реакция на данные внешние факторы (которая выражается в переходе к более рациональному и эффективному бюджетированию) может последовать с существенными временными потерями в силу инерционности государственного аппарата и борьбы интересов различных влиятельных групп за бюджет. Между тем зависимость состояния бюджета от мировой конъюнктуры на нескольких мировых рынках сырья ставит новые вопросы о повышении адаптационных возможностей, увеличении запаса прочности бюджетной системы в дополнение к резервам, накопленным в период высокой конъюнктуры.

      Данный  вопрос особенно важен ввиду того, что масштабы и продолжительность кризиса довольно сложно оценить.

      Поэтому,  несмотря на осуществленные в последние годы мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса, в нем имелся главный недостаток – отсутствие механизма обеспечения результативности использования бюджетных средств. Этот недостаток выразился:

    1. В разработке среднесрочного финансового плана для каждого бюджетного цикла отдельно, годовом периоде планирования бюджетных расходов, и определенности объема и структуры ассигнований, выделяемых главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств, т.е. администраторам бюджетных средств;
    2. Предоставлении бюджетных средств на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет в условиях низкой формализации механизмов перераспределения бюджетных ресурсов и отсутствия четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики;
    3. Отсутствии четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств;
    4. Ограниченности полномочий и, следовательно, ответственности администратора бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;
    5. Преобладании внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям при отсутствию процедур и методологий внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств;
    6. Отсутствии системы оценки финансового результата деятельности органов власти разных уровней и закреплению за определенными органами государственной власти и органами местного самоуправления активов и обязательств соответственно РФ, Субъекта РФ или муниципального образования;
    7. Затянутости громоздкости процедуры рассмотрения проекта бюджета представительными органами власти, ориентированной на технические детали в ущерб оценки приоритета бюджетной политики и их реализации;
    8. Нечеткости разграничения полномочий бюджетном процессе между представительными и исполнительными органами власти.    

      Все это ограничивает возможности и  стимулы повышения эффективности  управления общественными финансами  и переориентацией деятельности администраторов бюджетных средств с освоения выделенных им ассигнований на достижения конечных, значимых и измеримых результатов.

 

       Глава III. Направления совершенствования бюджетного процесса Российской Федерации 

    При совершенствовании бюджетного процесса в Российской Федерации целесообразно изучать опыт передовых стран. В странах, добившихся существенного прогресса в области реформирования бюджетного процесса, большое внимание уделялось сопряженности реформ государственного аппарата, требующей создания и поддержания специализированных механизмов отбора дискретных структурных альтернатив. Внедрение методов бюджетного планирования и распределения бюджетных средств на основе результативности их применения целесообразно рассматривать в контексте направления, получившего название «новый государственный менеджмент».

    Философия «нового государственного менеджмента» проповедует рациональное управление, акцент на четкие цели, использование внешней и внутренней систем оценок результативности с установлением ответственности за достигаемые результаты. Соответствующие управленческие технологии включают:

    • структурную реорганизацию;
    • реорганизацию бюджетного процесса;
    • определение центров ответственности;
    • соглашения о результативности, объемлющие цели департаментов и/или их менеджеров;
    • контрактацию выбранных услуг и функций (предоставление на контрактной основе);
    • поощрение конкуренции

    В связи с этим, в целях совершенствования  бюджетного процесса перспективным  является внедрение систем бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). В литературе, посвященной бюджетированию, ориентированному на результат (БОР), много внимания уделяется проблемам внедрения систем, оценивающих деятельность исполнителей, а также связи релевантной информации с принимаемыми стратегическими решениями относительно выбора приоритетного направления распределения бюджетных средств.

    Условия работоспособности БОР целесообразно  сформулировать в контексте создания специализированных механизмов, обеспечивающих выработку и соблюдение формальных правил бюджетного процесса. Чтобы получить четкое представление о существенных характеристиках этих правил и механизмов, необходимо рабочее определение БОР.

Информация о работе Бюджетный процесс РФ