Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 09:52, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение порядка проведения бюджетного процесса на современном этапе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
• исследовать основные черты и принципы бюджетного процесса системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
• провести сравнение организации бюджетного процесса в Российской Федерации и в США для выявления перспектив использования зарубежного опыта при реформировании бюджетного процесса в России;
Введение 3
Глава I. Основы организации бюджетного процесса 5
1.1. Бюджетный процесс: правовые основы 5
1.2 Сравнительная характеристика бюджетных процессов США и России 10
Глава II Место и роль бюджетного процесса в Российской Федерации 20
2.1 Анализ эффективности бюджетного процесса 20
2.2 Проблемы реформирования бюджетного процесса на современном этапе 23
Глава III. Направления совершенствования бюджетного процесса
Российской Федерации 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложения 36
Результаты проводимых проверок направляются для информирования депутатам палат Федерального Собрания. Кроме того, материалы проверок публикуются в Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации.
Можно сделать вывод, что в целом сложившаяся система контроля исполнения бюджета в Российской Федерации обеспечивает рациональное и целевое использование бюджетных средств. Однако необходимо совершенствовать и развивать систему государственного финансового контроля в бюджетной сфере. В связи с чем следует увеличить штрафные санкции, налагаемые на организации, руководителей организаций и иных должностных лиц за нецелевое использование бюджетных средств. Целесообразно ввести запрет конкретному лицу, привлеченному к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, когда либо в будущем занимать руководящие должности в учреждениях и организациях. И, разумеется, необходимо совершенствовать систему проведения государственных закупок товаров, работ и услуг на бюджетные средства. В частности организатор конкурсов должен быть наделен правом отменять результаты конкурса, если предложение победителя недостаточно выгодное. В случае, когда проводится не конкурс, а котировка цен, то необходимо отбирать ряд компаний со сходными предложениями и отобрать победителя по результатам жеребьевки.
Таким
образом, действия направленные на обеспечение
сбережения бюджетных средств и
их целевого расходования, фактически
можно рассматривать как
Глава
II Место и роль бюджетного
процесса в Российской
Федерации
2.1
Анализ эффективности
бюджетного процесса
Оценивать эффективность реформирования бюджетного процесса необходимо, оценивая динамику эффективности управления государственными финансами: достижение целей, представленных в бюджетной политике, полноту и достоверность исполнения государственного бюджета, динамику основных параметров государственного бюджета и т.д.
Так, оценим эффективность бюджетного процесса по показателям своевременной и качественной подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также обеспечения надежного прогноза доходов бюджетной системы Российской Федерации в таблице 1.
Таблица 1. Оценка эффективности бюджетного процесса
Показатели бюджетной программы | Ед.
Изм. |
Отчетный период |
Плановый период | ||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||
Показатель 1. Своевременная и качественная подготовка проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период | |||||||||
Показатель 1.1 Соблюдение порядка и сроков разработки проекта федерального бюджета, установленных Правительством Российской Федерации | Да/Нет | - | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |
Показатель 1.2 Принятие ФЗ о федеральном бюджете до начала финансового года | Да/Нет | - | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |
Показатель 2. Обеспечение надежного прогноза доходов бюджетной системы Российской Федерации | |||||||||
Показатель 2.1 Отклонение доходов федерального бюджета от прогноза доходов на соответствующий год, вызванное не макроэкономическими факторами | % | - | 1,78 | <1,5 | <1,0 | <1,0 | <1,0 | - |
Таким
образом, по таблице можно увидеть,
что бюджетный процесс
Далее следует оценить результаты реформирования бюджетного процесса по годам в Приложении А.
Оценивая эту таблицу, можно увидеть, что многие поставленные цели к 2008 году были достигнуты. Так, было усовершенствовано законодательство в части определения основных понятий бюджета, установлены полномочия участников бюджетного процесса, определен порядок финансирования бюджетов.
Кроме того, была достигнута цель в формировании четкого и однозначного определения ответственности и полномочий органов государственной власти, устранены противоречия в статусе участников бюджетного процесса.
Совершенствование организации бюджетного процесса положительно сказалось и на основных параметрах государственного бюджета, так как соответственно возросла эффективность управления бюджетом. Рассмотрим динамику расходов государственного бюджета Российской Федерации на рисунках 2 и 3.
%
16
.
15
14
13
2000 2002 2004 2005 2006 2007 2008 годы
Рисунок
2. Расходы федерального бюджета
РФ, в % от ВВП
%
28
.
26
24
22
2000 2002
2004 2005
2006 2007
2008 годы
Рисунок
3. Расходы консолидированного бюджета
РФ, в % от ВВП
Таким образом, можно отметить, что совершенствование бюджетного процесса благоприятно отражается и на доле государственных расходов, оптимизация которых является для государства одной из главнейших целей управления государственным бюджетом.
Следовательно,
можно сделать вывод о том,
что реформирование бюджетного процесса
проходит эффективно, совершенствуется
законодательство, растет уровень координации
между участниками процесса, повышается
эффективность управления государственным
бюджетом. Но вместе с тем, остаются и определенные
проблемы.
2.2
Проблемы реформирования
бюджетного процесса
на современном этапе
Как показывает мировой опыт, реформы государственного аппарата и бюджетного процесса в разных странах проходили достаточно сложно, не давая однозначных результатов и сопровождаясь сопротивлением целевых групп. Успешные попытки трансформации бюджетного процесса наблюдались, как правило, в странах, столкнувшихся с кризисом государственных финансов в году, который предшествовал началу реформы . На рисунке 2 представлены данные о дефицитности/профицитности бюджетов некоторых стран, где наиболее успешно реализовывались реформы бюджетного процесса.
Рисунок
2. Динамика параметров государственного
бюджета (дефицит(-)/профицит(+)) после реформирования
бюджетного процесса в различных странах,
% к ВВП
В связи с этим возникает важный вопрос применительно к реформе бюджетного процесса в России: является ли состояние внешних и внутренних факторов достаточным стимулом для лиц, принимающих стратегические решения, к проведению эффективных реформ (в том числе и реформ бюджетного процесса)? Финансовый кризис и драматическое снижение нефтяных цен внесут коррективы в состояние государственных финансов. Однако, даже в том случае если неблагоприятная ситуация будет продолжаться длительный период времени реакция на данные внешние факторы (которая выражается в переходе к более рациональному и эффективному бюджетированию) может последовать с существенными временными потерями в силу инерционности государственного аппарата и борьбы интересов различных влиятельных групп за бюджет. Между тем зависимость состояния бюджета от мировой конъюнктуры на нескольких мировых рынках сырья ставит новые вопросы о повышении адаптационных возможностей, увеличении запаса прочности бюджетной системы в дополнение к резервам, накопленным в период высокой конъюнктуры.
Данный вопрос особенно важен ввиду того, что масштабы и продолжительность кризиса довольно сложно оценить.
Поэтому, несмотря на осуществленные в последние годы мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса, в нем имелся главный недостаток – отсутствие механизма обеспечения результативности использования бюджетных средств. Этот недостаток выразился:
Все
это ограничивает возможности и
стимулы повышения
Глава III. Направления
совершенствования
бюджетного процесса
Российской Федерации
При совершенствовании бюджетного процесса в Российской Федерации целесообразно изучать опыт передовых стран. В странах, добившихся существенного прогресса в области реформирования бюджетного процесса, большое внимание уделялось сопряженности реформ государственного аппарата, требующей создания и поддержания специализированных механизмов отбора дискретных структурных альтернатив. Внедрение методов бюджетного планирования и распределения бюджетных средств на основе результативности их применения целесообразно рассматривать в контексте направления, получившего название «новый государственный менеджмент».
Философия «нового государственного менеджмента» проповедует рациональное управление, акцент на четкие цели, использование внешней и внутренней систем оценок результативности с установлением ответственности за достигаемые результаты. Соответствующие управленческие технологии включают:
В связи с этим, в целях совершенствования бюджетного процесса перспективным является внедрение систем бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). В литературе, посвященной бюджетированию, ориентированному на результат (БОР), много внимания уделяется проблемам внедрения систем, оценивающих деятельность исполнителей, а также связи релевантной информации с принимаемыми стратегическими решениями относительно выбора приоритетного направления распределения бюджетных средств.
Условия
работоспособности БОР