Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:06, курсовая работа
В данной работе изучен порядок формирования программ и их реализация, также проведен анализ целевых программ на примере Краевой целевой программы "Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012 – 2014 годы" и анализ расходов бюджета Хабаровского края на целевые программы. Также рассмотрено финансирование целевых программ из бюджетов разных уровней, контроль за ходом их реализации и выполнением.
Введение 3
1. Сущность, порядок формирования и реализации целевых программ. 5
2. Анализ целевых программ и оценка их реализации. Анализ расходов бюджета Хабаровского края на целевые программы. 14
3. Финансирование целевых программ, управление реализацией и контроль за ходом их выполнения. 22
Заключение 29
Список использованных источников 30
КР.10041020094
Хабаровск 2012 г.
Содержание
Введение 3
1. Сущность, порядок формирования и реализации целевых программ. 5
2. Анализ целевых программ и оценка их реализации. Анализ расходов бюджета Хабаровского края на целевые программы. 14
3. Финансирование целевых программ, управление реализацией и контроль за ходом их выполнения. 22
Заключение 29
Список использованных источников 30
В условиях модернизации экономики
Российской Федерации особого внимания
требует повышение
Целевые программы являются традиционным и наиболее отработанным инструментом реализации государственной политики.
По своей сути, целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации.
Целевые программы являются
одним из важнейших инструментов
осуществления государственной
структурной политики, реализации целей
и приоритетных направлений социально-
В данной работе изучен порядок формирования программ и их реализация, также проведен анализ целевых программ на примере Краевой целевой программы "Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012 – 2014 годы" и анализ расходов бюджета Хабаровского края на целевые программы. Также рассмотрено финансирование целевых программ из бюджетов разных уровней, контроль за ходом их реализации и выполнением.
Для реализации социально-экономического развития страны и других важных целей, формируются программы, носящий целевой характер.
В соответствии с действующим законодательством РФ, целевые программы представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на достижение конечных результатов в области экономического, экологического, социального, культурного развития страны. Иными словами, под целевой программой понимается совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели и задачи. По сути, целевая программа – это программа действий по достижению поставленных целей, сбалансированная по ресурсам (финансовым, кадровым и др.)
Законодательство определяет следующие общие требования к бюджетным целевым программам:
• четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности органов исполнительной власти;
• описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы;
• наличие системы показателей
для измерения результатов реализации
программы и целевых значений каждого
из таких показателей;
• обоснование потребностей в ресурсах
для достижения цели и результатов программы,
оценки внешних условий и рисков реализации
программы;
• определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности.
Применение долгосрочных целевых программ в качестве инструмента управления социально-экономическим развитием определено статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой:
Целевая программа может состоять из нескольких подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках данной программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. По долгосрочной целевой программе должен быть определен исполнитель-координатор, по каждой из подпрограмм – соисполнитель. Исполнитель – координатор программы – орган исполнительной власти, ответственный за реализацию программы в целом, соисполнитель подпрограммы – орган исполнительной власти, ответственный за реализацию конкретной задачи. Долгосрочная целевая программа должна содержать показатели конечного и непосредственного результата. Каждая из подпрограмм должна содержать свои показатели непосредственного результата (объемные и качественные).
Для достижения
целей и задач развития конкретной
отрасли применяется такой
Главный распорядитель средств в соответствии
с установленным порядком:
• разрабатывает проекты ведомственных
целевых программ;
• обеспечивает реализацию ведомственных
целевых программ ведомства и их финансирование;
• формирует и представляет отчетность о реализации ведомственных целевых программ.
Применение ведомственных
целевых программ в бюджетном
процессе обусловлено необходимостью
повышения ответственности
Целевые программы по уровню
их разработки и утверждения делятся
на:
• федеральные;
• региональные;
• муниципальные
Федеральные целевые программы разрабатываются и осуществляются для комплексного решения неотложных и крупных экономических, социальных, научно-технических и других проблем, имеющих национальное значение. Федеральные целевые программы являются гибким инструментом реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы. Они включают конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического; развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет федерального бюджета. Поэтому основу ФЦП должны составлять ограниченный круг особо важных общенародных проблем в соответствии с принципами концепции социально-экономического развития государства. Главными параметрами ФЦП являются масштабность, межотраслевой и межрегиональный характер. Немаловажное значение для нормализации социальной и экономической обстановки в стране имеют региональные федеральные программы, с помощью которых достигаются конкретные цели государственной региональной политики. Эти цели закреплены Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации»
Имеется разделение целевых программ на классификационные группы в соответствии с их целевой ориентацией, характером и природой проблем, которые призваны решать программы. По виду целей, достижению которых призвана служить программа, и типу решаемых проблем выделяются следующие виды целевых программ:
— социально-экономические, формирующие целенаправленному преобразование социальных и экономических отношений общества;
— социальные программы направлены на решение проблем социальной природы, повышение степени удовлетворения материальных и духовных потребностей. К социально ориентированным относятся программы, непосредственно связанные с развитием культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта;
— научно-технические (инновационные) программы нацелены на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, продвижение в области научно-технического и технологического прогресса, освоение достижений науки и техники, их применение в экономике с целью повышения эффективности производства. К этому классу относятся программы, направленные на решение важнейших научно-технических проблем, освоение и широкомасштабное внедрение принципиально новых видов техники и технологий, комплексное осуществление крупных научно-технических проектов;
— инвестиционные
программы связаны с долговременным, стратегическим
вложением капитала с целью обеспечения
устойчивого развития, роста экономического
потенциала, укрепления положения страны,
ее регионов на внутренних и мировых рынках.
Программы этого класса охватывают освоение
новых территорий, создание крупных производственных
объектов, развитие территориально-
— экологические программы ориентированы на бережное использование природных богатств, охрану и предотвращение недопустимого загрязнения земли, водного, и воздушного пространства, создание условий для сохранения растительного и животного мира;
— программы безопасности направлены на обеспечение и повышение уровня следующих видов безопасности:
— оборонная (военная) безопасность, обеспечивающая подавление угрозы нападения и захвата территорий страны, совершения террористических актов;
— экономическая и финансовая безопасность, предусматривающая предотвращение экономических и финансовых кризисов, дефолта, обеспечение устойчивого функционирования экономики, сбалансированность бюджетов всех уровней, подавление угрозы превышения предельно допустимых (пороговых) значений внутреннего и внешнего долга и др.
По срокам реализации программы подразделяются на:
— краткосрочные (продолжительностью до 3 лет);
— среднесрочные (от 3 до 5 лет);
— долгосрочные (свыше 5 лет).
При этом инновационные программы могут быть только краткосрочными, научно-технические — также и среднесрочными, остальные — любой длительности.
Принципы разработки федеральных,
межгосударственных, региональных и
других программ базируются на понятиях
и принципах программно-
- целенаправленность — целевая ориентация программ на обеспечение конечных результатов;
- системность — разработка совокупности мер, необходимых для реализации программ во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом;
- комплексность — достижение частных целей программы в соответствие с общими целями.
- обеспеченность состоит в том, что все мероприятия, предусмотренные в программе, должны быть обеспечены всеми видами ресурсов, в полной мере;
- экономическая безопасность разрабатываемых мероприятий;
- согласованность федеральных и региональных интересов;
- своевременность достижения требуемого конечного результата.
Существует определенный порядок формирования и реализации целевых программ. Для того, чтобы определить направление и основные цели программы, следует выявить проблемы для программной разработки. Данные проблемы выявляются посредством анализа статистических данных, анализа докладов о результатах, социологических исследований, общественных советов и круглых столов, фокусных групп, опросов, анкетирования и других способов и средств. На основе проблем формируются цели и направления программы. Исходя из этого разрабатываются концепции программы, их экспертиза и оценка и далее утверждение концепции и принятие решения о разработке программы. Концепция целевой программы должна включать следующие основные разделы: