Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:58, курсовая работа
Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ.
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Введение ..............................................................................................................................6
Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета .....................................................8
1. 1. Экономическое содержание доходов бюджета .........................................................8
1. 2. Налоговые и неналоговые доходы ............................................................................ 9
1. 3. Доходы региональных и местных бюджетов............................................................16
Глава 2. Ретроспективный анализ доходов бюджета РФ................................................23
2.1. Анализ исполнения доходной части федерального и консолидированного бюджетов РФ за период 1991 – 1996 г.г.....................................................................................23
2. 2. Анализ доходов бюджета РФ за январь – февраль 1999 г. .................................. 32
Глава 3. Совершенствование бюджетной политики РФ..................................................41
3. 1. Совершенствование государственного финансового контроля.............................41
3. 2. Прогнозирование социально-экономического развития РФ на 2006-2008 г. г......50
Заключение.........................................................................................................................57
Список использованных источников.................................................................................58
Приложения........................................................................................................................60
Дальнейшее снижение удельного веса пяти основных налогов в бюджете на 1995 г. связано также и с тем, что в бюджет были инкорпорированы поступления ряда внебюджетных фондов на общую сумму 0,8% ВВП. Хотя эта мера и является оправданной и позволит сократить масштабы нерациоиальпого использования внебюджетных средств, сам по себе принцип взимания и последующего целевого использования взносов в эти фонды не отвечает требованиям современной бюджетно-налоговой системы. Использование специального налога и внебюджетных фондов вступает в противоречие с одним из основополагающих ее принципов ¾ принципом неассигнования доходов на расходы.
Таким образом, и в 1995 г. Российский бюджет оказался не свободным от структурных проблем, унаследованных от предшествующих лет.
В конце 1995 года накопленные
предпосылки кризиса уже
В современном бюджетном
процессе как в зеркале отразились
общие диспропорции и противоречия
экономических процессов в стране. По
существу экономика попала в «бюджетную
ловушку», суть которой состоит в острой
нехватке бюджетных ресурсов, вызванной
резким сокращением налогового потенциала
в связи с падением производства. Одновременно
для приостановки падения производства
необходима активизация бюджетного инвестирования,
которая в условиях резкого сокращения
налоговых доходов бюджета становится
просто нереальной. Положение усугубляется
и тем, что фискальные расходы бюджета
(оборонные, административно-
Таким образом, бюджетная система страны попала в замкнутый круг острой нехватки финансовых ресурсов и такой же острой необходимости увеличения бюджетных расходов.
К основным причинам бюджетного
кризиса можно отнести
Особенностью бюджетного кризиса в России является и то, что он развивается на фоне ярко выраженного и достаточно затянувшегося кризиса неплатежей. Кризис неплатежей ¾ это в свою очередь прежде всего результат пассивного отношения государства к экономике предприятий. Из сферы государственного регулирования совершенно неоправданно практически выпали проблемы мотивации хозяйственной деятельности предприятий, их собственников и управляющих, что фактически привело к разрегулированию финансов реального сектора экономики, выразившемуся в кризисе ликвидности и как следствие ¾ втягиванию в «круг неплатежей» государственных финансовых ресурсов.
Это просчет экономической политики и экономических реформ. Взаимосвязь кризиса неплатежей и бюджетного кризиса очевидна, поскольку причины, их породившие, обусловлены преимущественно непродуманной налогово-бюджетной политикой. К их числу можно отнести: слабую ориентацию налогово-бюджетной политики на стимулирование хозяйственной деятельности, что проявилось в чрезмерном налоговом бремени, и в отсутствии единой целенаправленной системы льгот, стимулирующих деловую активность; кругооборот долгов между государством и предприятием вследствие сугубо фискальной налоговой политики, результатом которой является стремление уклонения от налогов; бюджетное финансирование до сих пор настроено, главным образом, на «латание дыр», а не на структурную перестройку экономики; уравнительное распределение бюджетных ресурсов, которое не только порождает иждивенчество (ведь льготы даются более слабому, а не сильному), но и приводит к неэффективному использованию скудных государственных средств, ибо ничтожна экономическая отдача от этих вложений; отсутствие нормальной амортизационной политики приводящей к тому, что предприятия, не имея базы для собственного накопления, вынуждены «проедать» свои оборотные средства, или наращивать долги поставщикам; уход производственных инвестиций на финансовый и валютный рынки.
Вследствие серьезных
просчетов в принятом курсе экономических
реформ в России в условиях спада
производства валового внутреннего
продукта в экономике страны накапливались
негативные тенденции, проявление которых
все более концентрировалось
в бюджетных процессах и, наконец,
реализовалось в бюджетном
К середине 1996 года в финансовой сфере произошла определенная дестабилизация ситуации, что сказалось не только на состоянии взаимных расчетов и платежей, финансовой дисциплине, но и на нарастании бюджетного дефицита.
Снижение ежемесячных
темпов инфляции, которое протекало
на фоне сокращения объемов ВВП и
промышленного производства, замедления
скорости обращения денег, ухудшения
финансового состояния
Доля налоговых поступлений
в ВВП без учета
Налогооблагаемая база сократилась
не только за счет резкого сжатия массы
прибыли, но и за счет уменьшения инфляционного
роста цен. Соответственно, налоговая
система, ориентированная на обложение
объемов оборотов хозяйственной
деятельности, привела по существу
к непропорциональному
Консолидированный бюджет по итогам четырех месяцев текущего года исполнен с дефицитом в 5,6% к ВВП, из которого 76,5% это дефицит федерального бюджета, в соответствующем периоде прошлого года дефицит составлял 3,1% к ВВП.
Для финансирования бюджетного дефицита Правительство вынуждено привлечь заемные средства. Однако чрезмерная экспансия фондового рынка, поддерживаемая за счет высокой доходности ГКО, привела к тому, что объемы погашения ГКО стали превышать доходы федерального бюджета.
В заключение отмечу, что сложившаяся с 1991 по 1996 годы система доходов федерального бюджета не только неэффективна, но и обладает выраженной тенденцией к дальнейшему снижению поступлений. Это выражается в том, что за все время своего существования она так и не подверглась серьезной реформе: проводились большей частью косметические изменения с целью решения каких-либо краткосрочных задач. Например, в 1996 году широко обсуждался проект о введении налога на поддержание ВПК, который по своей сути являлся бы тем же ранее отмененным спецналогом, но с другим целевым назначением. Если же учесть, что почти все налоговые поступления складываются нашим правительством в «общий котел» (это противоречит целевому назначению средств), откуда и черпаются по мере необходимости, то различий между спецналогом и налогом на поддержание ВПК никто бы не ощутил вообще.
Поэтому бюджетно-налоговой системе Российской Федерации была необходима коренная реформа, что и учитывалось при составлении бюджета РФ на 1997 год.
1. 2. Анализ доходов бюджета РФ за январь – август 1999 г.
Основным источником доходов Федерального бюджета являются налоговые поступления (более 80%), при этом более 40% налоговых доходов составляет налог на добавленную стоимость (в общем объеме доходов бюджета на НДС приходится более 30%).
Другим важным источником формирования доходов бюджета являются акцизы (15-18%) и таможенные сборы (около 20%). Поэтому ведущую роль в исполнении доходной части бюджета играет собираемость налогов и сборов.
В 1999 году впервые после 1995 года сбор налогов происходил с опережающими темпами, что, на первый взгляд, не могло не радовать.
По сравнению с январем - августом 1998 года налоговые доходы федерального бюджета, контролируемые МНС России, возросли в номинальном выражении на 95,9 млрд руб., или в 2,1 раза. При этом рост потребительских цен в августе 1999 года (по отношению к августу 1998 года) составил 220,9% против 121% за соответствующий период прошлого года. Если исключить влияние фактора инфляции, то объем поступивших в истекший период налоговых доходов в реальном выражении составил только 93,4% от их размера, собранного в январе - августе прошлого года. Одновременно с этим на рост налоговых поступлений против прошлого года повлиял и ряд факторов, связанных с изменением налогового законодательства.
В частности, с 1 апреля 1999 года увеличился норматив отчислений в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость (с 75 до 85 %)2, за счет чего налоговые поступления возросли на 7,1 млрд руб. Начиная со II квартала 1998 года доходы федерального бюджета за счет введения федеральной ставки подоходного налога с физических лиц увеличились в анализируемый период на 9,4 млрд руб. Наряду с этим на увеличении доходной базы федерального бюджета на 0,4 млрд руб. сказались введение единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и налога на игорный бизнес, а также зачисление 40 % платежей за пользование лесным фондом в федеральный бюджет и установление минимальной ставки платы за пользование водными объектами. Кроме того, с 1 июля 1999 года был сокращен перечень товаров, облагаемых НДС по льготной ставке 10 %. При исключении влияния всех вышеперечисленных факторов, в сопоставимых условиях уровень собранных в январе - июне текущего года налоговых доходов составил бы лишь 84,6 % от их суммы, поступившей в аналогичный период прошлого года ( см.приложение 5 ).
Таким образом, выполнение утвержденного бюджетного задания по налоговым платежам в федеральный бюджет в январе - августе 1999 года (см. приложение 5) свидетельствует о том, что несмотря на номинальный рост бюджетных доходов в этот период существенного улучшения ситуации со сбором налогов не произошло, и их прирост против соответствующего периода 1998 года в основном является результатом инфляции и девальвации рубля, а также определенным занижением в расчетах налоговых доходов на 1999 год уровня инфляции и среднегодового курса доллара США. Наряду с этим не позволяют увеличить собираемость налогов и разрешить накопившиеся бюджетные проблемы определенные пробелы в налоговом законодательстве, низкая налоговая дисциплина, отсутствие необходимой нормативной базы для регулирования отдельных элементов налогового процесса.
Принимаемые налоговыми органами меры по усилению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет при их определенном позитивном воздействии на соблюдение налоговой дисциплины не перекрывают пути уклонения от уплаты налогов и не изменяют существенным образом ситуацию с их сбором.
Проверки, проводимые Счетной палатой, показывают, что в налоговом законодательстве - в практическом инструментарии исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет - по-прежнему имеют место серьезные недостатки, позволяющие недобросовестным налогоплательщикам не выполнять свои обязательства перед государством и приводящие к существенным потерям для бюджета.
Большинство факторов, негативно влияющих на уровень собираемости налогов в нашей стране, до настоящего времени не ликвидировано.
Одной из важнейших причин низкой собираемости налогов является слабая налоговая дисциплина налогоплательщиков, вызванная множеством причин как объективного, так и субъективного характера. Среди них можно было бы назвать, в первую очередь, чрезмерное налоговое бремя, которое объективно влияет н желание налогоплательщика всеми законными, а зачастую незаконными способами минимизировать уплачиваемую им сумму налогов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Кроме того, всеобщее наблюдаемое в стране пренебрежительное отношение к исполнению закона, в том числе и с стороны государства, не способствует налаживанию налоговой дисциплины.
Возвращаясь к уровню налоговой дисциплины, хотелось бы привести некоторые цифры, которые не могут не поражать воображение. В любой другой стране при наличии подобных показателей государство просто-напросто не смогло бы существовать. Наша же экономика продолжает функционировать, даже в отдельные периоды поднимаясь в гору. Действительно, где еще можно наблюдать такую картину (и это наблюдается в течение всех девяностых годов): более половины налогоплательщиков в откровенной цинично форме отказываются выполнять законодательство о налогах. Они или вообще не встают на налоговый учет или, формально встав на такой учет в налоговых органах, не только не платят налогов, но даже не сдают налоговую отчетность или сдают такую, в которой стоят сплошные нули, за исключением разве что данных о уставном капитале.
Практически каждый третий налогоплательщик
(35-40 % от всех прошедших государственную
регистрацию) нарушает налоговое законодательство,
скрывает свои доходы и имущество. И
только примерно 10-15 % относительно честно
и исправно платят полагающиеся по
закону налоги (или же они рассчитываются
государством так же, как и остальные
85-90 %, но делают это более изощренно).
Все это можно