Доходы и расходы Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьёй 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Целью данной работы является анализ состояния бюджета на трёхлетний период.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..3
Доходы федерального бюджета РФ………….…………………….….5
Расходы федерального бюджета РФ….…………………………….…9
Федеральный бюджет РФ в системе межбюджетных отношений....23
Инвестиции из федерального бюджета РФ…………………….……26
Заключение…………………………………………………….………29
Список используемой литературы…………………….……………..31

Работа состоит из  1 файл

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….…..3

  1. Доходы федерального бюджета РФ………….…………………….….5
  2. Расходы федерального бюджета РФ….…………………………….…9
  3. Федеральный бюджет РФ в системе межбюджетных отношений....23
  4. Инвестиции из федерального бюджета РФ…………………….……26

Заключение…………………………………………………….………29

Список используемой литературы…………………….……………..31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Центральное место  в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или  ещё его называют федеральный  бюджет –  это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьёй 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение  возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть  показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо  отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

В связи с  изменениями в бюджетном законодательстве в основу бюджетного планирования положен  метод "скользящей трехлетки", при  котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.

Татьяна Геннадьевна  Нестеренко - заместитель министра финансов Российской Федерации, прокомментировала  изменения в федеральном бюджете.

«…впервые закон  о бюджете принят с горизонтом три года».1

Такое изменение  в бюджетном процессе направлено, прежде всего, на создание и поддержание  социальной, политической и экономической  стабильности. Если в главном финансовом документе страны зафиксированы сразу на три года ассигнования в различные сферы и отрасли экономики, то это, конечно, придает больше понимания и уверенности российским предприятиям и организациям, чья деятельность прямо или косвенно связана с производством товаров или услуг для государственных нужд.

 Через такой  инструмент, как трехлетний бюджет, осуществляется проверка правительственных  и законодательных решений на  предмет их соответствия среднесрочной  и долгосрочной стратегии государства.

Целью данной работы является анализ состояния бюджета на трёхлетний период.

 

  1. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ

 

В доходы федерального бюджета зачисляются собственные  налоговые доходы федерального бюджета  за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ и неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ и другие безвозмездные перечисления.

К налоговым  доходам федерального бюджета относятся:

• федеральные  налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  законодательством РФ. Пропорции  их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами  разных уровней бюджетной системы  РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

•  таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

•     государственная пошлина.

Неналоговые доходы федерального бюджета включают:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ в полном объеме;

• часть прибыли  унитарных предприятий, созданных в РФ и остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

•   прибыль  Банка России, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей – по нормативам, установленным  федеральными законами;

•  доходы от внешнеэкономической деятельности.2

За счет средств  бюджета формируется большая  часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета  выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Параметры бюджета  непосредственно воздействуют на важнейшие  макроэкономические показатели — объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.

Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики.3

Федеральный бюджет на 2011-2013 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2011 год составил 8 844,6 млрд. рублей, на 2012 и 2013 год в сумме 9 503,5 млрд.руб. и 10 379,9 млрд.руб. Расходы федерального бюджета на 2011 год прогнозируются в размере 10 658,6 млрд. руб., на 2012 год 11 237,92 млрд. руб., а в 2013 году 12 175,6 млрд. руб. Прогнозируется дефицит федерального бюджета в сумме 1 814,1 млрд. рублей в 2011 году. Дефицит федерального бюджета на 2012 год в сумме 1 734,5 млрд. рублей и на 2013 год в сумме 1 795,7 млрд. рублей.4

Проведем сравнительный  анализ доходной части федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. Рассмотрим таблицу №1.

 

Таблица №1 –  Доходы федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

Доходы  федерального бюджета

2011 год

2012год

Отклонение

2013 год

Сумма, млрд. руб.

Удел.вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удел. вес, %

По сумме, млрд. руб.

По удел. весу в %

Сумма, млрд. руб.

Удел. вес, %

Нефтегазовые  доходы

4 090,0

46,24

4 390,0

46,19

300,0

-0,05

4 653,2

44,83

Ненефтегазовые  доходы в т.ч.:

4 754,6

53,76

5 113,5

53,81

358,9

0,05

5 726,7

55,17

Всего доходов

8 844,6

100

9 503,5

100

658,9

0

10379,9

100


 

В связи с  произошедшими изменениями в  бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части  их распределения на нефтегазовые и  ненефтегазовые доходы. При  формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.

Нефтегазовые  доходы.  В расчет нефтегазовых доходов  бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ.  Эта  статья в общем объеме доходов  занимает 3 часть от всех поступлений в  федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что  удельный вес показателя падает, на 2011 год составит 46,24% , на первый плановый год 46,19%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 1,36 %. В абсолютном выражении сумма составит на 2011 год 4 090,0 млрд. руб., к 2012 году  прогнозируется увеличение  на 300 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике.

Необходимость  регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.

Ненефтегазовые  доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов.  В общем объеме этот показатель растет,  к 2013 году составит 5 726,7 млрд. руб., увеличившись на 972,1 млрд. руб. по отношению к 2011 году.

 

  1. РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных  расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.5

     По роли  в общественном производстве  расходы бюджета государства  делят на:

  1. расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
  2. расходы  на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной     сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
  3. расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).6

С помощью этих расходов государство получает инструменты  регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

1.      расходы  на народное хозяйство и поддержку  экономики;

2.      расходы  на социально-культурные нужды;

3.      военные  расходы;

4.      расходы  на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки  расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

 Такое деление  государственных расходов (также  как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.7

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д. Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе  и организационная , в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым про­граммам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы федерального бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные.

Информация о работе Доходы и расходы Федерального бюджета