Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:13, курсовая работа
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьёй 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Целью данной работы является анализ состояния бюджета на трёхлетний период.
Введение…………………………………………………………….…..3
Доходы федерального бюджета РФ………….…………………….….5
Расходы федерального бюджета РФ….…………………………….…9
Федеральный бюджет РФ в системе межбюджетных отношений....23
Инвестиции из федерального бюджета РФ…………………….……26
Заключение…………………………………………………….………29
Список используемой литературы…………………….……………..31
Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).
Структура государственных расходов, т.е. соотношение между группами расходов на народное хозяйство, социально-культурные нужды, военными расходами и расходами на управление в бюджете государства, не одинаково в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.)
Анализ расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации показывает, что наиболее значительны расходы на оборону, народное хозяйство. Социально-культурная же сфера в последние годы испытывает ощутимый недостаток ассигнований, исходя из разумных и желаемых потребностей современного общества.
Ощутимую долю в расходах федерального бюджета занимают расходы на обслуживание государственного долга.
1.
Расходы федерального бюджета
на народное хозяйство и
Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на народное хозяйство и поддержку экономики, а в последние годы из-за неоправданно возросших масштабов бюджетного финансирования затрат, обеспечивающих простое воспроизводство, когда на дотации уходило примерно пятая часть ВНП, резко снизилась роль бюджетных расходов в решении структурных проблем народного хозяйства. Как известно, к этому типу расходов относили расходы на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, причем львиная доля средств направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям различных дотаций на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи низкорентабельным или даже убыточным предприятиям и т.д.
Однако тенденция к сокращению расходов федерального бюджета на народное хозяйство не может завершиться полным отказом от бюджетного финансирования этих затрат. И в условиях рынка останутся такие расходы, которые требуют обязательного привлечения государственных средств. Это во многом объясняется тем, что продолжает функционировать (хотя и в меньших размерах) государственный сектор экономики, требующий разработки и реализации государственных инвестиционных программ, в соответствии с которыми и осуществляется бюджетное финансирование капитальных затрат. Но кроме этого для стабилизации экономики и развития предпринимательства необходима финансовая помощь государства в виде бюджетных субсидий, субвенций, бюджетных кредитов.8
2. Расходы бюджета на социально-культурные нужды.
Исходя из требований «социализации» рыночной экономики в России, объявленной в нашей стране как одно из главных направлений проводимых в стране реформ, значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально-культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально-культурные нужды в ускорении научно-технического прогресса.
К группе наиболее значимых расходов на финансирование социально-культурных мероприятий обычно относят:9
3. Военные расходы государственного бюджета.
На протяжении многих столетий люди во всем мире тратили немыслимое количество средств на подготовку к войнам, на ведение войн и на ликвидацию их последствий. И даже в наши дни во многих государствах, включая Россию, военные расходы дорого обходятся налогоплательщику, ведь еще сравнительно недавно, в период холодной войны, наше государство тратило на военные нужды от 25 до 30% ВНП.
О военных расходах в экономической литературе сказано много, но дискуссии о необходимости такого объема расходов на национальную оборону еще не скоро прекратятся. Дело в том, что анализ бюджета любой страны (за исключением, пожалуй, нейтральных стран) за последние 50 лет покажет, что военные расходы неуклонно растут как в абсолютных, так и в относительных суммах10.
Итак, любое современное государство часть бюджетных средств направляет на оборону, основное место в которых занимает :11
Важной
характерной чертой военных
Потребности военного рынка и потенциальные огромного числа людей, связанных с обеспечением армии, представляют важнейшую часть рынка. Потеря этого рынка сбыта может разрушить экономику любой страны. Россия не стала исключением. Во многом из-за этой причины в обозримом будущем ни одна из ведущих стран мира не пойдет на разрушение своей военной промышленности.
Но в современном мире уже наметилась если не тенденция, то стремление к сокращению военных расходов федерального бюджета прежде всего за счет сокращения вооружений, а также реформирования армии. Но это также требует затрат, и немалых. Россия выполняет ряд международных договоров по утилизации и ликвидации вооружений, а также по сокращению армий.
4. Расходы бюджета на управление.
Наличие специфической управленческой деятельности государства и выполнение им хозяйственно-организаторской функции вызывают к жизни расходы федерального бюджета на управление. Эти расходы являются материально-финансовой базой деятельности государственных органов, которые осуществляют руководство экономикой. Эта статья государственных расходов является наиболее противоречивой, ведь расходы на управление отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки их результативности, с другой.
Расходы федерального бюджета на управление включают в себя затраты на содержание:
Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции, работ или услуг предприятий и организаций. Однако фактически расходы на управление значительно превышают бюджетные назначения за счет привлечения различных внебюджетных фондов, включая фонды политических партий. За счет этих средств также создаются исследовательские центры, параллельные управленческие и охранные структуры и т.п.
Любому государству необходимо совершенствовать свою организационную форму управления экономической и социальной сферой, даже испытывающему острую нехватку средств в бюджете, и российское правительство, осознавая важность данной функции управления, претворяет в жизнь мероприятия, направленные на удешевление аппарата управления, который постоянно должен совершенствоваться.
Понятно, что такого рода деятельность имеет еще и фискальное значение: благодаря сокращению расходов на управление экономятся денежные средства, которые могли быть дополнительно направлены на финансирование народного хозяйства и социальной сферы.12
В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее в таблице №2.
Таблица №2 – Расходы федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
Расходы федерального бюджета |
2011 |
2012 |
Отклонение |
2013 | ||||
Сумма, млрд. руб. |
Удел.вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Удел. вес, % |
По сумме, млрд. руб. |
По удел. весу в % |
Сумма, млрд. руб. |
Удел. вес, % | |
Общегосударств вопросы |
836,8 |
8,9 |
794,5 |
8,2 |
-42,3 |
-0,7 |
771,7 |
6,3 |
Национальная оборона |
1571,1 |
14,7 |
1655,7 |
15,7 |
84,6 |
1,0 |
2098,6 |
18,2 |
Нац. безопасность и правоохран. деятельность |
1215,5 |
12,4 |
1193,4 |
11,9 |
-22,1 |
-0,5 |
1182,8 |
11,7 |
Национальная экономика |
1760,2 |
17,5 |
1747,7 |
16,6 |
-12,5 |
-0,9 |
1637,8 |
14,5 |
ЖКХ |
216,5 |
2,1 |
94,3 |
0,9 |
-122,2 |
-1,2 |
78,7 |
0,6 |
Охрана окружающей среды |
16,8 |
0,1 |
17,4 |
0,1 |
0,6 |
0 |
16,7 |
0,1 |
Образование |
516,6 |
4,9 |
516,0 |
4,7 |
-0,6 |
-0,2 |
519,4 |
4,3 |
Культура, кинематограф и СМИ |
143,3 |
1,4 |
141,1 |
1,4 |
-2,2 |
0 |
132,0 |
1,1 |
Здравоохран. и спорт |
508,6 |
4,8 |
510,5 |
4,5 |
1,9 |
-0,3 |
458,9 |
3,8 |
Социальная политика |
2940,5 |
27,8 |
3185,8 |
28,4 |
245,3 |
0,6 |
3437,5 |
29,2 |
Межбюджетные трансферты |
569,8 |
5,4 |
443,8 |
3,9 |
-1,5 |
-1,5 |
442,4 |
3,6 |
Условно утвержденные расходы |
- |
- |
419,3 |
3,7 |
419,3 |
3,7 |
798,4 |
6,6 |
Всего |
10658,6 |
100 |
11237,9 |
100 |
579,3 |
0 |
12 175,6 |
100 |
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают социальная политика. В 2011 году доля расходования этих средств составляет 27,8 %. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2012) он возрастает на 0,6 %. А в денежном эквиваленте увеличивается на 245,3 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение расходов на социальную политику к 2013 году до 3437,5 млрд. рублей, что составляет на 497 млрд. руб. больше по отношению к 2011 году.
Вторым разделом, доля которого составляет 17,5% от общей суммы расходов, являются национальная экономика. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2013 году сумма расходов составит 1637,8 млрд. руб., что значительно снизился по отношению к запланированному в 2011 году на 122,4 млрд. руб. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.
Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.
Национальная оборона занимает третье место в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2011 году сумма составит 1571,1 млрд. руб., в 2013 он возрастет до 2098,6 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 3,5%.
Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является национальная безопасность и правоохранительная деятельность, в 2011 году составит 12,4 %. В динамике этот показатель падает, к 2012 году он снизится на 0,5 %. В денежном выражении это показатель так же снижается.
Раздел образование имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице №2 этот показатель наращивает свой потенциал, спрогнозировано, что в 2011 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 516,6 млрд. руб., к 2013 году эта сумма увеличится на 1,8 млрд. руб.
Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.
Прогнозируется, что в 2011 году объем расходов по данному разделу составит 466,1 млрд. руб., в 2012 году произойдет сокращение на 0,3 %, а в 2013 году на 1% .